Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 марта 2011 г. N А60-41122/2010
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 августа 2012 г. N А60-23913/2012
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 15 марта 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании 02-10 марта 2011 дело по заявлению ЗАО "Продконтракт-К" (ИНН 6660121669, ОГРН 1026604960095) к Екатеринбургскому комитету по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6608004472) о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.Г.Горностаева, представитель по доверенности 66 АА 0230142,
от заинтересованного лица: Н.И. Барабанова, представитель по доверенности N 145 от 30.12.2010.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении к материалам дела копии решения от 07.07.2010 N 02.12-24-8165 с отметкой о получении, копии кадастрового паспорта помещения от 02.03.2011 судом удовлетворено.
В судебном заседании по ходатайству заинтересованного лица для представления дополнительных документов объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 10 марта 2011. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Заявитель уточнил требования. Уточнение судом принято.
От заявителя поступило ходатайство о восстановлении срока на обжалование отказа Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга, выраженного в письме от 07.07.2010 N 02.12-24-8165. Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ЗАО "Продконтракт-К" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд (с учетом уточнения) с заявлением о признании незаконным отказа Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга, выраженного в письме от 07.07.2010 N 02.12-24-8165, в предоставлении ЗАО "Продконтракт-К" преимущественного права на приобретение (приватизацию) арендуемого нежилого помещения площадью 306,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Рассветная, 3, литер А1. Кроме того, заявитель просит обязать Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Продконтракт-К" путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и взыскать с заинтересованного лица государственную пошлину по делу.
Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, мотивируя наличием у заявителя задолженности по уплате пени.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Между ЗАО "Продконтракт-К" и Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга 31.12.2005 был заключен договор аренды нежилого помещения N 32070007, общей площадью 320,5 кв.м., расположенного по адресу: г.Екатеринбург, ул.Рассветная, 3. В соответствии с письмом от 14.12.2006 N 02.12.714-11055 действие данного договора продлено на неопределенный срок.
Общество обратилось в ЕКУГИ с заявлением от 22 апреля 2010 года о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого им на основании договора аренды N 32070007 от 04.01.1997 года нежилого имущества, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул.Рассветная, 3, (помещение 1 этажа и подвал).
Письмом от N 02.12-24-7002 от 10 июня 2010 года заинтересованное лицо отказало заявителю в приватизации названного объекта со ссылкой на то, что за несвоевременное внесение платежей за арендуемое имущество, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул.Рассветная, 3, начислены пени, которые на момент подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не уплачены.
Погасив задолженность по пени, 30 июня 2010 ЗАО "Продконтракт-К" обратилось в Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга с повторным заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого имущества, расположенного по адресу: г. г.Екатеринбург, ул.Рассветная, 3, (помещение 1 этажа и подвал).
Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга письмом от 07.07.2010 N 02.12-24-8165 отказало в предоставлении ЗАО "Продконтракт-К" преимущественного права на приобретение (приватизацию) арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, ул.Рассветная, 3, сославшись на то, что законодательство о приватизации не содержит положений, устанавливающих многократность обращений субъектов малого и среднего предпринимательства.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно положениям статей 4, 10 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом 159-ФЗ (часть 1 статьи 1).
В силу статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частями 2, 3, 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
ЗАО "Продконтракт-К" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что подтверждается представленным в материалы дела бухгалтерским балансом общества на 01.10.2010 года, отчетом о прибылях и убытках за 2009 год, сведениями о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2010 года и заинтересованным лицом не оспаривается.
02 марта между ЗАО "Продконтракт-К" и Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 32070007 от 04.01.1997, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду объект муниципального нежилого фонда (нежилое помещение, встроенное, пристроенное к жилому или нежилому зданию, отдельно стоящее здание, сооружение, строение - нужное подчеркнуть (далее - объект), расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Рассветная, д. 3, литер А1, нежилое, встроенное помещение с отдельным входом, расположение - первый этаж, подвал жилого дома, номер на поэтажном плане: подвал - N N 9-18, 20-21, площадь -124,0 кв.м, первый этаж - N N 1-17, площадь - 182,5 кв.м, общая площадь - 306,5 кв.м, отдельный вход (на основании кадастровых паспортов от 12.11.2008, от 14.05.2009, от 02.03.2011 по данным инвентаризации ЕМУП БТИ на 06.09.2007)". Действие настоящего дополнительного соглашения распространяется с 03 марта 2011 года и является неотъемлемой частью договора аренды N 32070007 от 31.12.2005.
Задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням) общество не имеет.
Вышеназванные обстоятельства заинтересованным лицом не оспариваются.
Как следует из материалов дела, отказ заявителю в выкупе арендуемого помещения связан с неоднократным обращением ЗАО "Продконтракт-К" с заявлением о приватизации арендуемого имущества. По мнению комитета, действующим законодательством не предусмотрена многократность обращений с заявлением в соответствующий уполномоченный орган.
Довод заинтересованного лица об отсутствии у заявителя права на повторное обращение с заявлением о выкупе арендованного имущества, судом отклоняется, поскольку Федеральными законами от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 17.07.2009 N 149-ФЗ не предусмотрено ограничение количества обращений в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права на приватизацию.
Данный отказ нарушает преимущественное право заявителя на приобретение арендуемого объекта, в порядке, установленном указанными законами.
Оценив довод заинтересованного лица, суд пришел к выводу о незаконности отказа заявителю в реализации преимущественного права. Отказ в приватизации по основанию многократного обращения нарушает преимущественное право ЗАО "Продконтракт-К" на приобретение арендуемого объекта в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ, с учетом внесенных в него Законом от 17.07.2009 N 149-ФЗ изменений, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
Поскольку требования заявителя подлежат удовлетворению, на основании статьи 110 АПК РФ в порядке распределения расходов по уплате государственной пошлины с ЕКУГИ в пользу общества подлежит взысканию 2000 рублей.
Правила подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) об освобождении органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины, не предусматривают освобождение указанных органов от обязанности возмещения другой стороне понесенных ею судебных расходов на основании статьи 110 АПК РФ.
Кроме того, статья 333.40 НК РФ не предусматривает возможности возврата истцу из федерального бюджета государственной пошлины при принятии судебного акта в его пользу, когда ответчиком выступает орган местного самоуправления, в указанных случаях следует применять статью 110 АПК РФ, то есть относить судебные расходы на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные ЗАО "Продконтракт-К" требования удовлетворить.
2. Признать выраженный в письме от 07.07.2010 N 02.12-24-8165 отказ Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом в реализации преимущественного права ЗАО "Продконтракт-К" на приобретение арендуемого помещения, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, ул.Рассветная, 3, литер А1, общей площадью 306, 5 кв.м. незаконным.
Обязать Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Продконтракт-К" путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6608004472) в пользу ЗАО "Продконтракт-К" (ИНН 6660121669, ОГРН 1026604960095) 2000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2011 г. N А60-41122/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника