Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 марта 2011 г. N Ф09-938/11-С5 по делу N А76-11796/2010-33-432
Дело N А76-11796/2010-33-432
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Митиной М.Г. , судей Макарова В.Н., Сирота Е.Г. ,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ Агрострой" (далее - общество "Завод ЖБИ Агрострой") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2010 по делу N А76-11796/2010-33-432 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Челябоблкоммунэнерго" (далее - общество "Челябоблкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу "Завод ЖБИ Агрострой" (ОГРН: 1027402551175) о взыскании 5 708 250 руб. задолженности по договору на технологическое подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения от 24.07.2007 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное учреждение Копейского городского округа "Управление строительства" (далее - учреждение).
Решением суда от 03.11.2010 (судья Харина Г. Н.) с общества "Завод ЖБИ Агрострой" в пользу общества "Челябоблкоммунэнерго" взысканы 5 708 250 руб. долга, 24 717 руб. 37 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В доход федерального бюджета с общества "Завод ЖБИ Агрострой" взыскана государственная пошлина в размере 26 823 руб. 88 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 (судьи Логиновских Л.Л., Карпусенко С.А., Вяткин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Завод ЖБИ Агрострой" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика 3 805 883 руб. 09 коп. оплаты за технологическое присоединение вновь созданного объекта капитального строительства - жилого дома N 18 по пр. Славы в г. Копейске к сетям инженерно-технического обеспечения, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушение судами ст. 424, 426, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 12, 14, 22, 24 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила от 09.06.2007 N 360). По мнению заявителя кассационной жалобы, размер платы за подключение согласован сторонами в п. 4.1 договора от 24.07.2007, составляет 3 805 883 руб. 09 коп. исходя из тарифа 3000,302 тыс. руб. за 1 Гкал/час (без учета НДС), действующего на момент заключения договора, и не может быть изменен в одностороннем порядке истцом. Заявитель также просит отнести на общество "Челябоблкоммунэнерго" расходы по оплате государственной пошлины.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Челябоблкоммунэнерго" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 24.07.2007 между обществом "Челябоблкоммунэнерго" (исполнитель), учреждением (заказчик) и обществом "Завод ЖБИ Агрострой" (инвестор) заключен договор на технологическое подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (централизованного теплоснабжения) в редакции протокола разногласий от 10.01.2008, по условиям которого исполнитель обязуется выполнить подключение объекта капитального строительства заказчика - жилого дома N 18, расположенного по проспекту Славы в г. Копейске Челябинской области, с заявленной мощностью 1,066 Гкал/час, согласно технических условий к своим тепловым сетям в точке подключения "А" (приложение N 6 к договору) при условии соблюдения заказчиком порядка присоединения объектов нового строительства к сетям централизованного теплоснабжения от источников общества "Челябоблкоммунэнерго" на территории Копейского городского округа, а инвестор обязуется оплатить исполнителю работы по подключению.
Согласно п. 4.1 указанного договора стоимость мероприятий по технологическому присоединению объекта заказчика к тепловым сетям исполнителя согласно расчету (приложение N 5) составляет 3 774 019 руб. 88 коп. (в том числе НДС - 575 697 руб. 95 коп.) по тарифу за подключение, утвержденному постановлением главы Копейского городского округа Челябинской области от 26.02.2007 N 41.
На основании п. 4.2 договора от 24.07.2007 инвестор оплачивает исполнителю технологическое присоединение в полном объеме в течение 15 дней с момента подписания договора.
Исполнитель выполняет мероприятия по фактическому присоединению сооружений и устройств, необходимых для присоединения объекта заказчика к своим сетям в сроки, предусмотренные договором (п. 4.3).
Пунктом 4.4 данного договора предусмотрено, что в случае нарушения заказчиком п. 4.2 договора срок выполнения мероприятий увеличивается в одностороннем порядке на соответствующий срок задержки.
В соответствии с п. 8.5 названного договора при выполнении его условий стороны обязуются руководствоваться настоящим договором, а также действующим законодательством Российской Федерации, решениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по вопросам, относящимся к его компетенции, и другими действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Инвестор в счет оплаты за технологическое подключение осуществляет для исполнителя строительство магистральной сети теплоснабжения от УТ-1 до УТ-2 жилого дома N 18 по пр. Славы в г. Копейске в соответствии с проектной документацией. Все условия выполнения работ согласовываются инвестором и исполнителем отдельными договорами подряда. Стоимость строительства магистральной сети теплоснабжения определяется по смете, которая согласовывается сторонами и является неотъемлемой частью договора подряда. Исполнитель производит предоплату работ по строительству магистральной сети теплоснабжения в полном объеме в соответствии с согласованной сметой в течение трех дней после получения оплаты за технологическое подключение (п. 4.5 договора в редакции протокола разногласий от 10.01.2008).
Между обществом "Челябоблкоммунэнерго" (заказчик) и обществом "Завод ЖБИ Агрострой" (подрядчик) 01.09.2008 заключен договор строительного подряда, предметом которого является строительство магистральной сети теплоснабжения от УТ-1 до УТ-2 жилого дома N 18 по пр. Славы в г. Копейске в соответствии с проектной документацией (т. 1 л. д. 69 - 70).
Во исполнение условий договора на технологическое подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (централизованного теплоснабжения) от 24.07.2007 истец осуществил технологическое подключение указанного жилого дома к тепловым сетям общества "Челябоблкоммунэнерго".
Неисполнение ответчиком обязательств по внесению платы за технологическое присоединение вновь созданного объекта капитального строительства послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались ст. 309, 320, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими принцип надлежащего исполнения обязательств, в том числе обязанность ответчика по внесению истцу платы за технологическое подключение жилого дома, и исходили из обоснованности расчета заявленных исковых требований. Размер платы за подключение определен судами с учетом ст. 424, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", положений Правил от 09.06.2007 N 360.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Оценив представленные в материалы дела доказательства (в том числе акт приема-сдачи выполненных работ от 03.12.2008; разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 09.10.2009 N 19-272-ч-1984, акт осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей от 09.10.2009 N 19-272-ч-1984-рпр, выданные Управлением по технологическому и экологическому надзору по Челябинской области; договор на теплоснабжение от 01.12.2008 N 321 с приложениями; акт о пуске теплоносителя; платежные поручения от 02.12.2008 N 2904, от 26.02.2009 N 3736; договор на пользование тепловой энергией в горячей воде объектов от 29.09.2009 N 620, заключенный между истцом и товариществом собственников жилья "Аспект"; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2008 N ГУ743040002005001-96/2008) по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о доказанности факта осуществления обществом "Челябоблкоммунэнерго" мероприятий по технологическому подключению названного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (централизованного теплоснабжения).
Разногласия сторон возникли относительно определения размера платы за технологическое присоединение вновь созданного объекта капитального строительства. Размер такой платы определен истцом расчетным методом как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и действующего на момент оказания услуг тарифа на подключение, утвержденного органом местного самоуправления. Ответчик полагает, что оплате подлежит цена, согласованная сторонами в договоре от 24.07.2007.
На основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п. ), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Договор о подключении в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, предусмотренных Правилами от 09.06.2007 N 360.
Пунктом 14 Правил от 09.06.2007 N 360 предусмотрено, что если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры подлежат государственному регулированию.
Полномочия по установлению такого тарифа в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" переданы органам местного самоуправления.
На основании выписки из проекта строительства (т. 1 л. д. 133-134) и заявки учреждения от 20.08.2008 N 988 о величие требуемой мощности судебными инстанциями установлено, что на момент подключения жилого дома N 18 по пр. Славы в г. Копейске заявленная нагрузка составляла 1,075 Гкал/час.
В период оказания услуг тариф на подключение к системе теплоснабжения был утвержден постановлением Главы Копейского городского округа Челябинской области от 15.05.2008 N 70 и составлял 4500 тыс. руб. за 1 Гкал/час (без учета НДС).
Проверив представленный обществом "Челябоблкоммунэнерго" расчет размера платы на сумму 5 708 250 руб. с применением тарифа, установленного постановлением Главы Копейского городского округа Челябинской области от 15.05.2008 N 70, суды правильно признали его обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства (ст. 424, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", положений Правил от 09.06.2007 N 360).
Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно взыскал с общества "Завод ЖБИ Агрострой" в пользу общества "Челябоблкоммунэнерго" 5 708 250 руб. основного долга, а суд апелляционной инстанции поддержал указанные выводы суда.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что спорные услуги подлежат оплате по цене, согласованной в п. 4.1 договора от 24.07.2007 в размере 3 805 883 руб. 09 коп. исходя из тарифа 3000,302 тыс. руб. за 1 Гкал/час (без учета НДС), были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими с учетом характера правоотношений сторон как противоречащие ст. 424, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", положениям Правил от 09.06.2007 N 360. В рассматриваемом случае свобода определения цены договора сторонами ограничена, поскольку фиксированные цены и пределы регулируемых цен представляют собой императивные нормы; условия договора должны им соответствовать (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что обжалуемые судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба общества "Завод ЖБИ Агрострой" - без удовлетворения, оснований для возмещения понесенных ответчиком судебных расходов за счет общества "Челябоблкоммунэнерго" не имеется (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2010 по делу N А76-11796/2010-33-432 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ Агрострой" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив представленный обществом "Челябоблкоммунэнерго" расчет размера платы на сумму 5 708 250 руб. с применением тарифа, установленного постановлением Главы Копейского городского округа Челябинской области от 15.05.2008 N 70, суды правильно признали его обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства (ст. 424, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", положений Правил от 09.06.2007 N 360).
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что спорные услуги подлежат оплате по цене, согласованной в п. 4.1 договора от 24.07.2007 в размере 3 805 883 руб. 09 коп. исходя из тарифа 3000,302 тыс. руб. за 1 Гкал/час (без учета НДС), были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими с учетом характера правоотношений сторон как противоречащие ст. 424, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", положениям Правил от 09.06.2007 N 360. В рассматриваемом случае свобода определения цены договора сторонами ограничена, поскольку фиксированные цены и пределы регулируемых цен представляют собой императивные нормы; условия договора должны им соответствовать (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2011 г. N Ф09-938/11-С5 по делу N А76-11796/2010-33-432
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-938/11-С5