Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 марта 2011 г. N Ф09-602/11-С5 по делу N А60-14616/2010-С1
Дело N А60-14616/2010-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкасской Г.Н., судей Митиной М.Г., Гайдука А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Западное" (далее - предприятие) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу N А60-14616/2010-С1 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Бархатова Н.Ю. (доверенность от 14.01.2010);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гилева Е.П. (доверенность от 16.10.2009).
Предприятие (ИНН 6652015850, ОГРН 1036602420304) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения Свердловской железной дороги - Егоршинского участка производства Дирекции по тепловодоснабжению (далее - общество "РЖД"; ИНН 7708503727) о взыскании 1793444 руб. 21 коп. неосновательного обогащения (с учетом уменьшения суммы иска, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 20.08.2010 (судья Громова Л.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 (судьи Дружинина Л.В., Назарова В.Ю., Масальская Н.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами при разрешении спора положений Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила от 13.02.2006 N 83), Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), неисследование обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ответчик не представил в судебное заседание разрешение на строительство, акт ввода объекта в эксплуатацию, документы о правообладателе земельного участка. Указанные документы не могли быть истребованы истцом у ответчика самостоятельно до вынесения решения. В связи с самовольным подключением объектов истцу необходимо провести мероприятия по увеличению пропускной способности инженерных сетей, что подтверждается гидравлическими расчетами, выполненными государственным проектно-изыскательским институтом АО "Уралгипротранс" и сметой.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "РЖД" является собственником котельной, расположенной на станции Седельниково; комплекса системы водоотведения, включающего сооружения канализационных насосных станций N 1, литер 33, застроенная площадь 95 кв.м, канализационной насосной станции N 2, литер 35, застроенная площадь 95 кв.м, канализации, литер 31, протяженность 388,8 м, канализации, литер 32, протяженность 7581,6 м, канализации, литер 34, протяженностью 4168 м, канализации, литер 36, протяженность 4780 м; теплотрассы, литер 2, что подтверждается свидетельствами государственной регистрации права. Указанные объекты находятся на балансе Егоршинского участка производства Дирекции по тепловодоснабжению.
Согласно решению Комитета по управлению муниципальным имуществом и правовой работе администрации Сысертского городского округа от 09.02.2010 N 19, акту приема-передачи от 09.02.2010 истец владеет тепловыми сетями протяженностью 2,4 км, тепловым пунктом и межквартальными сетями канализации, расположенными в д. Большое Седельниково (станция Седельниково) Сысертского района.
Между истцом и ответчиком заключены договор на отпуск и потребление тепловой энергией в горячей воде от 01.01.2009 N 8/ТЭ/ДТв-12/09 для целей теплоснабжения многоквартирных жилых домов по ул. Лесной; договор на услуги по транспортировке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение от 01.01.2007 N 786-ю; договор на отпуск (получение) питьевой воды, прием (сброс) сточных вод от 31.12.2009 N 266/ДТВ-76/09 для многоквартирных домов по ул. Лесной.
В качестве основания заявленных требований истец в исковом заявлении указал на то, что 16.02.2010 при обследовании тепловых сетей и межквартальных сетей канализации, расположенных в д. Большое Седельниково (станция Седельниково) Сысертского района Свердловской области, установлено самовольное подключение к данным инженерным сетям коттеджного поселка ориентировочной площадью 2000 кв.м, строительство которого осуществлено общество "РЖД", в связи с чем был составлен акт незаконного подключения к инженерным сетям.
Из имеющейся в материалах дела схемы, пояснений представителей сторон суд апелляционной инстанции установил, что местом подключения является тепловая камера-6 (ТК-6).
Полагая, что на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение в виде неуплаченной истцу платы за подключение к тепловым сетям и сетям водоотведения малоквартирных жилых домов на ст. Седельниково в размере 1793444 руб. 21 коп., предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности истцом необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности либо пропускной способности инженерно-технических сетей; отсутствия в инвестиционных программах указанных мероприятий; недоказанности того, что лицом, неосновательно обогатившимся в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является ответчик, а потерпевшим лицом - истец.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец по иску о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за его счет в отсутствие правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Частью 8 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, возложена обязанность обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен Правительством Российской Федерации.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются Правилами от 13.02.2006 N 83.
В соответствии с п. 15 Правил от 13.02.2006 N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил N 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (п. 3 Правил N 360).
В соответствии с п. 6 Правил от 13.02.2006 N 83 в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
На основании пункта 9 указанных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 названных Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
В силу п. 11 Правил от 13.02.2006 N 83, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 данных Правил.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и(или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Согласно п. 14 Правил N 360 размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и(или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и(или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и(или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и(или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Суды пришли к правильному выводу о том, что действующее законодательство предусматривает обязательность внесения платы за подключение только в том случае, если для подключения к сетям коммунальной инфраструктуры требуется создание или реконструкция таких сетей или проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей.
Решением Думы Сысертского городского округа от 06.12.2007 N 307 утверждены инвестиционные программы "Развитие систем водоснабжения и водоотведения Сысертского городского округа ("МУП ЖКХ "Западное") на 2009-2013 годы", "Развитие систем теплоснабжения Сысертского городского округа (МУП ЖКХ "Западное") на 2009-2010 годы".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о взыскании неосновательного обогащения.
При этом суды исходили из того, что указанные инвестиционные программы не предусматривают включения в них мероприятий, связанных с созданием (реконструкцией) сетей инженерно-технического обеспечения либо увеличением мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства.
Суд первой инстанции установил, что между сторонами велись переговоры относительно подключения проектируемого объекта - малоквартирные жилые дома на ст. Седельниково, однако технические условия в установленном порядке выданы не были, договор не заключен.
Суд апелляционной инстанции признал произведенный истцом расчет суммы неосновательного обогащения недоказанным и противоречащим п. 14 Правил N 360.
Суд апелляционной инстанции на основании ст. 9, 65, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно не принял во внимание представленные истцом в апелляционную инстанцию гидравлические расчеты, выполненные государственным проектно-изыскательским институтом "Уралгипротранс" и локальный сметный расчет.
Доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2010 по делу N А60-14616/2010-С1 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Западное" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 11 Правил от 13.02.2006 N 83, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 данных Правил.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и(или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Согласно п. 14 Правил N 360 размер платы за подключение определяется следующим образом:
...
Суд апелляционной инстанции признал произведенный истцом расчет суммы неосновательного обогащения недоказанным и противоречащим п. 14 Правил N 360."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2011 г. N Ф09-602/11-С5 по делу N А60-14616/2010-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-602/11-С5