Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 апреля 2011 г. N Ф09-1462/11-С4 по делу N А71-9568/2010
Дело N А71-9568/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Азанова П.А., Шершон Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ИНН: 1835059990, ОГРН: 1041805001501; далее-инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.09.2010 по делу. N А71-9568/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Элепс-Ижевск" (ИНН: 1835047836, ОГРН: 1021801658977; далее - общество, общество "Элепс-Ижевск") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 26.07.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Решением суда от 30.09.2010 (судья Бушуева Е.А.) оспариваемое решение инспекции признано незаконным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 (судьи Варакса Н.В., Осипова С.П., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, поскольку последним в заявлении о государственной регистрации были указаны недостоверные сведения о его новом месте нахождения, что подтверждается протоколом осмотра от 21.07.2010 N 295. Инспекция также полагает, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
Как следует из материалов дела, 22.11.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Ижевска Удмуртской Республики в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об обществе "Элепс-Ижевск", как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002.
Единственным акционером общества "Элепс-Ижевск" 14.07.2010 принято решение об изменении места нахождения общества на адрес: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Победы, д. 2. В устав общества внесены соответствующие изменения.
Общество 15.07.2010 направило по почте в регистрирующий орган заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением соответствующих документов.
Указанные документы получены инспекцией 19.07.2010.
Регистрирующим органом 26.07.2010 со ссылкой на подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В обоснование принятого решения регистрирующий орган указал на то, что заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), считается не представленным по причине недостоверности содержащихся в нем сведений. При этом инспекция сослалась на протокол осмотра от 21.07.2010 N 295, составленный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 29 по Удмуртской Республике, из которого следует, что по названному адресу общество "Элепс-Ижевск" не находится.
Посчитав данное решение инспекции незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что обществом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации у инспекции отсутствовали.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в уставе общества (учредительном документе).
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации.
В силу названной статьи Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001); решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о государственной регистрации не предусмотрено, приведенный в ст. 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В силу п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что обществом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации.
При этом суды правомерно указали на то, что из протокола осмотра от 21.05.2009 достоверно не следует, что общество "Элепс-Ижевск" не находится по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Победы, д. 2.
Как видно из материалов дела, адрес, указанный обществом в качестве места нахождения юридического лица, несуществующим не является.
С учетом изложенного суды, указав на отсутствие у инспекции оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, обоснованно признали оспариваемое решение регистрирующего органа незаконным.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как несостоятельные, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.09.2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по делу N А71-9568/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о государственной регистрации не предусмотрено, приведенный в ст. 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В силу п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что обществом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2011 г. N Ф09-1462/11-С4 по делу N А71-9568/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника