Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 апреля 2011 г. N А60-8119/2011
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело N А60-8119/2011 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга к закрытому акционерному обществу "Акрополис ЛТД" (ОГРН 1026604970347, ИНН 6660120249) далее ЗАО "Акрополис ЛТД" о привлечении к административной ответственности
При участии в судебном заседании:
от заявителя: Шипелов А.Л. - специалист первого разряда по доверенности N 14 от 08.02.2011, удостоверение; Мочалин В.А. - государственный налоговый инспектор по доверенности N 03 от 11.01.2011, удостоверение
от заинтересованного лица: А.А.Евграшина, представитель по доверенности N 2 от 09.03.2011, паспорт.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода судье не заявлено.Заявлений и ходатайств не поступило.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исесткому району г.Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Акрополис ЛТД" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявления отказать, считая, что деятельность ЗАО "Акрополис ЛТД" по приему платежей и выдаче выигрышей в пункте приема ставок не является деятельностью по организации и проведению азартных игр, поскольку общество (агент) действует в рамках заключенного с закрытым акционерным обществом "Ф.О.Н." (принципал) агентского договора от 26.07.2010 N 133/52.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил:
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исесткому району г.Екатеринбурга на основании поручения N 31 от 17 февраля 2011 проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в помещении пункта приема платежей букмекерской конторы "Ф.О.Н.", расположенного по адресу: г.Екатеринбург, ул.Белореченская, д.28А, ТЦ "Буревестник" используемого ЗАО "Акрополис ЛТД" по договору аренды от 01.12.2010 N 13-12/10 с ООО "Кооператор", в ходе которой сделан вывод об осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (прием ставок и заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками - физическими лицами на результат события спортивных состязаний) без соответствующей лицензии (разрешения).
По итогам проверки составлены: протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю) помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.02.2011 N 1, протокол изъятия документов от 17.02.11 N 2, протокол допроса свидетеля от 17.02.2011. Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N 19/36 от 16.03.2011.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ЗАО "Акрополис ЛТД" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены заявителем в арбитражный суд.
Закрытое акционерное общество "Акрополис ЛТД" заявленные требования не признает, ссылаясь на то, что, действуя в рамках заключенного с ЗАО "Ф.О.Н." агентского договора, осуществляет деятельность по приему платежей и выдаче выигрышей в пункте приема ставок, которая не является деятельностью по организации и проведению азартных игр.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
В силу положений ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 3 названного Федерального закона
Вне игорных зон действующим законодательством допускается осуществление деятельности юридическими лицами по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно ст.4 Закона N 244-ФЗ букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр; пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Согласно ч.1 ст.5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Организатором азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации (ч.1 ст.6 Закона N 244-ФЗ).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе путем выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах представляет собой документ, выдаваемый в соответствии с данным Законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (ст.4 Закона N 244-ФЗ). Такая деятельность в соответствии с п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 451).
По смыслу приведенных норм осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В ходе проведенной налоговым органом проверки установлено:
Что участник азартной игры (опрошенный гражданин Нилов А.М.) выбирает согласно публичной информации на ж/к мониторе спортивное событие N 167: футбольный товарищеский матч 17.02.2011: Молдова U19-Румыния U18. В 14 ч.21м. сделана одиночная ставка кассиру - букмекеру (Коньковой И.И.), в качестве оплаты ставки кассиру переданы деньги в сумме 200 рублей на выбранное спортивное событие N 167. Участнику азартной игры (Нилову АВ.) была выдана карточка "К01037/Екатеринбург-1037 N 12062664375 17.02.2011 14:21 UQ-V2-72" с реквизитами ЗАО "Ф.О.Н". Ставка была сделана Ниловым А.М. с целью получения выигрыша согласно котировки-коэффициента 1,65.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что клиент знакомится с информацией, отраженной в информационном листке "ЛИНИИ" (списке предстоящих матчей, с предложенными котировками - коэффициентами выигрыша от имени букмекерской конторы ЗАО "Ф.О.Н.") в виде бумажных распечаток, выложенных на столах в помещении букмекерской конторы либо с информацией, отраженной на ж/к мониторе телевизора "прием ставок по ходу матча" (список матчей непосредственно проходящих в режиме реального времени, с предложенными котировками-коэффициентами выигрыша от имени букмекерской конторы ЗАО "Ф.О.Н."), транслируемым в режиме реального времени для оформления "LIVE-СТАВКИ". Далее клиент выражает готовность заключить пари на выбранный коэффициент и сумму ставки. При этом, размер ставки определяется игроком из собственных финансовых возможностей; сотрудник пункта приема платежей получает от участника азартной игры денежные средства, заносит в программный комплекс ЭВМ, установленный в помещении букмекерской конторы и распечатывает карточку с реквизитами ЗАО "Ф.О.Н.", которую выдает игроку; в случае выигрыша участник азартной игры после окончания спортивного события по предъявлении карточки получает выигрыш в пункте приема платежей - букмекерской конторы "Ф.О.Н." по адресу: г.Екатеринбург, ул.Белореченская,д.28 "А", к.28 из средств ЗАО "Акрополис ЛТД" сразу после окончания спортивного события по предъявлению карточки.
В пункте приема/выдачи платежей - БК "Ф.О.Н" по адресу: г.Екатеринбург, ул.Белореченская, д.28 "А", к.28 оборудовано два рабочих места для кассиров-букмекеров (работников ЗАО "Акрополис ЛТД", оснащенных мониторами, системными блоками (с выходом в Интернет) и принтерами.
При осмотре занимаемого обществом помещения было установлено, что на стендах в помещении, в зоне обслуживания участников азартных игр, расположены объявления информационного характера о приеме ставок, правила приема ставок, режиме работы, копия лицензии от 26.06.2009 N 4 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выданной ЗАО "Ф.О.Н." с указанием адресов места нахождения и места осуществления деятельности: г.Москва, ул.С.Радонежского, 2, г.Москва, ул.Декабристов, 8.
Данные обстоятельства подтверждены протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю) помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.02.2011, протоколом об административном правонарушении N 19/360 от 16.03.2011.
При изложенных обстоятельствах вывод налогового органа о том, что в данном помещении обществом осуществляется деятельность по приему денежных средств (ставок) от клиентов (физических лиц) на спортивные события, выдаче учетных карточек и выдаче денежных средств участникам в случае выигрыша, без соответствующей лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, сделан правомерно.
Закрытое акционерное общество "Акрополис ЛТД" ссылается на то, что его деятельность по приему платежей и выдаче выигрышей в пункте приема ставок не является деятельностью по организации и проведению азартных игр в связи с тем, что общество (агент) действует в рамках заключенного с закрытым акционерным обществом "Ф.О.Н." (принципал) агентского договора от 26.07.2010 N 133/52.
Данный довод рассмотрен судом и подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Ф.О.Н." имеет выданную Федеральной налоговой службой лицензию от 26.06.2009 N 4 на право осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам: г. Москва, ул. Сергея Радонежского, д. 2, г. Москва, ул. Декабристов, д. 8. При этом адрес помещения, в котором общество осуществляет деятельность: г.Екатеринбург, ул.Белореченская, д.28 "А". в лицензии не указан. Таким образом, исходя из содержания ст.4 Закона N 244-ФЗ ссылка общества на правомерность своей деятельности по указанному адресу по лицензии закрытого акционерного общества "Ф.О.Н." необоснованна.
Кроме того, по своей правовой природе лицензия на осуществление определенного вида деятельности является разрешительным документом, выданным конкретному субъекту предпринимательской деятельности, и, принимая во внимание индивидуальный характер лицензии, лицензиат не вправе передать право на осуществление лицензируемого вида деятельности (полностью или частично) другому субъекту на основании гражданско-правового договора.
С учетом изложенного в рамках агентского договора общество не вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, в том числе совершать определенные действия, такие как: прием ставок, выплата выигрыша. Действия по приему ставок и выплате выигрышей являются неотъемлемой частью деятельности по проведению азартных игр. Осуществление подобной деятельности субъектами, не получившими лицензию на осуществление указанного вида деятельности, не может расцениваться как правомерное, соответствующее требованиям законодательства.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2011 N 9174/10, в соответствии с которой возможность осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в букмекерских конторах и тотализаторах, на основании агентских и иных гражданско-правовых договоров без лицензии не предусмотрена законодательством, регулирующим данные правоотношения.
Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии является незаконной, следовательно, действия лица, фактически осуществляющего такой вид деятельности без лицензии, в том числе на основании агентского и иного гражданско-правового договора, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах в действиях заинтересованного лица имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, являясь участником на рынке организации и проведения азартных игр, зная об изменениях в законодательстве, разрешающих вне игорных зон деятельность по организации и проведению азартных игр только в букмекерских конторах и тотализаторах при наличии лицензии, пренебрегая данным требованием закона, фактически проводило азартные игры при отсутствии разрешения к осуществлению таковой деятельности и не приняло все зависящие от него меры для её прекращения, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения. Вина общества выражается в виновном действии (бездействии) должностных лиц общества, допустивших осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии). Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства и предотвращению правонарушения в материалы дела не представлено.
Поскольку осуществление ЗАО "Акрополис ЛТД" деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, в отсутствие соответствующей лицензии, подтверждается материалами дела, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении налоговым органом не допущено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями, ЗАО "Акрополис ЛТД" подлежит привлечению к административной ответственности, установленной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
При разрешении вопроса изъятых документов суд исходит из положений п.5.1 ст.27.1 КоАП РФ, и учитывая, что изъятые документы представлены налоговым органом в материалы дела при обращении в суд, полагает, что изъятые на основании протокола изъятия от 17.02.2011 документы остаются в материалах дела, поскольку имеют значение доказательств по делу.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь закрытое акционерное общество "Акрополис ЛТД" (ОГРН 1026604970347, ИНН 6660120249) к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области
ИНН 6658040003
Номер счета получателя платежа 40101810500000010010
БИК 046577001
ОКАТО 65401000000
КБК 18211690040040000140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов, взыскиваемые органами ФНС с указанием даты и номера решения о привлечении к административной ответственности)
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2011 г. N А60-8119/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника