Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 марта 2010 г. N А60-60825/2009-С8
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2010 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Дегонской Н.Л., судей Лихачевой Г.Г., Гаврюшина О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабировой Т.И., рассмотрел в судебном заседании 16.03.2010-19.03.2010 дело по заявлению ООО "Горводопровод" (ИНН 6632029598) к Думе Серовского городского округа, администрации Серовского городского округа, главе Серовского городского округа, при участии третьего лица - Региональной энергетической комиссии Свердловской области, о признании недействующим нормативного акта, при участии в судебном заседании:
от заявителя - Зайцев О.А., представитель по доверенности от 01.10.2009 N 4; Шалаев О.А., представитель по доверенности от 01.10.2009 N 4; Кыров С.Е., представитель по доверенности от 01.01.2010; Лалетина О.А., представитель по доверенности от 01.01.2010; Вечкутова Н.В., представитель по доверенности от 01.01.2010;
от заинтересованных лиц:
от Думы Серовского городского округа - Силантьев М.Н., представитель по доверенности от 04.05.2009 N 1;
от администрации Серовского городского округа - Косарева Л.М., представитель по доверенности от 18.01.2010 N 3; Силантьев М.Н., представитель по доверенности от 01.07.2009 N 18;
от главы Серовского городского округа - Силантьев М.Н., представитель по доверенности от 04.05.2009 N 1;
от третьего лица - Конькова Е.С., представитель по доверенности от 18.01.2010 N 02-18/110.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 19.03.2010 для реализации сторонами права на ознакомление с представленными документами. После перерыва судебное заседание продолжено.
После перерыва от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
ООО "Горводопровод" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к объяснению и дополнительных документов на 12 страницах. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ООО "Горводопровод" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействующими пункта 1 раздела I "Услуги подъема питьевой воды" главы 1 и подпункта 2 пункта 1 раздела III "Полный комплекс услуг водоснабжения" главы 1 решения Думы Серовского городского округа N 241 "Об утверждении индивидуальных предельных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Серовского городского округа на 2010 год" как не соответствующих пунктам 2, 5 части 1 статьи 3, пункту 12 части 2 статьи 5, частям 1-7 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и положениям постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Кроме того, заявитель просит обязать Думу Серовского городского округа утвердить для ООО "Горводопровод" на 2010 г. экономически обоснованный индивидуальный предельный тариф на услуги водоснабжения, соответствующий разработанной ООО "Горводопровод" производственной программе и представленным расчетам финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, а также обязать администрацию Серовского городского округа в соответствии с полномочиями администрации Серовского городского округа, предусмотренными пунктом 3 раздела 2 решения Думы Серовского городского округа от 29.08.2006 N 166 "Об утверждении Порядка рассмотрения и установления тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса на территории Серовского городского округа", опубликовать информацию об утверждении тарифа на услуги водоснабжения ООО "Горводопровод" на 2010 г. для потребителей. Мотивирует свои доводы заявитель тем, что данный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ и нарушает его экономические интересы, установленный размер не возмещает его экономические затраты.
Дума Серовского городского округа, администрация Серовского городского округа, глава Серовского городского округа (далее - заинтересованные лица) представили суду отзывы, заявленные требования не признают, полагают, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий и не нарушает прав заявителя.
РЭК Свердловской области (далее - третье лицо) изложила свою позицию в отзыве со ссылкой на представленное заявителем экономическое обоснование тарифов.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ООО "Горводопровод" оказывает услуги водоснабжения потребителям муниципального образования Серовского городского округа.
22.04.2009 ООО "Горводопровод" представило в администрацию Серовского городского округа документы, необходимые для установления тарифа на услугу водоснабжения для прогноза индекса предельных тарифов и для направления производственной программы в РЭК Свердловской области для согласования в соответствии с пунктом 9 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.
Уточненные данные для установления тарифа на услуги водоснабжения были представлены заявителем 18.09.2009.
19.10.2009 тарифная комиссия администрации Серовского городского округа рассмотрела проект обоснованности расчета тарифа на услуги водоснабжения и в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", подпунктом 2 пункта 2 раздела 3 Порядка рассмотрения и установления тарифов и надбавок к тарифам на услуги (товары) организаций коммунального комплекса на территории Серовского городского округа, утвержденного решением Думы Серовского городского округа от 29.08.2006 N 166, произвела расчет тарифа в размере 11,12 руб. за кубометр (протокол заседания тарифной комиссии от 19.10.2009).
В соответствии с пунктом 18 раздела 3 Регламента администрации Серовского городского округа, утвержденного постановлением администрации Серовского городского округа от 30.11.2009 N 2178, проекты решений Думы Серовского городского округа предварительно рассматриваются на коллегии администрации Серовского городского округа.
Коллегией администрации в соответствии с пунктами 14 и 18 раздела 3 Регламента администрации Серовского городского округа, утвержденного постановлением администрации Серовского городского округа от 30.11.2009 N 2178, принято направить вышеуказанный проект решения на доработку: произвести расчет тарифов с учетом роста заработной платы на 2010 г. с коэффициентом 1,0 к уровню, утвержденному на 2009 г.
Тарифная комиссия 18.11.2009 в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", подпунктом 2 пункта 2 раздела 3 Порядка рассмотрения и установления тарифов и надбавок к тарифам на услуги (товары) организаций коммунального комплекса на территории Серовского городского округа, утвержденного решением Думы Серовского городского округа от 29.08.2006 N 166, с учетом решения коллегии администрации Серовского городского округа произвела расчет тарифа на услуги водоснабжения в размере 10,72 руб. за кубометр (протокол заседания тарифной комиссии от 18.11.2009). Данный тариф включает инвестиционную надбавку к тарифу в размере 0,09 руб./куб.м.
Данный тариф, как установлено в судебном заседании, был сформирован с учетом:
- затрат по аренде на уровне проектируемых предприятием расходов в сумме 251,0 тыс. руб.;
- фонда оплаты труда работников, определен исходя из затрат, утвержденных на 2009 г. с индексом роста 1 =1,0;
- накладных расходов исходя из затрат, утвержденных на 2009 г. с индексом роста 1 = 1,0 в сумме 13553,7 тыс. руб.;
- затрат на капитальный ремонт в сумме 4830 тыс. руб.;
- фактических затрат в сумме водного налога - 1826,8 тыс. руб.;
- с учетом сторонних организаций в объеме, необходимом для оплаты услуг, предъявляемых МП "Сигнал" по тарифу полного комплекса услуг водоснабжения 9,12 руб. за кубометр и услуг водопроводной сети 1,80 руб. за кубометр.
24.11.2009 решением Думы Серовского городского округа N 241 "Об утверждении индивидуальных предельных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Серовского городского округа на 2010 год" утвержден индивидуальный предельный тариф на услуги водоснабжения для ООО "Горводопровод" на 2010 г. в размере 10,72 руб./куб.м без учета НДС, в том числе тариф на полный комплекс услуг водоснабжения в сумме 10,63 руб./куб.м (включая услуги подъема питьевой воды 2,70 руб./куб.м) и инвестиционная надбавка к тарифу - 0,09 руб./куб.м.
Решение Думы Серовского городского округа N 241 "Об утверждении индивидуальных предельных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Серовского городского округа на 2010 год" опубликовано в официальном печатном издании (приложение к газете "Серовский рабочий" "Муниципальный вестник" от 26.11.2009 N 44(91).
Полагая, что указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления в части утверждения индивидуального предельного тарифа на услуги водоснабжения для ООО "Горводопровод" на 2010 г. принят с нарушением пунктов 2, 5 части 1 статьи 3, пункта 12 части 2 статьи 5, частей 1-7 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса", а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", имеющих большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Горводопровод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон) тарифы на данные услуги подлежат регулированию:
1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с данным Федеральным законом отнесены утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу пункта 1 части 2 статьи 4 Закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 4 Закона).
Пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210) предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Общие принципы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусмотрены статьей 3 Закона N 210-ФЗ, в том числе полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", подпунктом 2 пункта 2 раздела 3 Порядка рассмотрения и установления тарифов и надбавок к тарифам на услуги (товары) организаций коммунального комплекса на территории Серовского городского округа, утвержденного решением Думы Серовского городского округа от 29.08.2006 N 166, в случае несоответствия рассчитанных тарифов на услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимой для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности услуг организации коммунального комплекса для потребителей (пункт 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520).
На основании постановления РЭК Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК (в редакции от 08.07.2009) "Об утверждении предельных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Свердловской области" в расчете тарифа были скорректированы следующие показатели:
1. Затраты на материалы учтены в сумме 242,5 тыс. руб., рассчитаны исходя из нормативного расхода реагента (5,52 т гипохлорит кальция) и цены, действующей в 2009 г., подтвержденной счетом-фактурой (с. 21 дополнительных материалов производственной программы), с учетом индекса-дефлятора на 2010 г. 1,08.
2. Затраты на электрическую энергию учтены в сумме 17489,7 тыс. руб. исходя из расхода энергии в количестве 6715,867 тыс. кВт*ч, определенному по удельному расходу, учтенному в тарифе 2009 г., тарифов на электрическую энергию, действующих в 2009 г. (2,2354 руб. кВт*ч), согласно представленному счету-фактуре (с. 27 дополнительных материалов производственной программы), с учетом индекса-дефлятора на 2010 г. 1,165.
3. Арендная плата принята на уровне, заявленном организацией, в размере 251,0 тыс. руб.
4. Затраты па текущий ремонт и техническое обслуживание учтены в сумме 5385,2 тыс. руб., в размере средств, необходимых для оплаты ремонтного персонала и арендной платы, учтенной в действующем тарифе.
5. Затраты на проведение капитального ремонта учтены в размере 4830,0 тыс. руб. согласно предписаниям надзорных органов, подтверждающих необходимость проведения работ. Фактическое освоение капитального ремонта в 2009 г. составило 5,9% (322,0 тыс. руб.) от утвержденного в действующем тарифе (5463,6 тыс. руб.).
6. Расходы на оплату труда учтены в размере 7171,5 тыс. руб., рассчитаны исходя из нормативной численности персонала (64 чел.) и затрат, учтенных в действующем тарифе с индексом роста 1,0. Фактическая численность основного технологического персонала составляет 49 чел. при заработной плате 6282,58 тыс. руб., согласно форме статистической отчетности П-4 за март 2009 г. (с. 61-64 дополнительных материалов производственной программы). Рост расходов на оплату труда, учтенных в тарифе к фактической заработной плате, указанной в статистическом отчете, составил 114,1%.
Согласно расчету фактической заработной платы по форме статистической отчетности П-4 за март 2009 г. фонд начисленной заработной платы составил 1722,2 тыс. руб.; за 12 месяцев - 20666,4 тыс. руб.; доля заработной платы основного технологического персонала составляет 30,4% (по заявленной в производственной программе ожидаемой заработной платы на 2009 г.); 20666,4 тыс. руб. х 30,4% = 6282,58 тыс. руб.
В течение 2009 г. допущен фактический рост заработной платы на 24,6% по сравнению с запланированным в тарифе 2009 г. (6,3%).
7. Отчисления на социальные нужды в размере 26,3% от расходов на оплату труда основного технологического персонала.
8. Прочие прямые расходы учтены в размере, необходимом для уплаты водного налога, в сумме 1826,8 тыс. руб. согласно данным, представленным организацией.
9. Расходы на охрану учтены в размере 6462,8 тыс. руб., заработная плата рассчитана исходя из учтенной в действующем тарифе, расходы на спецодежду и оплату услуг вневедомственной охраны учтены в размере, планируемом предприятием, расходы на установку системы видеонаблюдения исключены, так как средства на эти работы были учтены при формировании тарифа на 2009 г. Расходы на охрану учтены отдельной статьей затрат, хотя должны включаться в общеэксплуатационные расходы, согласно методическим рекомендациям по постановлению РЭК Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК.
10. Цеховые и общеэксплуатационные расходы учтены в размере 13553,7 тыс. руб., 22,9% в себестоимости. Согласно пункту 18 постановления РЭК Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК суммарный размер цеховых и общеэксплуатационных расходов в затратах на производство услуг не должен превышать 20% в себестоимости.
11. Услуги очистных сооружений учтены в размере 1155,0 тыс. руб. согласно данным, представленным организацией.
12. Услуги сторонних организаций в размере 14682,5 тыс. руб. рассчитаны исходя из объемов покупки воды (1028,52 тыс. куб.м) и услуги водопроводной сети (2945,942 тыс. куб.м) и тарифов, утвержденные для МП "Сигнал".
13. Прибыль учтена в размере 853,0 тыс. руб., в размере средств, необходимых на уплату налогов на имущество и на прибыль, и выплат на социальные нужды работникам по коллективному договору согласно данным, представленным организацией.
В обоснование заявленных требований ООО "Горводопровод" указало, что утвержденный решением Думы Серовского городского округа тариф не обеспечивает обществу возмещение понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению, и повлечет возникновение существенных убытков, в судебном заседании в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем признан расчет (с учетом перерасчета) предельных индексов при тарифе 13,00 руб./куб.м.
В обоснование возражений заинтересованное лицо указало на то, что экономически обоснованным тарифом является 10,63, тариф 13,00 не укладывается в предельный индекс. При этом, как установлено в судебном заседании, при расчетах администрация Серовского городского округа использовала метод предельных тарифов.
РЭК Свердловской области пояснило, что обоснованными на 2010 г. признаны следующие тарифы ООО "Горводопровод": на услугу подъема воды - 3,69 руб./куб.м, на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой - 11,30 руб./куб.м. При этом администрация Серовского городского округа была уведомлена, что после уточнения показателей инфляции данные экономически обоснованные величины будут изменены. Направленные администрацией Серовского городского округа в РЭК Свердловской области разногласия были рассмотрены и дополнительно учтены расходы на капитальный ремонт. Также экономически обоснованные величины были пересмотрены с учетом показателей инфляции, определенных Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг., рассмотренными Правительством Российской Федерации 13.07.2009, опубликованными на сайте Минэкономразвития РФ. В результате РЭК Свердловской области признала экономически обоснованными на 2010 г. следующие тарифы ООО "Горводопровод": на услугу подъема воды - 3,61 руб./куб.м, на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой - 11,75 руб./куб.м против проектируемого ООО "Горводопровод" в производственной программе на 2010 г. в размере 14,70 руб./куб.м. Данные тарифы, а также инвестиционная надбавка к тарифу на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой в размере 0,09 руб./куб.м, предусмотренная инвестиционной программой развития систем водоснабжения Серовского городского округа, учтены при утверждении индекса по Серовскому городскому округу на 2010 г.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд пришел к выводу о том, что экономически обоснованными являются следующие тарифы для ООО "Горводопровод" на 2010 г.: на услугу подъема воды - 3,61 руб./куб.м, на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой - 11,75 руб./куб.м.
Данные тарифы, а также инвестиционная надбавка к тарифу на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой в размере 0,09 руб./куб.м, предусмотренная инвестиционной программой развития систем водоснабжения Серовского городского округа, учтены уполномоченным органом при утверждении предельного индекса по Серовскому городскому округу на 2010 г.
Тариф на услуги водоснабжения, рассчитанный ООО "Горводопровод" в размере 14,70 руб./куб.м, не может быть признан экономически обоснованным, поскольку не подтверждается экономическим обоснованием, представленным заявителем, и превышает установленный предельный индекс по Серовскому городскому округу на 2010 г., который в этом случае будет равен 115%.
Следует отметить, что тариф на услуги водоснабжения, проектируемый ООО "Горводопровод" в производственной программе на 2010 г., в размере 14,70 руб./куб.м не признала экономически обоснованным и экспертная организация "Экологический фонд "Вода Евразии", на заключение которой ссылается в исковом заявлении ООО "Горводопровод". Возражений по поводу выводов экспертов стороны не заявили. Каких-либо ходатайств о проведении независимой экспертизы сторонами в судебном заседании не заявлялось.
Довод заинтересованного лица о том, что при установлении тарифа для заявителя был применен метод установления предельных тарифов (о чем сделана запись в протоколе судебного заседания), судом отклонен как не подтвержденный материалами дела. Метод установления предельных тарифов согласно Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы), предусматривает установление предельных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций.
Фактически при установлении тарифа для заявителя применен метод установления фиксированных тарифов. При применении метода установления фиксированных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса тарифы рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов. Кроме того, предприятие осуществляет данную деятельность менее трех лет.
При этом в силу пункта 27 Основ для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, тогда как судом установлено, что заинтересованным лицом тарифное соглашение не было применено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое решение Думы Серовского городского округа N 241 "Об утверждении индивидуальных предельных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Серовского городского округа на 2010 год" в части установления для ООО "Горводопровод" индивидуальных предельных тарифов на услуги подъема питьевой воды 2 руб. 70 коп./куб.м без НДС, тариф на услуги водоснабжения (полный комплекс) - 10 руб. 63 коп./куб.м без НДС было принято органом регулирования в нарушение Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
На основании изложенного требования, заявленные ООО "Горводопровод", подлежат удовлетворению в части установления для ООО "Горводопровод" индивидуальных предельных тарифов на услуги подъема питьевой воды 2 руб. 70 коп./куб.м без НДС, тариф на услуги водоснабжения (полный комплекс) - 10 руб. 63 коп./куб.м без НДС.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением заявленных требований с Думы Серовского городского округа и администрации муниципального образования Серовского городского округа подлежат взысканию в пользу заявителя расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб., понесенные заявителем.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействующими пункт 1 раздела I "Услуги подъема питьевой воды" главы 1 и подпункт 2 пункта 1 раздела III "Полный комплекс услуг водоснабжения" главы 1 решения Думы Серовского городского округа N 241 "Об утверждении индивидуальных предельных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Серовского городского округа на 2010 год" в части установления для ООО "Горводопровод" индивидуальных предельных тарифов на услуги подъема питьевой воды 2 руб. 70 коп./куб.м без НДС, тариф на услуги водоснабжения (полный комплекс) - 10 руб. 63 коп./куб.м без НДС как не соответствующие Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Признать экономически обоснованными на 2010 г. тарифы для ООО "Горводопровод" на услугу подъема питьевой воды 3 руб. 61 коп./куб.м без НДС, тариф на услуги водоснабжения (полный комплекс) - 11 руб. 75 коп./куб.м без НДС.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Думы Серовского городского округа, администрации муниципального образования Серовского городского округа в пользу ООО "Горводопровод" по 1000 руб. 00 коп. с каждого в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченных платежным поручением от 14.12.2009 N 657.
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2010 г. N А60-60825/2009-С8
Текст решения опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Приложение. III квартал 2010 г. стр. 39
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника