Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 апреля 2011 г. N Ф09-1724/11-С3 по делу N А47-4070/2010
Дело N А47-4070/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дубровского В.И., судей Глазыриной Т.Ю., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Хабибуллиных" (далее - КФХ "Хабибуллиных") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.10.2010 по делу N А47-4070/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие председатель КФХ "Хабибуллиных" Хабибуллин Ф.М.
Представители администрации Илекского района Оренбургской области (далее - администрация Илекского района), надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
КФХ "Хабибуллиных" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации Илекского района от 14.05.2001 N 269-р "Об изъятии и предоставлении земельного участка у крестьянских (фермерских) хозяйств".
Решением суда от 15.10.2010 (резолютивная часть от 12.10.2010; судья Книгина Л.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 (резолютивная часть от 21.12.2010; судьи Баканов В.В., Карпачева М.И., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КФХ "Хабибуллиных" просит указанные судебные акты отменить, восстановить срок на подачу заявления о признании недействительным распоряжения администрации Илекского района от 14.05.2001 N 269-р, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, юридическая безграмотность главы КФХ является уважительной причиной пропуска срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель также считает, что суды формально подошли к рассмотрению его заявления, не учли в должной мере то обстоятельство, что администрацией Илекского района не представлено никаких доказательств нерационального использования земельного участка, а также доказательств соблюдения установленного порядка изъятия земельного участка, первоначально предоставленного в собственность для организации фермерского хозяйства. Указывает, что о существовании оспариваемого распоряжения КФХ "Хабибуллиных" узнало только в январе 2010 года, после представления 11.12.2009 в материалы дела N А47-10249/2009 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области пояснения по заявлению о признании действительным распоряжения администрации Илекского района от 16.08.1994 N 460-р "О предоставлении земельного участка гражданину Хабибуллину Фидаилу Миргасимовичу для организации крестьянского хозяйства".
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации Илекского района от 16.08.1994 N 460-р "О предоставлении земельного участка гражданину Хабибуллину Фидоилу Миргасимовичу для организации крестьянского хозяйства" Хабибуллину Ф.М. предоставлялся участок общей площадью 50 га из специального земельного фонда для организации крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления на землях КДП им. Чапаева.
Администрацией Илекского района 14.05.2001 издано распоряжение N 269-р "Об изъятии и предоставлении земельного участка у крестьянских (фермерских) хозяйств".
Полагая, что данное распоряжение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, КФХ "Хабибуллиных" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из пропуска заявителем срока для обращения в суд, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отсутствия оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении данного срока. Кроме того, суды указали на то, что, поскольку земельный участок как объект права не сформирован, администрацией Илекского района права и законные интересы заявителя изданием оспариваемого распоряжения не могут быть нарушены.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия его закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поэтому в каждом конкретном случае право установления наличия этих причин и оценки принадлежит суду первой инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заявление по настоящему делу о признании недействительным распоряжения администрации Илекского района от 14.05.2001 N 269-р поступило в канцелярию Арбитражного суда Оренбургской области 17.05.2010, с пропуском срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом заявленное КФХ "Хабибуллиных" ходатайство о восстановлении пропущенного срока обоснованно отклонено судами, поскольку заявителю было известно об изъятии спорного земельного участка, так как после издания оспариваемого распоряжения земельный участок никем не обрабатывался.
Таким образом, установив, что правоустанавливающие документы на участок площадью 50 га заявителем не оформлены, акт выбора земельного участка не составлялся, межевание не проводилось, границы земельного участка не устанавливались, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данный земельный участок не может быть предметом земельных отношений, поскольку он как объект права не сформирован, в связи с чем администрацией Илекского района права и законные интересы заявителя изданием оспариваемого распоряжения не могут быть нарушены.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.10.2010 по делу N А47-4070/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Хабибуллиных" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представители администрации Илекского района Оренбургской области (далее - администрация Илекского района), надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
...
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2011 г. N Ф09-1724/11-С3 по делу N А47-4070/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1724/11-С3