Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 апреля 2011 г. N А60-7214/2011
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании 14 апреля 2011 года дело по заявлению Управления государственного строительного надзора Свердловской области к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ОГРН 1057747900143, ИНН 6670096267) (далее - Учреждение) о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании
от заявителя: И.В. Абрамов, удостоверение N 43, представитель по доверенности N 2011/04 от 18.01.11г.; Е.В. Рожок, удостоверение N 4, представитель по доверенности N 2011/03 от 18.01.11г.
от заинтересованного лица: Е.Х. Чагина, паспорт 65 02 N 445166, представитель по доверенности N 1-721 от 14.04.11г.
Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. К материалам дела приобщены письменный отзыв, документы согласно приложению, программа проведения проверок и письмо N 23377-ИП/08 от 08.06.10г.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ заинтересованное лицо - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" 02.03.2011 года сменило наименование на Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Арбитражный суд, в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произвел замену заинтересованного лица на Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ОГРН 1057747900143, ИНН 6670096267).
Управление государственного строительного надзора Свердловской области просит привлечь Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо согласно представленному отзыву, в удовлетворении требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.04.2009 года N694-А Управлением государственного строительного надзора Свердловской области проведена плановая проверка установленного порядка строительства объекта капитального строительства "8-этажное с цокольным этажом здание лекционного блока - 1 этап строительства из состава объекта капитального строительства "Учебный корпус с подземным гаражом стоянкой и учебно-практическим комплексом", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Кировский район, ул. Гагарина-Ботаническая.
Проверкой установлено, что выполнена кладка наружных стен из газобетонных блоков, осуществлена установка светопрозрачных конструкций, выполнены работы по устройству кровли на отм. +25,570, +28,390, выполняются внутренние отделочные работы, работы по наружной отделке здания, устройству внутренних инженерных сетей. При этом учреждение, являющееся застройщиком-заказчиком данного объекта, осуществляет строительный контроль в отсутствие свидетельства о допуске по осуществлению строительного надзора.
По итогам проверки заявителем составлены акт проверки от 02.03.2011 года N11-03/С-6-84 и протокол об административном правонарушении от 05.03.2011 года N 11-03/020, которыми зафиксировано указанное нарушение.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.9.5.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов (ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 6 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
В соответствии с ч. 8 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (в ред. от 23.06.2010 N 294) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно п. 32 названного Перечня к видам работ, по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства отнесены работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" является заказчиком-застройщиком и осуществляет строительный контроль при строительстве объекта капитального строительства "8-этажное с цокольным этажом здание лекционного блока - 1 этап строительства из состава объекта капитального строительства "Учебный корпус с подземным гаражом стоянкой и учебно-практическим комплексом", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Кировский район, ул. Гагарина-Ботаническая.
Из материалов административного дела усматривается, что на объекте капитального строительства на момент проверки проводились строительные работы. Заинтересованное лицо осуществляло контроль за ходом строительных работ, что подтверждается записями в общем журнале работ с 21.10.2010 года по 25.01.2011, а также приказом N 824 от 13.09.2010 года. Между тем свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства у заинтересованного лица отсутствовало.
Факт осуществления заинтересованным лицом контроля за ходом строительных работ без свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства подтверждается вышеназванными актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснениями заместителя начальника института Ю.Н. Казакова от 05.03.2011.
Заинтересованное лицо признает факт осуществления контроля за ходом строительных работ без свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при этом ссылается на неосуществление предпринимательской деятельности и на отсутствие работ по осуществлению строительного контроля самим застройщиком (заказчиком) в перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Суд отмечает, что согласно разъяснениям данным в письме Минрегиона РФ от 30.04.2010 N17906-ИП/08 "Об осуществлении строительного контроля" под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц, его осуществляющих, устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц.
Согласно СНиП 12-01-2004 при выполнении лицом, осуществляющим строительство, производственного контроля за качеством строительства следует выполнять следующие действия:
- входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);
- приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
- входной контроль применяемых материалов, изделий;
- операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;
- оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.
В соответствии с изложенным, застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что для осуществления строительного надзора требуются специальные познания, в связи с чем необходимо получение свидетельства о допуске, выданное саморегулируемой организацией и не имеет значение неосуществление предпринимательской деятельности при осуществление строительного контроля
Таким образом, суд признает, что действия заинтересованного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ установлен, суд считает, что заинтересованное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по данной норме.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ заявителем не пропущен.
Заинтересованное лицо ссылается на несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности, а именно на нарушение срока проведения проверки объекта.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
В соответствии с планом проверки N 487/07/1 от 13.01.2011 года предусмотрен срок проведения проверки - февраль при строительстве объекта капитального строительства "8-этажное с цокольным этажом здание лекционного блока - 1 этап строительства из состава объекта капитального строительства "Учебный корпус с подземным гаражом стоянкой и учебно-практическим комплексом", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Кировский район, ул. Гагарина-Ботаническая.
Согласно материалам дела 11 февраля 2011 года факсом Управление отправило заинтересованному лицу уведомление N 11-03/6-42 от 11.02.11г. о проведении в период с 17 февраля 2011 года по 04 марта 2011 года проверки при строительстве объекта капитального строительства "8-этажное с цокольным этажом здание лекционного блока - 1 этап строительства из состава объекта капитального строительства "Учебный корпус с подземным гаражом стоянкой и учебно-практическим комплексом", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Кировский район, ул. Гагарина-Ботаническая.
Проверка была проведена Управлением государственного строительного надзора Свердловской области в два этапа: 1-й этап - визуальный осмотр объекта капитального строительства в период около 10 часов 30 минут - 12.00 часов 22.01.2011 года и 2-й этап - изучение исполнительной и проектной документации в период с 22.02.2011г. - 02.03.2011г.
Следовательно, даже если началом проведения проверки считать 17.02.2011, а окончанием 02.03.2011, срок составляет менее 20 рабочих дней, что свидетельствует об отсутствии нарушения ч. 1 ст. 13 Закона N294-ФЗ. В любом случае, проверка начата в феврале 2011 года, как это и установлено планом.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона N294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В данном случае, окончание срока проведения проверки не 28.02, а 02.03.2011 не является существенным нарушением, влекущим безусловное признание ее результатов незаконными, так как ст. 20 Закона N 294-ФЗ данное обстоятельство не относит к грубым нарушениям.
Согласно материалам дела, 02 марта 2011 года составлен акт проверки N 11-03/С-6-84, а протокол N 11-03/020 об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен 05 марта 2011 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В соответствии разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер.
Следовательно, протокол N 11-03/020 об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен с нарушением срока, установленного ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ - в трехдневный срок, однако данное нарушения признается судом несущественным.
Таким образом, грубых нарушений порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности судом не установлено.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае - суд, с учетом названных обстоятельств.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Суд полагает возможным применить к заинтересованному лицу в качестве меры административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной нормы - в сумме сорока тысяч рублей.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 179, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ОГРН 1057747900143, ИНН 6670096267) к административной ответственности по ч. 1 статье 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей 00 (ноль) копеек.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
р/счет 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Свердловской области г. Екатеринбург,
БИК 046577001,
КБК 04411690040040000140,
ОКАТО 65401000000,
Административный штраф за правонарушение в строительстве,
Получатель: УФК по Свердловской области (Управление государственного строительного надзора Свердловской области, ИНН 6670172239, КПП 667101001).
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 апреля 2011 г. N А60-7214/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника