Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 апреля 2011 г. N А60-3483/2011
Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело N А60-3483/2011 по иску открытого акционерного общества "Нытва" (ИНН 5942400228) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) о взыскании 949008 руб. 39 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Карташова М.В., представитель по доверенности N 12/02Д от 12.01.2011,
от ответчика: Пылаева А. М., представитель по доверенности N 8/09-НЮ от 08.10.2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика пени за просрочку доставки груза в сумме 949008 руб. 39 коп.
В судебном заседании истец заявил об уменьшении исковых требований, просит взыскать с ответчика пени в размере 949008 руб. 33 коп.
Уменьшение исковых требований принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик исковые требования не признал, в представленном отзыве указал, что в случае удовлетворении требования истца просит применить в отношении заявленного требования ст. 333 Гражданского кодекса и снизить сумму штрафа.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд установил:
как следует из материалов дела, 31.08.2010 на основании железнодорожных транспортных накладных ответчик принял к перевозке груз.
10.09.2010 согласно представленной в материалы дела железнодорожной накладной N ЭН056568 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 4 дня.
07.09.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭН097407, N ЭН097933, N ЭН072301, N ЭН097516 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
08.09.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭН117150, N ЭН117598 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
15.09.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭН142870 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 7 дней.
10.09.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭН188467, N ЭН188807, N ЭН188637 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
16.09.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭН372332, N ЭН372045, N ЭН398684 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дней.
26.09.2010 согласно железнодорожной транспортным накладной N ЭН719125 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 3 дня.
30.09.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭН789690, N ЭН789653, N ЭН789650, N ЭН789658 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 5 дней.
26.09.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭН811195, N ЭН810972, N ЭН811097 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
03.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО058629 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дня.
04.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО064268 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
05.10.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭО085951, N ЭО086052 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 3 дня.
06.10.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭО089513, N ЭО089375, N ЭО089530, N ЭО089596 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дня.
04.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО110946 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
10.10.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭО172374, N ЭО168491, N ЭО168060 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 5 дней.
08.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО215977 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дня.
12.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО317003 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дня.
21.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО316951 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 12 дней.
19.10.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭО411032, N ЭО410792 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 8 дней.
19.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО451917 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 7 дней.
19.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО463778 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 6 дней.
19.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО645678 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дня.
25.10.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭО837371, N ЭО837371, N ЭО837371, N ЭО836829 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 4 дня.
26.10.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭО881270, N ЭО881270, N ЭО881270, N ЭО881270 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 4 дня.
25.10.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭО881161, N ЭО881161, N ЭО881161 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 3 дня.
25.10.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭО882042 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дня.
26.10.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭО893300, N ЭО883265, N ЭО883315, N ЭО883236, N ЭО883206, N ЭО883150 доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 3 дня.
03.11.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭП223307, N ЭП222960 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 3 дня.
02.11.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭП267927 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
03.11.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭП240864 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дня
03.11.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭП275060, N ЭП275090 был доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
05.11.2010 согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭП351917 доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 2 дня.
05.11.2010 согласно железнодорожным транспортным накладным N ЭП358777, N ЭП369802 доставлен груз с просрочкой срока, указанного в железнодорожной накладной на 1 день.
Факт просрочки подтверждается отметками, имеющимися в названных железнодорожных транспортных накладных.
Согласно ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
В соответствии со ст.ст. 33, 97, 120 и 123 Устава железнодорожного транспорта РФ и Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом ответчику начислены пени в размере 949008 руб. 33 коп.
ОАО "Нытва" направило в адрес ОАО "РЖД" претензии N 12/34 от 22.09.2010, N 12/43 от 11.10.2010, N 12/46 от 19.10.2010, N 12/51 от 15.11.2010, N 12/52 от 01.12.2010 с просьбой оплатить сумму задолженности. Ответчик письмами N МЮ-61/3746 от 21.10.2010, N МЮ-61/4202 от 23.11.2010, N МЮ-61/4198 от 23.11.2010, N ТЦФТОУК2/4-296 от 10.12.2010 отказал в удовлетворении требований грузополучателя, ссылаясь на ст. 20 Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки утвержденных приказом МПС России 18.03.2003 N 27.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа МПС Российской Федерации N 27 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" следует читать как 18 июня 2003 г.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, грузоотправитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с перевозчика штрафа за просрочку доставки груза.
Исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положению п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статья 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривает, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 Устава.
На основании положений статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 27 (п. 2 Правил) исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
На основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
К числу таких обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, норма статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации относит обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии или иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства. Названный перечень не является исчерпывающим. К таким обстоятельствам могут быть отнесены также крушения, аварии, забастовки и т.п.
Факт просрочки доставки груза подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиком, расчет пени судом проверен и признан верным, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в сумме 949008 руб. 33 коп.
Ходатайство ответчика о применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Основанием для применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может служить явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.
Ответчик, заявляя в суде о несоразмерности подлежащей взысканию неустойки, доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, не представил. В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что уменьшение размера неустойки является правом суда и применяется им не по желанию сторон, а в случае, если суд установит, что размер предъявленной к взысканию неустойки явно несоразмерен соответствующим последствиям нарушения обязательства.
Суд не усмотрел явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. Сумма неустойки по отношению к размеру провозных платежей составляет около 26%, что соответствует принципу разумности. Из материалов дела следует, что просрочки в доставке грузов ответчиком допускались на регулярной основе. Истцом представлены расчеты, согласно которым простои его оборудования из-за отсутствия металла в сентябре 2010 года составили 28% от общего числа простоев, а в октябре 2010 года - 39,3%, что негативным образом повлияло на стабильную работу предприятия в условиях процедур банкротства.
Доводы ответчика о том, что просрочка в доставке грузов произошла по причине проведения путевых работ, судом отклоняется, так как данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащей организации движения на железнодорожном транспорте со стороны перевозчика и основанием для освобождения или уменьшения установленной законом ответственности не является.
При таких обстоятельствах дела ходатайство ответчика об уменьшении размера неустойки отклоняется.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, ч.2 ст. 148, п. 4 ч. 1 ст. 150, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) в пользу открытого акционерного общества "Нытва" (ИНН 5942400228) пени в размере 949008 руб. 33 коп., а также в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску 21980 руб. 16 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 апреля 2011 г. N А60-3483/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника