Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 8 апреля 2011 г. N А60-6302/2011
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании 31.03.2011-05.04.2011 дело N А60-6302/2011 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Д.В.Шершень, ведущий специалист-эксперт отдела правовой и кадровой работы, доверенность N 15 от 31.01.2011г., удостоверение;
от заинтересованного лица: З.Г.Газизуллина, представитель по доверенности 66 АА 0368397 от 21.01.2011г., удостоверение;
Представителям участвующих в деле лиц разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом заявитель считает, что предприятием не было принято необходимых и достаточных мер для соблюдения лицензионных условий.
Заинтересованное лицо с предъявленными требованиями не согласно, ссылаясь на допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения (не отражение в протоколе конкретных фактов нарушения сроков пересылки корреспонденции, отсутствие информации о конкретных датах отправления корреспонденции, датах выемки корреспонденции, в уведомлении от 08.02.2011 о вызове законного представителя для составления протокола отсутствует ссылка на то, по поводу какого правонарушения вызывается представитель). Кроме того, ФГУП "Почта России" ссылается на то, что контролирующим органом вменяется нарушение требований Инструкции "Порядок работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России" в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах и составление отчетности по ним в структуре Предприятия", тогда как нарушение требований Инструкции, являющейся внутренним документом, не является нарушением лицензионных требований.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час.30 мин. 05.04.2011. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей обеих сторон.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:
В соответствии с приказом от 28.01.2011г. N 0131 управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области проведена внеплановая проверка соблюдения оператором почтовой связи ФГУП "Почта России", владельца лицензии N 25577, лицензионных условий осуществления деятельности на вид услуг: "Услуги почтовой связи".
В ходе проверки сделан вывод о не соблюдении пункта 4, 14 условий лицензии N 25577, в соответствии с которыми при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими Федеральными законами и нормативно - правовыми актами Российской Федерации, осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки составлены протокол N 037-Пр/4 от 16.02.2011г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, акт N А-66-0091/04 от 17.02.2011г.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены в арбитражный суд.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии, как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Согласно статье 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
При этом определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (статья 2 Закона).
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87. Согласно п. 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи, ПОУПС).
В силу пп. "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Как следует из материалов дела, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации 11.04.2003 предприятию выдана лицензия на предоставление услуг почтовой связи N 25577 сроком действия до 11.04.2013.
Основанием обращения управления в арбитражный суд явилось установление факта нарушения требований п. 4, 14 лицензии N 25577, выразившегося в не соответствии качества услуг почтовой связи установленным стандартам, нарушении Правил оказания услуг почтовой связи и порядка работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России".
В соответствии с п. 4 и 14 названной лицензии при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом N 126-ФЗ, Законом о почтовой связи, другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки сделан вывод о нарушении ФГУП "Почта России" п. 4, п. 55 Правил оказания услуг почтовой связи, пп. "а", "б", "в" п. 47 ПОУПС, абзаца 3 ст. 14, абзаца 4 ст. 16, абзаца 1, 3 ст. 19, ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", п. 6 "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160, п. 7.4.1., 7.5.3., 7.5.4., 7.7.3., 7.7.5. Инструкции СМК.ФГУП. И. 1.8.4/1 "Порядок работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России" в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах и составление отчетности по ним в структуре Предприятия", утв. Генеральным директором ФГУП "Почта России" 26.02.2008.
Согласно п. 52 ПОУПС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода
В соответствии с п. 55 ПОУПС порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. Оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ (в письменной форме) на претензии в отношении почтовых отправлений и почтовых переводов, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта- в течение 5 дней; на претензии в отношении всех других почтовых отправлений и почтовых переводов - в течение 2 месяцев.
Во исполнение п. 55 ПОУПС ФГУП "Почта России" разработана Инструкция СМК.ФГУП. И. 1.8.4/1 "Порядок работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России" в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах и составление отчетности по ним в структуре Предприятия", утв. Генеральным директором ФГУП "Почта России" 26.02.2008.
В соответствии с п. 7.7.3 Инструкции запросы по обращениям пользователей в отношении неполучения почтовых отправлений направляются почтамтом, инициировавшим проверку, в почтамты места назначения в день поступления. По обращениям, поступившим после 17.00 не позднее 12.00 следующего дня.
Внеплановой проверкой установлено, что 30.11.2010 в адрес Екатеринбургского почтамта УФПС Свердловской области поступило заявление от Трошиной С.М. о розыске одиннадцати внутренних регистрируемых почтовых отправлений (заказных бандеролей с уведомлением о вручении), отправленных ею 13.09.2010 в объекте почтовой связи "Екатеринбург 620000" Екатеринбургского почтамта в адрес 119019, Москва, Кремлевская Набережная, д. 1/9. К заявлению прилагались копии квитанций об отправке 11 заказных бандеролей.
Заявление зарегистрировано в Екатеринбургском почтамте УФПС Свердловской области 01.12.2010 за N Т-4077.
В нарушение п. 7.7.3 Инструкции запрос для установления факта выдачи регистрируемых почтовых отправлений в месте назначения Екатеринбургским почтамтом УФПС Свердловской области в адрес: Москва, 119034, начальнику почтамта ММП-6 направлен 16.12.2010 (заказным почтовым отправлением N 62000029357543), т.е. не на следующий день после регистрации заявления (02.12.2010).
При направлении запроса был неверно указан ШПИ одного заказного отправления (в квитанции N 16742 указан N 62000030167421, а в письме N 62000030167373), в связи с чем отследить факт вручения заказного отправления, с неправильно указанным номером ШПИ, в месте назначения не представилось возможным.
Повторный запрос был направлен 27.12.2010 (заказным почтовым отправлением N 62000029359806), хотя при не поступлении ответа на запрос в установленный срок Екатеринбургским почтамтом не позднее 14 календарных дней со дня подачи заявления (15.12.2010) должен был быть направлен контрольно -путировочный лист (КПП) (нарушение п. 7.4.1, 7.7.5 Инструкции).
В соответствии с п. 7.5.3 Инструкции заявления пользователей услугами ФГКП "Почта России" по розыску внутренних почтовых отправлений подлежат рассмотрению ответственными исполнителями в срок до одного месяца с момента регистрации. Если рассмотрение обращения требует проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов и принятие других мер, сроки рассмотрения обращения могут быть, в порядке исключения, продлены, но не более чем на один месяц, с уведомлением заявителя о продлении сроков. (п. 7.5.4 Инструкции).
В ходе проверки было установлено, что по истечении 1 месяца с момента регистрации заявления Трошиной С.М. Екатеринбургским почтамтом не было направлено уведомление заявителю о продлении сроков проверки, (в связи с произведенными запросами в место назначения), чем были нарушены п. 7.5.3, 7.5.4 Инструкции.
Ответ о результатах рассмотрения заявления от 01.12.2010 направлен заявителю 08.02.2011 заказным письмом N 62000029363483. Таким образом, Екатеринбургским почтамтом УФПС Свердловской области был нарушен срок рассмотрения заявления пользователя услугами почтовой связи (более 2-х месяцев).
При проверке прохождения одиннадцати заказных почтовых отправлений, отправленных Трошиной С.М. из Екатеринбурга 13.09.2010 в программе ОАСУ РПО ФГУП "Почта России", установлено, что все отправления поступили в объект доставки с нарушением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, замедлением на 4-10 дней (в нарушение пп. "а" п. 47 ПОУПС, п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160
При пересылке регистрируемых почтовых отправлений в нарушение пп. "б" п. 47 ПОУПС не была обеспечена сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений (уведомлений о вручении).
Из вышеизложенного следует, что ФГУП "Почта России" не были надлежащим образом выполнены обязанности оператора почтовой связи, не обеспечено надлежащее качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, не соблюден порядок работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России" (при приеме письменного заявления от пользователя услугами почтовой связи ответ заказным порядком в установленный срок не направлен), что является нарушением абзаца 3 ст. 14, абзаца 4 ст. 16, абзаца 1, 3 ст. 19, ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пп. "в" пункта 47 ПОУПС. Данные обстоятельства подтверждены протоколом N 037-Пр/4 от 16.02.2011г. об административном правонарушении, актом проверки N А-66-0091/04 от 17.02.2011г.
При таких обстоятельствах вывод контролирующего органа о нарушении ФГУП "Почта России" лицензионных условий (п.п. 4, 14 лицензии N 25577) материалами дела подтвержден и является обоснованным.
Согласно ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рассмотрев вопрос о виновности заинтересованного лица, суд пришел к следующим выводам.
Не обеспечение надлежащего контроля со стороны руководства юридического лица в части организации работы по надлежащему и своевременному выполнению лицензионных условий свидетельствует о наличии вины юридического лица. Доказательств принятия всех надлежащих и своевременных мер по организации работы оператора почтовой связи и обеспечения качественного оказания услуг почтовой связи, заинтересованным лицом не представлено. Таким образом, оснований полагать, что нарушение лицензионных требований вызвано объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
С учетом вышеизложенного, правомерен вывод заявителя о наличии в действиях заинтересованного лица состава правонарушения, установленного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заинтересованного лица о допущенных при производстве по делу процессуальных нарушениях, во внимание не принимается.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Отсутствие в уведомлении от 08.02.2011 о вызове законного представителя для составления протокола ссылки на то, по поводу какого правонарушения вызывается представитель, не является существенным нарушением, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Тем более что каких-либо ходатайств об отложении составления протокола либо об объявлении перерыва в его составлении ФГУП "Почта России" не заявлялось.
Не отражение в протоколе конкретных фактов нарушения сроков пересылки корреспонденции, отсутствие информации о конкретных датах отправления корреспонденции, датах выемки корреспонденции также не может рассматриваться в качестве существенного процессуального нарушения, поскольку заинтересованное лицо, как оператор почтовой связи, обладало всей необходимой информацией о сроках (датах) пересылки почтовой корреспонденции.
Довод ФГУП "Почта России" о том, что нарушение требований Инструкции "Порядок работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России" в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах и составление отчетности по ним в структуре Предприятия" не является нарушением лицензионных требований, необоснован, поскольку вышеназванная инструкция принята и утверждена в соответствии с требованиями п. 55 Правилами оказания услуг почтовой связи
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, суд учитывает, что рассматриваемое правонарушение не является единичным. Заинтересованное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию в виде административного штрафа за однородное правонарушение. При наличии факта повторности совершения однородного административного правонарушения, которое рассматривается как отягчающее административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), суд не находит оснований для применения наказания в виде предупреждения и назначает наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - 30000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области удовлетворить.
2. Привлечь ФГУП "Почта России" (юридический адрес: г.Москва, Варшавское шоссе, д.37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Управление Роскомнадзора по Свердловской области)
БИК N 046577001, Счет N 40101810500000010010
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г.Екатеринбург,
ИНН 6659107821, КПП 665901001, КБК 09611690040040000140,
ОКАТО 65401000000
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 апреля 2011 г. N А60-6302/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника