Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 апреля 2011 г. N А60-7326/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Дежа-Инвест" (ИНН 6663049410, далее - общество) к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - отделение) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании 14.04.2011 приняли участие представители: общества - Д.М.Таманцев; отделения - М.Б.Шайханов.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество ходатайствовало о представлении дополнительных доказательств: скриншота из сети интернет (яндекс), материалов судебной практики.
Отделение ходатайствовало о представлении отзыва, копий материалов административного дела, материалов судебной практики.
Ходатайства сторон удовлетворены, представленные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 28 февраля 2011 г. N 62-11-90/ПН о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 700 тыс. рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Мотивируя заявленное требование, общество ссылается на то, что факт правонарушения оно не оспаривает, просит применить ст. 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на то, что намерения скрыть сведения о существенных фактах у обществ не было; вся необходимая информация была размещена в сети Интернет.
Отделение представило отзыв, требование не признало, в судебном заседании пояснило, что обществом нарушен порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, который установлен Положением, утвержденным Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н. Совершенное обществом административное правонарушение не может признано малозначительным, так как размер последствий непредсказуем.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 18.04.2011, после которого судебное заседание продолжено при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н.Михайличенко.
После перерыва в судебном заседании приняли участие те же представители сторон.
Новых заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил:
Региональным отделением 28.02.2011 вынесено постановление о назначении обществу административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 700 тыс. рублей.
Постановление мотивировано следующим:
1) сообщение о существенном факте, содержащее "Сведения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг" (протокол заседания Совета директоров обществ от 12.10.2010) опубликованы в ленте новостей только 03.02.2011 при установленном сроке до 13.10.2010;
2) сообщение о существенном факте, содержащее "Сведения о приостановлении эмиссии ценных бумаг" (информация о приостановлении эмиссии именных бездокументарных акций общества опубликована на сайте отделения 11.10.2010) опубликованы в ленте новостей только 19.10.2010 при установленном сроке до 12.10.2010;
3) сообщение о существенном факте, содержащее "Сведения о возобновлении эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг" (информация о возобновлении эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг общества опубликована на сайте отделения 25.10.2010) опубликованы в ленте новостей только 27.10.2010 при установленном сроке до 26.10.2010.
Считая данное постановление незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано, в частности, раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). При этом установлено, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Департаментом финансов Правительства Свердловской области 23.05.1996 зарегистрирован выпуск ценных бумаг общества (государственный регистрационный N 62-1-1377). Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии этих акций.
Распоряжением РО ФКЦБ России в УрФО N 1751-р от 19.08.2004 произведено объединение выпусков, в результате которого регистрационная запись N 62-1-1377 аннулирована. Указанному выпуску присвоен государственный регистрационный N 1-01-30968-D.
Таким образом, общество обязано раскрывать ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
В силу п. 6.1.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Таким образом, общество обязано раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах и сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента.
В соответствии с п. 6.2.6 Положения в форме сообщений о существенных фактах раскрываются, в частности, сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг; сведения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; сведения о государственной регистрации (дополнительного выпуска) ценных бумаг; сведения о размещении (начале размещения и завершении размещения) ценных бумаг; сведения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а если в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" или иными федеральными законами эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, - сведения о представлении в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Сообщение о таком существенном факте должно быть составлено по форме согласно Приложению 16 к настоящему Положению.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, считается дата опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента на странице регистрирующего органа в сети Интернет или дата получения эмитентом письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше.
Пункт 6.3.1 определяет, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, советом директоров общества 12.10.2010 принято решение об утверждении решения о выпуске акций в количестве 80 тыс. штук номинальной стоимостью 1000 руб. каждая путем конвертации при дроблении акций общества, по результатам которого составлен протокол N 121010/Д. Следовательно, сообщение о существенном факте, содержащее "Сведения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг" должно быть опубликовано в ленте новостей не позднее 13.10.2010. Отделением установлено, что обществом указанные сведения опубликованы в ленте новостей 03.02.2011, то есть с нарушением установленных сроков.
Также обществом 11.10.2010 на сайте отделения опубликована информация о приостановлении эмиссии именных бездокументарных акций общества. Следовательно, сообщение о существенном факте, содержащее "Сведения о приостановлении эмиссии ценных бумаг" должно быть опубликовано в ленте новостей не позднее 12.10.2010. Отделением установлено, что обществом указанные сведения опубликованы в ленте новостей 19.10.2010, то есть с нарушением установленных сроков.
25.10.2010 обществом на сайте отделения опубликована информация о возобновлении эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг общества. Следовательно, сообщение о существенном факте, содержащее "Сведения о возобновлении эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг" должно быть опубликовано в ленте новостей не позднее 26.10.2010. Отделением установлено, что обществом указанные сведения опубликованы в ленте новостей 27.10.2010, то есть с нарушением установленных сроков.
Таким образом, отделение пришло к правомерному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Вина общества в совершении административного правонарушения выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований Положения, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Свою вину общество признало.
Штраф наложен в пределах санкции ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено.
Нарушений порядка проведения проверки и привлечения к административной ответственности судом не выявлено. Существенных нарушений, по которым постановление могло быть отменено, не допущено.
Довод общества о том, что отсутствует приказ ФСФР России об утверждении уполномоченных информационных агентств, на лентах новостей которых должны публиковаться соответствующие сообщения, судом отклоняется. Суд считает, что ФСФР России определила уполномоченные информационные агентства путём размещения информации о них на своём официальном сайте www.fcsm.ru. Ввиду официальности и общедоступности данной информации не закрепление перечня этих агентств путём издания приказа не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего участникам рынка ценных бумаг раскрывать информацию надлежащим образом в установленные сроки.
Вместе с тем суд считает, что общество может быть освобождено от административной ответственности.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ должностное лицо или суд, рассматривающие дело, при малозначительности совершенного административного правонарушения вправе освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Суд считает, что бездействие общества может быть квалифицировано как малозначительное, учитывая, что указанные сообщения о существенных фактах опубликованы обществом самостоятельно 03.02.2011, 19.10.2010 и 27.10.2010, хотя и с нарушением срока; кроме того, указанные сообщения о существенных фактах были размещены обществом в сети Интернет.
В частности, сообщение о решении совета директоров общества от 12.10.2010 об утверждении решения о выпуске акций было опубликовано в тот же день в сети Интернет на сайте www.ecki.ru (Екатеринбургского центра коллективных инвестиций), на котором общество публикует сообщения о существенных фактах начиная с 2004 года. Данный сайт находится в том же информационном пространстве (сети Интернет), что и ленты новостей информационных агентств и доступен неограниченно (беспрепятственно) любому лицу. Следовательно, любое заинтересованное лицо могло своевременно получить доступ к данной информации.
В остальных двух случаях допущенные обществом просрочки опубликования сведений в ленте новостей были незначительными и ввиду опубликования соответствующих сведений на официальном сайте отделения не создала существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По мнению суда, наложение на общество штрафа в размере 700 тысяч рублей с учётом конкретных обстоятельств дела не отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 28 февраля 2011 г. N 62-11-90/ПН о назначении административного наказания открытому акционерному обществу "Дежа-Инвест" (ИНН 6663049410) признать незаконным и отменить.
Освободить открытое акционерное общество "Дежа-Инвест" (ИНН 6663049410) от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Административное производство прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2011 г. N А60-7326/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника