Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 апреля 2011 г. N А60-6015/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (далее - заявитель, общество, ИНН 6604021340, ОГРН 1086604000647) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Березовском Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, управление, ИНН 6604011013, ОГРН 1026600667389) о признании недействительным и отмене решения от 10.02.2011 N 07500411,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Е.А.Гориченская, представитель по доверенности от 08.09.2010, предъявлен паспорт;,
от заинтересованного лица: Б.К.Гараев, юрисконсульт по доверенности N 02 от 01.08.2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения управления от 10.02.2011 N 07500411РК0001754 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 5957 руб. 37 коп., начислены пени в сумме 196 руб. 99 коп. и штраф по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в размере 5957 руб. 37 коп.
В судебном заседании представителем общества заявлено ходатайство о вызове и допросе свидетеля.
Согласно положениям ч. 1 ст. 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вызывает свидетеля для участия в деле по ходатайству лица, участвующего в деле.
Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, может подтвердить свидетель, и сообщить его фамилию имя, отчество и место жительства (ч. 2 ст. 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая неисполнение заявителем требований указанной нормы, данное ходатайство судом отклонено.
Иных заявлений и ходатайств не последовало.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, представило отзыв. Считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Управлением проведена камеральная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов и представления отчетности, по результатам которой составлен акт от 22.12.2010 N 07500430000150 и принято решение от 10.02.2011 N 07500411РК0001754. Данным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 5957 руб. 37 коп., пени в сумме 196 руб. 99 коп., а также заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 5957 руб. 37 коп.
Не согласившись с вышеуказанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действующей в проверяемый период, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом N 212-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Закона органы контроля наделены полномочиями взыскания недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и составления акта) предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 названного Закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (ч. 2 ст. 40 Закона N 212-ФЗ).
Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрен порядок вынесения органами контроля за уплатой страховых взносов решения по результатам рассмотрения материалов проверки, проведенной органами Пенсионного фонда.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 этого закона.
Порядок проведения камеральной проверки страховых взносов и оформление ее результатов регулируются ст. 34, 38 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п.1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
В соответствии с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать:
- сведения о выявленной недоимке по страховым взносам;
- сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
Обществом не оспаривается факт представления расчета страховых взносов с нарушением установленного срока.
Вместе с тем, в акте камеральной проверки от 22.12.2010 N 07500430000150 проверяющим в нарушение п. 6. Требований не указаны документы, являвшиеся предметом рассмотрения в ходе камеральной проверки, сведения, свидетельствующие о нарушении заявителем законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки, а также не поименованы документы, подтверждающие данное обстоятельство.
Пунктом 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействий), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на лицо, принявшего данный акт.
Однако, ни в акте камеральной проверки от 22.12.2010 N 07500430000150, ни в оспариваемом решении от 10.02.2011 N 07500411РК0001754 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, не поименованы документы, подтверждающие данные факт, а также обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины общества .
Поскольку оспариваемое решение не содержит как ссылок на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершенного обществом правонарушения, так и результатов проверки доводов общества, изложенных им в письме от 22.12.2010 N 17, суд считает недоказанным факт нарушения и как следствие этого правомерности принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение - отмене.
Госпошлина за рассмотрение спора в сумме 2000 руб. взыскивается с заинтересованного лица в доход федерального бюджета в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Березовском Свердловской области (ИНН 6604011013, ОГРН 1026600667389) от 10.02.2011 N 07500411РК0001754 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
3. Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Березовском Свердловской области (ИНН 6604011013, ОГРН 1026600667389) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2011 г. N А60-6015/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника