Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 марта 2011 г. N Ф09-517/11-С2 по делу N А07-10091/2010
Дело N А07-10091/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Артемьевой Н.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2010 по делу N А07-10091/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное унитарное предприятие Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика" (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам с указанием сумм задолженности, по которым право на взыскание у налогового органа утрачено, а также об обязании выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам с указанием реальных налоговых обязательств предприятия, подлежащих взысканию, с обособленным указанием на суммы задолженности, по которым право налогового органа на взыскание утрачено.
Решением суда от 06.09.2010 (судья Безденежных Л.В.) требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам с указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено, а также обязал инспекцию выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам с указанием реальных налоговых обязательств предприятия, подлежащих взысканию, с обособленным указанием на суммы задолженности, по которым право налогового органа на взыскание утрачено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010 (судьи Толкунов В.М., Иванова Н.А., Степанова М.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению инспекции, утрата возможности взыскания в бесспорном и судебном порядке задолженности по налогам не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате существующей задолженности, таким образом, отражение задолженности в справке о состоянии расчетов не нарушает прав общества. Налоговый орган считает, что причинная связь между указанием сумм задолженности и результатом предпринимательской деятельности не подтверждена, нарушение прав налогоплательщика не доказано.
В представленном отзыве предприятие возражает против доводов инспекции, считая обжалуемые судебные акты обоснованными.
Из обстоятельств дела следует, что налогоплательщик обратился в инспекцию с письмом от 12.05.2010 N 42/100, в котором содержалась просьба предоставить справку о расчетах с бюджетом по налогам и сборам по состоянию на 01.05.2010 с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09, для подготовки документов в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с целью получения субсидии по возмещению части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 92.
Налоговый орган выдал справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 3791 по состоянию на 01.05.2010.
Ссылаясь на то, что в справке указаны либо несуществующие суммы задолженности, либо суммы, взыскание которых в настоящее время невозможно по причине истечения предельных сроков взыскания, полагая при этом, что сведения, указанные в справке, должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов и быть достоверными, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды пришли к выводу о том, что отражение в справке о расчетах предприятия с бюджетом по состоянию на 01.05.2010 необъективной информации, без обособления сумм задолженности, по которой налоговым органом утрачено право на взыскания, нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов соответствуют нормам права и материалам дела.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В справке по состоянию на 01.05.2010, выданной предприятию, отражены в том числе суммы задолженности, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
В настоящем случае справка о состоянии задолженности по налоговым платежам была необходима предприятию в целях получения субсидии по возмещению части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 92 "Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года", согласно которому для получения субсидии на уплату процентов необходимо представить справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер указанного приказа следует читать как "N ММ-3-19/206@"
С учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Указание в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности без обособления сумм, по которым право налогового органа на взыскание утрачено, не соответствует объективной информации о состоянии расчетов и непосредственным образом нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отражение в карточке лицевого счета налогоплательщика сумм задолженности, право на взыскание которой налоговым органом утрачено, является искажением сведений о состоянии расчетов с бюджетом, вследствие чего наложение на инспекцию обязанности выдать справку о состоянии расчетов с обособленным указанием сумм задолженности, по которым право налогового органа на взыскание утрачено, является правомерным.
Суды обеих инстанций на основании имеющихся в деле объективных доказательств, входящих непосредственно в предмет доказывания и исследованных согласно требованиям ст. 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что спорную сумму задолженности составляет задолженность, образовавшаяся свыше трех лет назад, взыскание которой признано решениями арбитражного суда невозможным и право на взыскание по которой инспекцией утрачено.
Таким образом, суды, исходя из того, что наличие указанной задолженности создает неблагоприятные последствия для налогоплательщика в виде невозможности получения субсидии, влияет на его хозяйственную деятельность, обоснованно признали незаконными действия должностных лиц налогового органа, выразившиеся в выдаче справки с указанием сумм задолженности, право на взыскание которой налоговым органом утрачено.
Довод инспекции о том, что утрата налоговым органом возможности взыскания в бесспорном и судебном порядке задолженности по налогам (сборам) не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате существующей задолженности и не является основанием к признанию такого долга безнадежным и его списанию, не принимается, поскольку не относится к предмету настоящего спора, которым являются незаконные действия налогового органа по выдаче справки без указания достоверной информации о наличии у предприятия задолженности перед бюджетом.
Всем обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов, сделанных судами, и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2010 по делу N А07-10091/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящем случае справка о состоянии задолженности по налоговым платежам была необходима предприятию в целях получения субсидии по возмещению части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 92 "Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года", согласно которому для получения субсидии на уплату процентов необходимо представить справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2011 г. N Ф09-517/11-С2 по делу N А07-10091/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника