Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 марта 2011 г. N А60-1464/2011
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОВД по городскому округу Заречный к Обществу с ограниченной ответственностью "МеталлТехСервис" (ИНН 6671302402, ОГРН 1096671017090) о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Бетехин С.И., представитель по доверенности N 2272 от 09.03.2011г., Уголькова Н.Г., представитель по доверенности N 2272 от 09.03.2011г.
от заинтересованного лица: Колясникова Е.Ю., представитель по доверенности от 26.01.2011г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
От заинтересованного лица для обозрения суда представлены оригиналы документов. Документы возвращены заинтересованному лицу.
Другие заявления и ходатайства не поступили.
В судебном заседании 10.03.2011г 10-00 объявлен перерыв до 17.03.2011г 15-00. После перерыва судебное заседание продолжено.
от заявителя: Бетехин С.И., представитель по доверенности N 2272 от 09.03.2011г.,
от заинтересованного лица: представитель не явился.
От заинтересованного лица поступили дополнительные документы. Документы приобщены к материалам дела.
Другие заявления и ходатайства не поступили.
ОВД по городскому округу Заречный обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МеталлТехСервис" (ИНН 6671302402, ОГРН 1096671017090) к административной ответственности по ч. 3, ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Заинтересованное лицо возражений в отношении предъявленных требований не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
25.12.2010г в 00 часов 40 минут сотрудниками ОВД по городскому округу Заречный (Уголькова Н.Г., Долгорукова А.А., Бетехин С.И.) в помещении по адресу: Свердловская обл., г. Заречный, ул. Курчатова, д. 17, арендуемом обществом с ограниченной ответственностью "МеталлТехСервис", был выявлен факт осуществления обществом предпринимательской деятельности по организации о проведению азартных игр без лицензии в нарушение Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006г "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Административным органом составлен протокол АА N 0972368 от 17.01.2011г об административно правонарушении, составлен протокол осмотра помещений, территорий от 25.12.2010г, протокол изъятия вещей и документов от 25.12.2010г.
В ходе осмотра места происшествия изъяты 16 (шестнадцать) единиц электронных устройств, 11 (одиннадцать) единиц системных блоков (не имеющих дисковода).
В ходе проверки проверяющие пришли к выводу, что в действиях общества имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МеталлТехСервис" (далее - ООО "Металлтехсервис") к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), направлены заявителем в арбитражный суд в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 203 АПК РФ.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пунктом 5 части 1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании данной деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 части 1 статьи 3 названного Федерального закона
Статьей 3 Закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ установлено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. При этом азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и(или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (ст. 4 Закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ).
В статье 13 Закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ указано, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
Вне игорных зон действующим законодательством допускается осуществление деятельности юридическими лицами по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 451).
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения, в том числе вне игорной зоны, а также организация азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявителем при проведении проверки установлено, что обществом осуществлялась предпринимательская деятельность вне игорной зоны по организации и проведению азартных игр без специального разрешения, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исходя из анализа нормативных правовых актов Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее Закон от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ) главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование.
Таким образом, для решения вопроса о том, образует ли предпринимательская деятельность общества по организации и проведению в качестве оператора стимулирующей лотереи событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо определить, является ли фактически проводимая обществом деятельность, именуемая стимулирующей лотереей, азартной игрой, к которой предъявляется требование при ее проведении - наличие разрешения.
Проверкой установлено, что на момент осмотра в арендуемом обществом с ограниченной ответственностью "МеталлТехСервис" помещении находились электронные устройства во включенном состоянии в количестве 16 (шестнадцать) единиц, имеющие порядковые номера от 1 до 16. На момент осмотра все электронные устройства, кроме N 11, находились в рабочем состоянии, включены. Также проверкой установлено, что в данном помещении находятся электронные устройства в количестве 11 (одиннадцать) единиц, имеющие порядковые номера от 1 до 11. Из них во включенном состоянии находились со 2 по 11.
В ходе проверки и на основании объяснения свидетелей заявителем установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 5, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) общество фактически осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов без специального разрешения в игорном заведении, открытом вне игровой зоны, в связи с чем, был составлен протокол АА N 0972368 от 17.01.2011 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 244-ФЗ"
Из материалов дела следует, что общество является организатором стимулирующей лотереи "АЗАРТ-С", со сроком проведения с 20.01.2010г по 19.01.2011г.
Условиями проведения стимулирующей лотереи "АЗАРТ-С" установлен иной способ, отличный от способа проведения тиражной, бестиражной и комбинированной лотерей; лотерея стимулирующая, проводимая в обычном режиме, проводится на территории Свердловской области.
Разделом 7 Условий проведения стимулирующей лотереи "АЗАРТ-С" "Алгоритм определения выигрышей" предусмотрено, что результат лотереи определяется электронным устройством "Шанс-1" случайным образом.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что фактически выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого оборудования, без участия организатора или его работников, и в последующем вручается клиенту. Данные действия свидетельствуют об использовании обществом оборудования, которое подпадает под признаки игрового, при отсутствии признаков проведения стимулирующей лотереи.
Таким образом, деятельность общества не отвечает признакам лотереи, поименованным в Законе от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ. и не является деятельностью по проведению стимулирующей лотереи, При этом конкретные технические характеристики применяемых в деятельности общества автоматов правового значения для настоящего спора не имеют, поскольку сама осуществляемая обществом деятельность организована таким образом, что отвечает признакам азартной игры, определенным в Законе от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
Используемое оборудование имеет блок управления с заложенной программой, определяющей результат игры на нем случайным образом и без участия организатора азартной игры, что соответствует определению игрового автомата, приведенному в ст. 4 Закона от 29.12.2006 г. N 244.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Как установлено при проведении проверки, ООО "МеталлТехСервис" установленные Условия проведения лотереи не соблюдает.
В пункте 7 статьи 4 Закона N 244-ФЗ дано определение игорной зоны, под которой понимается часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с названным Федеральным законом.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (части 4 и 5 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Закона N 244-ФЗ организатору азартных игр предоставляется право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны, при условии выдачи разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Из положений части 9 статьи 16 Закона N 244-ФЗ следует, что деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009.
Согласно указанным нормам игорные заведения, уже открытые и действовавшие до вступления в силу Закона N 244-ФЗ (то есть до 01.01.2007), вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных указанным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу данного закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с установленным разрешительным порядком.
Таким образом, законодатель определил два обязательных условия осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр: первое - осуществление данной деятельности только при наличии соответствующего разрешения (лицензии); второе - осуществление данной деятельности только в определенных игорных зонах. Факт осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в виновном действии (бездействии) должностных лиц общества, допустивших осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что предпринимательская деятельность общества не может быть отнесена к деятельности по проведению стимулирующих лотерей, а является деятельности по проведению азартных игр, осуществление которой без соответствующего разрешения и вне игорных зон запрещено.
Материалами дела подтверждается, что ООО "МеталлТехСервис" не было предпринято должных и необходимых мер по недопущению осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке, и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общество виновно в совершении данного административного правонарушения. Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Поскольку осуществление ООО "МеталлТехСервис" деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, в отсутствие соответствующей лицензии, подтверждается материалами дела, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основываясь на материалах дела, суд полагает, что полномочия административного органа, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП, и виновность заинтересованного лица в его совершении установлены.
При таких обстоятельствах суд полагает, что привлечение общества к административной ответственности является обоснованным, вследствие чего требования заявителя подлежат удовлетворению.
При назначении наказания суд полагает, что наказание может быть назначено в пределах минимального размера санкции, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть в виде штрафа в размере 40000 руб. с конфискаций изъятого по протоколу изъятия вещей и документов от 25.12.2010г электронных устройств в количестве 16 (шестнадцать) единиц, системных блоков в количестве 11 (одиннадцать) единиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявление ОВД по городскому округу Заречный удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "МеталлТехСервис" (ИНН 6671302402, ОГРН 1096671017090; юридический адрес: 620144; г. Екатеринбург, ул. Шмидта, д. 139-95) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 40000 (сорок тысяч) рублей с конфискацией изъятого по протоколу изъятия вещей и документов от 25.12.2010г электронных устройств в количестве 16 (шестнадцать) единиц, системных блоков в количестве 11 (одиннадцать) единиц.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области
УФК по Свердловской области (ОВД по городскому округу Заречный)
ИНН 6609006627
КПП 660901001
ОКАТО 65426000000
КБК 18811690040040000140
р/с 40101810500000010010
БИК 046577001
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 марта 2011 г. N А60-1464/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника