Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 апреля 2011 г. N Ф09-951/11-С2 по делу N А76-14583/2010-35-393
Дело N А76-14583/2010-35-393
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 г. Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе г. Челябинска (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2010 по делу N А76-14583/2010-35-393 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Инженерсервис" (далее - общество, страхователь) 265792 руб. финансовых санкций за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением суда от 27.09.2010 (судья Котляров Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 (судьи Толкунов В.М., Иванова Н.А., Степанова М.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу, просит обжалуемые судебные акты отменить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществом (ОГРН 1027402819465) в адрес страховщика 18.02.2010 направлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2009 год в электронном формате, что соответствует подписанному соглашению от 03.10.2007 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ОПФР по Челябинской области по телекоммуникационным каналам связи с использованием технологии "Контурн-Экстерн". Данные сведения, по мнению фонда, прочесть при открытии оказалось невозможным в связи с отправкой файла в неверном формате, о чем 20.02.2010 страховщик уведомил общество.
Фонд провел камеральную проверку своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в ходе которой выявил, что страхователем в установленные сроки не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Фондом составлен акт от 02.04.2010 N 23 и вынесено решение от 11.05.2010 N 11 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства в виде взыскания штрафа, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
На основании данного решения фондом выставлено требование от 07.06.2010 N 05-70 об уплате финансовых санкций в сумме 265792 руб. в течение 10 календарных дней с момента его получения. Данное требование страхователем не исполнено.
Ссылаясь на то, что обществом надлежащим образом не исполнена обязанность по представлению в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, данные сведения представлены страхователем 01.04.2010, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении требования фонда, исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришли к выводу о недоказанности фондом совершения обществом действий, противоречащих Закону N 27-ФЗ.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам права.
Согласно ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 19 Закона N 27-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция).
В силу п. 29 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
На основании п. 35 и 36 Инструкции следует, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. Страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.
Из содержания данных пунктов Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Судами обеих инстанций на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что 18.02.2010 фондом от страхователя по электронной связи были получены индивидуальные сведения за 2009 год, то есть в предусмотренный законодательством срок (не позднее 01.03.2010), о чем свидетельствуют электронно-цифровая подпись представителя фонда, письмо обслуживающего оператора связи - закрытого акционерного общества "Производственная фирма "СКБ Контур" от 30.07.2010 N 9852/УФ.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, равно как и доказательств виновности страхователя в том, что представленные им сведения не могли быть прочитаны, фондом в нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что каких-либо действий по разрешению конфликтной ситуации, связанной с доставкой и получением электронных документов, фондом, как стороной, у которой возникли претензии, в порядке, предусмотренном разделом двустороннего соглашения от 03.10.2007 N 084D007-037 об электронном документообороте по телекоммуникационным каналам связи и приложениями к нему, не предпринято.
Таким образом, судами правомерно установлено, что доказательств, подтверждающих наличие вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, действий, противоречащих требованиям Закона N 27-ФЗ, в материалах дела не имеется, следовательно, у фонда отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как направленные по существу на переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2010 по делу N А76-14583/2010-35-393 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обеих инстанций на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что 18.02.2010 фондом от страхователя по электронной связи были получены индивидуальные сведения за 2009 год, то есть в предусмотренный законодательством срок (не позднее 01.03.2010), о чем свидетельствуют электронно-цифровая подпись представителя фонда, письмо обслуживающего оператора связи - закрытого акционерного общества "Производственная фирма "СКБ Контур" от 30.07.2010 N 9852/УФ.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, равно как и доказательств виновности страхователя в том, что представленные им сведения не могли быть прочитаны, фондом в нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что каких-либо действий по разрешению конфликтной ситуации, связанной с доставкой и получением электронных документов, фондом, как стороной, у которой возникли претензии, в порядке, предусмотренном разделом двустороннего соглашения от 03.10.2007 N 084D007-037 об электронном документообороте по телекоммуникационным каналам связи и приложениями к нему, не предпринято.
Таким образом, судами правомерно установлено, что доказательств, подтверждающих наличие вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, действий, противоречащих требованиям Закона N 27-ФЗ, в материалах дела не имеется, следовательно, у фонда отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2011 г. N Ф09-951/11-С2 по делу N А76-14583/2010-35-393
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-951/11-С2