Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 марта 2011 г. N А60-2135/2011
Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 22 марта 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению УМТУ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (УМТУ Росстандарта) (ИНН 6672172548, ОГРН 1046604412161) к ОАО "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757) о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: А.И.Соболев, представитель по доверенности б/н от 14.03.2011, Н.А.Колтышева, представитель по доверенности б/н от 01.09.2010.
от заинтересованного лица: С.Г.Вагнер, представитель по доверенности 66 АА 0239810.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Поступивший от заинтересованного лица отзыв с приложениями приобщен к материалам дела.
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заявитель, управление) обратилось Арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее - заинтересованное лицо, общество) представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылается на отсутствие в его действиях вины и указывает на процессуальные нарушения, допущенные государственным органом.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Как следует из материалов дела, на основании коллективного обращения граждан, проживающих в поселке Кузино Первоуральского района Свердловской области, полученного из Прокуратуры г.Первоуральска, распоряжения от 01.12.2010 N 1288/517 управлением в период с 03.12.2010 по 31.12.2010 проведена внеплановая проверка по вопросам соблюдения обществом обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации при передаче электрической энергии.
Управлением совместно с испытательной лабораторией по контролю показателей качества электрической энергии Федерального государственного учреждения "УРАЛТЕСТ" (г. Екатеринбург) для испытания поставляемой обществом по адресам: ул. Лесная, Северная, Федосимова в поселке Кузино Первоуральского района Свердловская области продукции (электроэнергии) на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия, произведен отбор образцов.
Результаты испытаний оформлены протоколами испытаний электрической энергии от 24.12.2010 N N 28, 33, 29, 30, 31, 32, согласно которым качество передаваемой обществом электроэнергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю "установившееся отклонение напряжения", п. 5.4 - по показателям "по коэффициенту n-ой гармонической составляющей напряжения".
По результатам проверки управлением составлен акт от 30.12.2010 N 1288.
Управлением по результатам проверки в отношении общества составлен протокол от 19.01.2011 N 1288 Ю об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С заявлением о привлечении общества к административной ответственности Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает требования подлежащими удовлетворению, при этом основывается на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 19.19 Кодекса нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 названного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Из содержания ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Согласно п. 15 раздела II Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана, в частности, обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Судом установлено, что общество, выступая в качестве гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность по продаже электрической энергии на розничном рынке электроэнергии и по отношению к потребителям является энергосбытовой организацией.
Общество по отношению к потребителям является сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
Общество как гарантирующий поставщик обязано отпускать электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что качество передаваемой обществом электроэнергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю "установившееся отклонение напряжения", п. 5.4 - по показателю "по коэффициенту n-ой гармонической составляющей напряжения", п. 5.6 - по отклонению частоты.
Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 Кодекса.
Суд с учетом положений ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ отмечает, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в нарушении последним обязательных требований, установленных техническими регламентами, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении продукции, в том числе при транспортировке (передаче) электроэнергии. Вину общества в совершении правонарушения суд усматривает в отсутствии контроля за качеством электроэнергии, ее соответствию обязательным требованиям государственных стандартов при поставке (реализации) от точек приема до точек поставки.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечения соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97.
В силу абз. 3 п. 1 ГОСТа 13109-97 нормы, установленные названным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии, условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.
Реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТа 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях. Во всех иных ситуациях несоблюдение обязательных требований государственных стандартов влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.19 Кодекса.
Кроме того, согласно п. 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Пунктом 114 указанных Правил функционирования предусмотрено, что в случае, если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.
Выступая в качестве гарантирующего поставщика, обязано урегулировать в интересах абонента отношения по передаче электроэнергии, а также отношения по оказанию иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания услуг по передаче электрической энергии и иных услуг.
Приложением Е к ГОСТу 13109-97 Е2 - Е4 предусмотрен контроль качества электрической энергии энергоснабжающими организациями, его периодичность.
Доказательства, подтверждающие принятие обществом каких-либо действий, направленных на осуществление контроля качества передаваемой электрической энергии, в материалах дела отсутствуют.
Довод заинтересованного лица о неправильной квалификации правонарушения судом отклонен на основании вышеизложенного.
Довод заинтересованного лица об отсутствии надлежащего уведомления общества о времени составления протокола об административном правонарушении судом отклонен.
В материалах дела имеется письменное извещение законного представителя о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, согласно которому законному представителю предложено явиться в государственный орган 19.01.2011 с 10-00 до 16-00.
В соответствии ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 5 ст. 28.2 Кодекса установлено, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 указанной статьи, в нем делается соответствующая запись.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях. В частности, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном производстве, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует (выписка из ЕГРЮЛ), что лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является закрытое акционерное общество "Комплексные энергетические системы".
Управлением уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес ЗАО "Комплексные энергетические системы" направлено 12.01.2011, вручено 11.01.2011, что следует из отметки на копии письма от 11.01.2011 N 5/9.
По смыслу приведенных норм КоАП РФ и разъяснений ВАС РФ административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения общества или его законного представителя.
Сам по себе факт составления протокола об административном правонарушении без участия законного представителя юридического лица не свидетельствует о нарушении порядка составления протокола.
По мнению суда в силу ст. 28.2 КоАП РФ тот факт, что административным органом было назначено время для составления протокола в период с 10-00 до 16-00, без указания конкретного времени, не являлся существенным нарушением процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку общество было осведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не приняло мер для устранения неясности содержания извещения, в т.ч. и в части времени составления протокола, а само по себе указание времени составления протокола об административном правонарушении в период с 10-00 до 16-00 не является нарушением установленной процедуры составления протоколов. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что такое время было установлено в интересах заинтересованного лица с учетом того, что во время проведения проверки законный представитель был постоянно занят, в связи с чем заинтересованному лицу было предоставлено право явиться в административный орган в удобное для него время с 10-00 до 16-00 часов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный орган принял необходимые и достаточные меры для извещения предприятия и его законного представителя в целях обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении.
На основании изложенного требования заявителя о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии удовлетворить
2. Привлечь ОАО "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей 00 копеек.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
5. Реквизиты для уплаты штрафа:
ИНН - 6672172548, КПП - 667201001
Р/С - 401018105000000010010 ГРКЦ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург,
БИК - 046577001,
ОКАТО -65401000000,
ОКПО 74375951
ОКВЕД 75.11.12
Назначение платежа - 17211601000010000140 - Денежные взыскания (штрафы) за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.
Получатель: УФК МФ по Свердловской области, УМТУ Росстандарта.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 марта 2011 г. N А60-2135/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника