Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 марта 2011 г. N Ф09-1367/11-С3 по делу N А07-16970/2010
Дело N А07-16970/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Дубровского В.И., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.11.2010 по делу N А07-16970/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Фабрика нетканых материалов" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решений инспекции о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 26.08.2010 N 8525, 8526, 8527, 8528, решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 26.08.2010 N 8455, 8456, 8457, 8458, 8459, 8460, 8461, 8462, 8463, 8464, 8465, 8466, 8467, 8468, 8469, 8470, 8471, 8472, 8473, 8474.
Решением суда от 24.11.2010 (судья Гилязутдинова Р.Х.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Дмитриева Н.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Налоговый орган указывает на то, что оспариваемые решения вынесены 26.08.2010 в связи с неисполнением требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которые направлены налогоплательщику на основании решений о привлечении его к налоговой ответственности от 01.07.2010; довод общества о том, что момент совершения налоговых правонарушений возник до 30.04.2010, является ошибочным, поскольку налоговый орган выносил оспариваемые решения по уплате штрафных санкций, а обязанность по их уплате возникла у налогоплательщика с 01.07.2010.
Налоговый орган считает, что взыскиваемые штрафы относятся к текущим платежам.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
По мнению общества, требования инспекции о взыскании штрафов за налоговые правонарушения подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Как следует из материалов дела и установлено судами, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2010 по делу N А07-6030/2010 возбуждено производство о признании общества несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 25.05.2010 по указанному делу в отношении общества введена процедура наблюдения.
Межрайонной инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования от 30.07.2010 N 1767, 1768, 1769, 1770 об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком исполнения до 23.08.2010, согласно которым налогоплательщику предложено уплатить штрафы, начисленные по решениям от 01.07.2010 N 1884, 1883, 1882, 1881.
В связи с неисполнением обществом обязанности по уплате штрафов в установленный срок, налоговым органом вынесены решения о взыскании штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 26.08.2010 N 8525, 8526, 8527, 8528, а также решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке N 8455, 8456, 8457, 8458, 8459, 8460, 8461, 8462, 8463, 8464, 8465, 8466, 8467, 8468, 8469, 8470, 8471, 8472, 8473, 8474.
Налогоплательщик, полагая, что оспариваемые решения приняты налоговым органом с нарушением действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что в соответствии с п. 3 ст. 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования по взысканию штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе третьей очереди, подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов, в связи с чем инспекция лишена возможности взыскать спорную задолженность в бесспорном порядке, а также принимать меры по обеспечению исполнения обязанности налогоплательщика по уплате данной задолженности.
Вывод судов основан на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.
Общий порядок взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов, установлен положениями ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которым в случае неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате перечисленных платежей указанная обязанность исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в банках и на иное имущество налогоплательщика (налогового агента).
Согласно п. 1, 2 ст. 114 Кодекса налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В силу п. 3 ст. 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов.
Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
Поскольку налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию спорной задолженности, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и признали недействительными оспариваемые решения инспекции.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводы, сделанные судами первой и апелляционной инстанций, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.11.2010 по делу N А07-16970/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 ст. 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов.
Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
Поскольку налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию спорной задолженности, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и признали недействительными оспариваемые решения инспекции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2011 г. N Ф09-1367/11-С3 по делу N А07-16970/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника