Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 марта 2011 г. N А60-41697/2010
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Уральский завод резиновых технических изделий" (ИНН 6664002550) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6608002549) о признании незаконным решения налогового органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Я.Ю. Савина, представитель по доверенности от 01.01.2011 г. N 0302-17/13,
от заинтересованного лица: А.Б. Слепова, представитель по доверенности от 13.01.2011 г. N 04-32/00196.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
Заявитель уточнил требования, уточнение судом принято.
Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом удовлетворено.
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Открытое акционерное общество "Уральский завод резиновых технических изделий" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (с учетом уточнения) о признании безнадежными ко взысканию пени по НДС в размере 3735166 руб. 60коп., штраф по НДС в размере 2749911 руб. 92 коп., пени по НДС в размере 83386 руб. 00 коп. Мотивирует заявитель нарушением прав налогоплательщика, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на статьи 44, 70, 46 Налогового Кодекса Российской Федерации, указывает на то, что суммы налогов, пени и штрафа начислены за в 2001 год, процедура принудительного взыскания в отношении указанной задолженности налоговым органом не принималась, в связи с чем налоговым органом утрачено право требования от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога и исполнения такой обязанности путем начисления пеней, штрафов в связи с истечением сроков взыскания.
Кроме этого заявитель просит взыскать с заинтересованного лица расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемый акт правомерным, требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Мотивирует заинтересованное лицо тем, что у налогового органа отсутствуют правовые основания для списания оспариваемой задолженности.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ОАО "Уральский завод РТИ" от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области был получен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 237 от 07.07.2010.
19.09.2010 в адрес заинтересованного лица был направлен подписанный со стороны заявителя акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с разногласиями в части задолженности по пеням и штрафам.
Письмом Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области N 03/1/09/18890 от 26.08.2010 сообщается, что по итогам рассмотрения разногласий к акту совместной сверки расчетов налоговым органом была проведена проверка карточки расчетов с бюджетом по налогоплательщику ОАО "Уральский завод РТИ". Ошибки в данных информационных ресурсов не обнаружены. Указанным письмом Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области подтверждает наличие задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость в размере 3821641 руб. 79 коп., а также задолженности по штрафам (по строке 3.1.1 - "кроме отсроченных, приостановленных к взысканию, реструктурированных платежей") в размере 2 749 912 руб. Это порождает не основанную на законе обязанность Общества по уплате соответствующих торгах на размещение государственного заказа, на получение бюджетного кредита, субсидий на возмещение части затрат, а также иных мер поддержки, предоставляемых государством.
По существу заявленных требований Межрайонная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области пояснила следующее:
1. По состоянию на текущую дату задолженность по пеням по налогу на добавленную стоимость составляет 3822216 руб. Данная задолженность образовалась следующим образом:
- по состоянию на 16.08.2002 передано сальдо пеней из Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в сумме 3549526 руб. 87 коп. за период с 30.07.2002 по 31.12.2002 начислено пеней в сумме 590 728 руб. 80 коп., уплачено 169079 руб. 00 коп. ;
- на 01.01.2003 задолженность по пеням составляла 2971176 руб. 67 коп. за период с 01.01.2003 по 31.12.2010 начислено пеней в сумме 1373608 руб. 76 коп., после 22.12.2010 пени не начислялись (расчет прилагается), на текущую дату недоимка отсутствует;
-передано сальдо задолженности по пеням Омского представительства в сумме 83386 руб. 00 коп. (20.05.2008), перенесено сальдо задолженности по пеням 27.06.2007 в сумме 662508 руб. 49 коп., уменьшено пеней по перерасчетам в сумме 281692 руб. 74 коп.
- уплачено пеней с 01.01.2003 по 31.12.2010 986771 руб. 18 коп., инкассовые поручения к открытым счетам выставлены на сумму 322710 руб. 75 коп.
2. По состоянию на текущую дату задолженность по штрафам составляет 2749912 руб., в том числе из Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга по состоянию на 16.08.2002 передано сальдо задолженности по штрафам в сумме 5093347 руб. 00 коп., по штрафам по акту в сумме уменьшено по сроку 27.03.2003 в сумме 2476 400 руб. 00 коп. Взыскание по ст. 46 НК РФ не производилось.
11 марта 2011 сторонами проведена сверка, по результатам которой составлена справка N 182, представленная суду и приобщенная к материалам дела.
По результатам сверки заявитель уточнил требования в части заявленных сумм, подлежащих признанию безнадежными ко взысканию.
Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу п. 2. ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по оплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Ст. 70 НК РФ предусматривает порядок выставления требования об уплате налога и сбора - требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствие со ст. 46 НК РФ в случае неоплаты или не полной оплаты в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика. Решение о принудительном взыскании принимается после истечения срока установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения установленного срока. Решение о взыскании принятое после установленного срока считается не действительным и исполнению не подлежит. В этом случае, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к оплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом пропуск налоговым органом, срока обращения в суд свидетельствует об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога. В этом случае налоговый орган утрачивает право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, а также лишается возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, установлен ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной статьи в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Согласно п. 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Как установлено в судебном заседании, подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается налоговым органом, задолженность в оспариваемой сумме образовалась у налогоплательщика за период по 2002 год включительно. В части суммы 83386 руб. 00 коп. передано сальдо задолженности по пеням Омского представительства, данная сумма должна быть списана налоговым органом с лицевого счета налогоплательщика на основании решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11030/2006, информация о наличии которого у налогового органа отсутствовала.
Представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что в отношении указанных сумм налогов, пеней и штрафов спора не имеется, однако налоговый орган не имеет право самостоятельно списать указанную задолженность, меры принудительного взыскания инспекцией не принимались, срок для взыскания суммы задолженности в судебном порядке инспекцией утрачен.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении спорной суммы задолженности нарушена процедура применения мер принудительного взыскания. Доказательства взыскания задолженности в судебном порядке в материалы дела также не представлены.
Принимая во внимание, что по указанным спорным платежам истекли сроки по их взысканию, установленные законом, суд считает правомерным вывод заявителя о том, что данные суммы относятся к безнадежным к взысканию.
Налоговый орган в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил суду достаточных документальных доказательств, указывающих на наличие после наступления установленного срока уплаты данной задолженности правовых препятствий для начала применения мер принудительного взыскания в рамках реализации полномочий, предоставленных ему ст. 46, 47, 48, 69 Кодекса. Доказательства возможности взыскания спорной задолженности материалы дела также не содержат.
С учетом изложенного, суд считает возможным признать пени по НДС в размере 3735166 руб. 60 коп., штраф по НДС в размере 2749911 руб. 92 коп., пени по НДС в размере 83386 руб. 00 коп., числящиеся за ОАО "Уральский завод резиновых технических изделий", безнадежными ко взысканию.
Госпошлина в сумме 6000 руб., уплаченная заявителем по настоящему делу полежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования ОАО "Уральский завод резиновых технических изделий" удовлетворить.
2. Признать безнадежной ко взысканию следующую задолженность, числящуюся за ОАО "Уральский завод резиновых технических изделий", в связи с пропуском сроков, установленных для взыскания данной задолженности:
пени по налогу на добавленную стоимость в размере 3735166 руб. 60 коп., штраф по налогу на добавленную стоимость в размере 2749911 руб. 92 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 83386 руб. 00 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Уральский завод резиновых технических изделий" (ИНН 6664002550).
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6660010006) в пользу ОАО "Уральский завод резиновых технических изделий" (ИНН 6664002550) 6000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2011 г. N А60-41697/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника