Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 апреля 2011 г. N А60-4075/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - УМТУ Росстандарта) (ИНН 6672172548, ОГРН 1046604412161) к ОАО "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757) о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Г.В.Романченко, представитель по доверенности от 15.09.2010,
от заинтересованного лица: С.В.Вагнер, представитель по доверенности 66 АА 0239810.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела акта передачи протоколов испытаний электрической энергии от 11.01.2011 судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заявитель, управление) обратилось Арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее - заинтересованное лицо, общество) представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылается на отсутствие в его действиях вины и указывает на процессуальные нарушения, допущенные государственным органом.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
УМТУ Росстандарта на основании распоряжения руководителя от 17.12.2010 N1291/543 проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Свердловэнергосбыт" по обращению жителей посёлка Солдатка, Нижнее - Сергинского района, Свердловской области на плохое качество электрической энергии.
Проведённой в период с 23.12.2010 по 13.01.2011 проверкой установлено, что поставку (реализацию) электрической энергии по адресу: ул. Трактовая д.1 А, кв.1, 2, д.10, д. 2, д.27 кв.2, д.38, д.40; ул. Путейская, д.11, д. 13 кв.2; кафе "Дастархан" в п. Солдатка Нижнее - Сергинского района, Свердловской области осуществляет ОАО "Свердловэнергосбыт".
В ходе проверки выбраны 11 контрольных точек подключения по адресам: ул. Трактовая д.1, А, кв.1, 2, д.10, д.12, д.27 кв.2, д.38, д.40; ул. Путейская, д.11, д. 13 кв.2; кафе "Дастархан" п. Солдатка, Нижнее - Сергинского района, Свердловской области.
Установка приборов и обработка результатов измерений проводилась сотрудниками испытательной лаборатории по контролю показателей качества электрической энергии ФГУ "УРАЛТЕСТ", аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N РОСС Ки.0001.21АЭ40.
В контрольных точках были установлены приборы для измерения показателей качества электрической энергии. По полученным результатам испытаний электрической энергии, во всех контрольных точках установлено превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии установленных по ГОСТу 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по:
п. 5.2 - по установившемуся отклонению напряжения;
п. 5.4 - по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения;
-п.5.5 - по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности и по коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности, что явилось, по мнению заявителя, следствием ненадлежащего контроля за качеством электрической энергии (при поставке (реализации) потребителям (приобретателям)) на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", со стороны ОАО "Свердловэнергосбыт".
По результатам проведённой проверки и полученным протоколам
испытаний электрической энергии от 27 декабря 2010 N34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 составлен Акт проверки от 13.01.2011 N1291, в котором указано, что показатели качества электрической энергии не соответствуют обязательным требованиям (п.п. 5.2, 5.4, 5.5) ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", что является нарушением п.1 ст. 46 Федеральным закона от 27.12.2002г. N184-ФЗ "О Техническом регулировании", обязательных требований ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
ОАО "Свердловэнергосбыт" 13.01.2011 выдано предписание об устранении выявленных нарушений N1291/1, и предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда N1291/2.
Управлением по результатам проверки в отношении общества составлен протокол от 07.02.2011 N1291 Ю об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С заявлением о привлечении общества к административной ответственности Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает требования подлежащими удовлетворению, при этом основывается на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 19.19 Кодекса нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 названного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Из содержания ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Согласно п. 15 раздела II Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, при исполнении договора сетевая организация обязана, в частности, обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Судом установлено, что общество, выступая в качестве гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность по продаже электрической энергии на розничном рынке электроэнергии и по отношению к потребителям является энергосбытовой организацией.
Общество по отношению к потребителям является сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
Общество как гарантирующий поставщик обязано отпускать электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что качество передаваемой обществом электроэнергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю "установившееся отклонение напряжения", п. 5.4 - по показателю "по коэффициенту n-ой гармонической составляющей напряжения", п. 5.6 - по отклонению частоты.
Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 Кодекса.
Суд с учетом положений ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ отмечает, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в нарушении последним обязательных требований, установленных техническими регламентами, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении продукции, в том числе при транспортировке (передаче) электроэнергии. Вину общества в совершении правонарушения суд усматривает в отсутствии контроля за качеством электроэнергии, ее соответствию обязательным требованиям государственных стандартов при поставке (реализации) от точек приема до точек поставки.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечения соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97.
В силу абз. 3 п. 1 ГОСТа 13109-97 нормы, установленные названным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии, условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.
Реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТа 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях. Во всех иных ситуациях несоблюдение обязательных требований государственных стандартов влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.19 Кодекса.
Кроме того, согласно п. 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N530, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Пунктом 114 указанных Правил функционирования предусмотрено, что в случае, если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.
Выступая в качестве гарантирующего поставщика, общество обязано урегулировать в интересах абонента отношения по передаче электроэнергии, а также отношения по оказанию иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания услуг по передаче электрической энергии и иных услуг.
Приложением Е к ГОСТу 13109-97 Е2 - Е4 предусмотрен контроль качества электрической энергии энергоснабжающими организациями, его периодичность.
Доказательства, подтверждающие принятие обществом каких-либо действий, направленных на осуществление контроля качества передаваемой электрической энергии, в материалах дела отсутствуют.
Довод заинтересованного лица о том, что ГОСТ 13109-97 не распространяется на ОАО "Свердловэнергосбыт" судом отклонен, как неосновательный.
Довод заинтересованного лица о неправильной квалификации правонарушения судом отклонен на основании вышеизложенного.
Довод заинтересованного лица об отсутствии надлежащего уведомления общества о времени составления протокола об административном правонарушении судом отклонен.
В материалах дела имеется письменное извещение законного представителя от 25.01.2011 N5/120 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, согласно которому законному представителю предложено явиться в государственный орган 07.02.2011 с 10-00 до 16-00.
В соответствии ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 5 ст. 28.2 Кодекса установлено, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 указанной статьи, в нем делается соответствующая запись.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях. В частности, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном производстве, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует (выписка из ЕГРЮЛ), что лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является закрытое акционерное общество "Комплексные энергетические системы".
Управлением уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N5/120 от 25.01.2011 направлено 27.01.2011, вручено 31.01.2011, что следует из отметки на копии письма от 25.01.2011 N5/120
По смыслу приведенных норм КоАП РФ и разъяснений ВАС РФ административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения общества или его законного представителя.
Сам по себе факт составления протокола об административном правонарушении без участия законного представителя юридического лица не свидетельствует о нарушении порядка составления протокола.
По мнению суда в силу ст. 28.2 КоАП РФ тот факт, что административным органом было назначено время для составления протокола в период с 10-00 до 16-00, без указания конкретного времени, не являлся существенным нарушением процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку общество было осведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не приняло мер для устранения неясности содержания извещения, в т.ч. и в части времени составления протокола, а само по себе указание времени составления протокола об административном правонарушении в период с 10-00 до 16-00 не является нарушением установленной процедуры составления протоколов.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что такое время было установлено в интересах заинтересованного лица с учетом того, что во время проведения проверки законный представитель был постоянно занят, в связи с чем заинтересованному лицу было предоставлено право явиться в административный орган в удобное для него время с 10-00 до 16-00 часов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный орган принял необходимые и достаточные меры для извещения предприятия и его законного представителя в целях обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении.
Довод общества об истечении предусмотренного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности судом отклоняется на основании следующего.
Согласно ч. 1, 2 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что, поскольку совершенное обществом административное правонарушение является длящимся, моментом обнаружения управлением факта несоответствия передаваемой обществом электроэнергии требованиям ГОСТ является день передачи испытательной лабораторией по контролю показателей качества электрической энергии Федерального государственного учреждения "УРАЛТЕСТ" протоколов испытаний электрической энергии управлению.
Согласно имеющемуся в материалах дела акту передачи протоколов испытаний электрической энергии от 11.01.2011 протоколы испытаний электрической энергии переданы управлению 11.01.2011.
При таких обстоятельствах судом установлено, что моментом обнаружения управлением совершенного обществом административного правонарушения является именно 11.01.2011.
Таким образом, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
На основании изложенного требования заявителя о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии удовлетворить
2. Привлечь открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757, адрес: 620075, г.Екатеринбург, ул.Кузнечная, д.92) к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей 00 копеек.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
5. Реквизиты для уплаты штрафа:
ИНН - 6672172548, КПП - 667201001
Р/С - 401018105000000010010 ГРКЦ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург,
БИК - 046577001,
ОКАТО -65401000000,
ОКПО 74375951
ОКВЕД 75.11.12
Назначение платежа - 17211601000010000140 - Денежные взыскания (штрафы) за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.
Получатель: УФК МФ по Свердловской области, УМТУ Росстандарта.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 апреля 2011 г. N А60-4075/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника