Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 марта 2011 г. N Ф09-603/11-С2 по делу N А76-15978/2010-9-401
Дело N А76-15978/2010-9-401
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Артемьевой Н.А., судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2010 по делу N А76-15978/2010-9-401 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" (далее - общество "УК "Озерское коммунальное хозяйство") к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица - Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области, Управление социальной защиты населения администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - управление социальной защиты), о взыскании убытков.
В судебном заседании приняла участие представитель общества "УК "Озерское коммунальное хозяйство" - Лыгина М.А. (доверенность от 17.02.2011 N 33).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество "УК "Озерское коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Министерству финансов Российской Федерации, управлению социальной защиты с иском о взыскании на основании ст. 15, 16, 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации 3 556 236 руб. 45 коп. убытков, понесенных в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в виде не возмещенного налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Определением суда от 19.10.2010 принят отказ истца от исковых требований к управлению социальной защиты, производство по делу в этой части прекращено.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области, управление социальной защиты.
Решением суда от 11.11.2010 (судья Скрыль С.М.) исковые требования удовлетворены, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "УК "Озерское коммунальное хозяйство" взыскано 3 556 236 руб. 45 коп. убытков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 (судьи Ершова С.Д. , Бабкина С.А., Столяренко Г. М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что Министерством финансов Российской Федерации реализация льгот, предусмотренных действующим законодательством, обеспечена, денежные средства в виде субвенций выделены в достаточном объеме. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации считает, что размер понесенных убытков истцом не подтвержден, расчет исковых требований и первичные бухгалтерские документы отсутствуют. Необоснованным, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, является взыскание с него в порядке распределения судебных расходов государственной пошлины.
В представленном отзыве общество "УК "Озерское коммунальное хозяйство" отклонило доводы заявителя жалобы, указав на правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, между управлением социальной защиты и обществом "УК "Озерское коммунальное хозяйство" заключен договор от 10.01.2007 N 28/07 о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан из подразделений особого риска".
Согласно п. 2.2 названного договора управление социальной защиты обязалось ежемесячно возмещать обществу "УК "Озерское коммунальное хозяйство" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, на основании представленных отчетных документов и в пределах утвержденных лимитов бюджетного финансирования текущих расходов по реализации законодательных актов Российской Федерации.
Договор действует с момента подписания и до 31.12.2007 (п. 8.1 договора).
В соответствии с уведомлением от 31.05.2005 N 22 общество "УК "Озерское коммунальное хозяйство" применяет упрощенную систему налогообложения с объектом - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Общество "УК "Озерское коммунальное хозяйство", являясь управляющей организацией и приобретая услуги у ресурсоснабжающих организаций по тарифам, утвержденным для населения и включающим НДС, в 2007 г. предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан. В соответствии с условиями договора названное общество ежемесячно представляло в управление социальной защиты отчетные документы; возмещение расходов производилось за вычетом НДС.
Обществом "УК "Озерское коммунальное хозяйство" и управлением социальной защиты подписаны акты сверки от 23.07.2010 непринятых к возмещению сумм НДС за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, из которых следует, что к оплате не принят НДС в сумме 3 556 236 руб. 45 коп.
Полагая, что применение упрощенной системы налогообложения лишает общество "УК "Озерское коммунальное хозяйство" права на возмещение НДС из бюджета, оно обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из их обоснованности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
Соответственно, они не обладают правом на налоговые вычеты и возмещение НДС из бюджета (ст. 171, 176 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заключая в качестве управляющей организации договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, общество "УК "Озерское коммунальное хозяйство" выступает в имущественном обороте в интересах собственников многоквартирного дома и оплачивает предназначенные жильцам услуги по утвержденным для населения тарифам.
Общество не представляет соответствующих деклараций и не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с предоставлением указанных услуг.
Поскольку истец использует специальный налоговый режим, он вправе требовать возмещения понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в полном объеме.
Правоотношения сторон, связанные с возмещением расходов, регулируются гражданским законодательством.
Положений, ограничивающих включение НДС в расчет понесенных расходов, действующее гражданское законодательство не содержит. Компенсация расходов, возникших у организаций в результате реализации товаров (работ, услуг) отдельным категориям граждан на льготных условиях, в меньшем размере законом также не предусмотрена.
Уплаченные истцом суммы НДС являются его расходами.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, суды правомерно взыскали с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "УК "Озерское коммунальное хозяйство" 3 556 236 руб. 45 коп. убытков в виде не возмещенного НДС.
Все обстоятельства спора судами исследованы и получили правовую оценку.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что обязательства выполнены им в полном объеме, реализация льгот, предусмотренных действующим законодательством, им обеспечена, подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (не включения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Подлежит также отклонению довод заявителя жалобы о необоснованном взыскании с него в пользу истца государственной пошлины.
Освобождение государственного органа от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Уплаченная истцом государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 названного Кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как со стороны по делу.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2010 по делу N А76-15978/2010-9-401 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, между управлением социальной защиты и обществом "УК "Озерское коммунальное хозяйство" заключен договор от 10.01.2007 N 28/07 о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан из подразделений особого риска".
...
Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
Соответственно, они не обладают правом на налоговые вычеты и возмещение НДС из бюджета (ст. 171, 176 Налогового кодекса Российской Федерации).
...
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2011 г. N Ф09-603/11-С2 по делу N А76-15978/2010-9-401
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника