Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 апреля 2011 г. N А60-7526/2011
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РФ в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске Свердловской области (ИНН 6670083677) к Обществу с ограниченной ответственностью "Владимир и Ко" (ИНН 6670059000) о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Меньщикова А. Г., представитель по доверенности N 212-46 от 17.07.2011,
заинтересованное лицо: Мельникович Ю. Н. представитель по доверенности о 10.01.11 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
От заявителя представлены дополнительные документы - приобщены судом к материалам дела.
От заинтересованного лица представлен отзыв, а также дополнительные документы (акты, договоры) - приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании, назначенном на 18.04.2011 на 10 час. 30 мин., судом в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 20.04.2011 до 10 час. 00 мин., после которого судебное заседание продолжено, в том же составе при участи тех ж представителей.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ко" по ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение в виде оборота этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
В территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Верхняя Пышма и городе Среднеуральск из Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Октябрьском районе и Кировском районе г. Екатеринбурга поступила информация (вх. N 182 от 27.01.11 г.) о поставке некачественной и опасной алкогольной продукции, а именно вино специальное "Мадера" 19 % дата выработки 16.09.10 г. (изготовитель ООО "Интервайн" Россия, КБР, г. Баксан, ул. Левобережная, 19 ), не соответствующее требованиям ГОСТ Р 52404-2005 "Вина специальные и виноматериалы специальные. Общие технические условия" в ООО "Исток" (адрес доставки 624777 Верхнесалдинский район, п. Басьяновский, ул. Ленина, 2А) по Товарно-транспортной накладной N Вл-0257 01.11.10 г., с приложением копий документов, в том числе протокола лабораторных испытаний N 10109п от 26.11.10 г., выданного Аккредитованным испытательным лабораторным центром филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе.
Согласно указанному протоколу вино специальное "Мадера" 19 % дата выработки 16.09.10 г. изготовитель ООО "Интервайн", 361534, КБР, г. Баксан, ул. Левобережная, 19, номер партии: Товарно-транспортная накладная N Вл-0257839 от 01.11.10 г., объем партии 76 б. по 0,7 л., не соответствует требованиям ГОСТ Р 52404-2005 "Вина специальные и виноматериалы специальные. Общие технические условия", по показателям: вкус, запах (п. 4.1.4.).
По данному факту Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Верхняя Пышма и городе Среднеуральске возбуждено административное расследование в отношении ООО "Владимир и Ко". Определением о возбуждении дела об административном правонарушении N 10 от 08.02.11 г. и Определением N 10/10 от 09.02.11 г. от общества истребованы необходимые дополнительные сведения по делу об административном правонарушении.
Истребованные административным органом документы заинтересованным лицом представлены для проверки в полном объеме.
Извещением от 04.03.11г. N 2 до ООО "Владимир и Ко" доведена информация о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.14 КоАП.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 05.0311 г. в ходе административного расследования установлено: что ООО "Владимир и Ко" осуществлена закупка алкогольной продукции - вино специальное "Мадера" 19 % изготовитель ООО "Интервайн" КБР, г. Боксан в количестве 11400 бутылок по 0,7 л. по товарной и товарно-транспортной накладной 4357 и от 25.09.10 г., с приложением справки к товарно-транспортной накладной раздел А, раздел Ю, с прилагаемым удостоверением качества на партию вина (дата выработки 16.09.10 г.). По представленному ООО "Владимир и Ко" отчету о движении товаров на складах с 01.09.10 г. по 31.01.11 г., а также по представленной товарно-транспортной накладной N Вл-0257839 от 01.11 10 г. указанная алкогольная продукция была поставлена в том числе и в ООО "Исток" (адрес доставки адрес доставки 624777 Верхнесалдинский район, п. Басьяновский, ул. Ленина, 2А).
Таким образом, по результатам административного расследования 05.03.11 г. Управлением установлено: ООО "Владимир и Ко" осуществляло оборот, в том числе закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
По мнению административного органа вина юридического лица выразилась в том, что ООО "Владимир и Ко" допустило в оборот продукцию, не соответствующую нормативным требованиям п.п.7.1, п. 8.1 СП 2.3.6.1006-01 "Санитарно-эпидемиологические требованиям к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; ст. 3, ст. 20, ст. 24, Закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ст. 25 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 4.1.4. ГОСТ Р 52004-2005 " "Вина специальные и виноматериалы специальные. Общие технические условия".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" следует читать как СП 2.3.6.1066-01
На основании изложенных обстоятельств административным органом сделан вывод о наличии в действиях что ООО "Владимир и Ко" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАп.
Административная ответственность за оборот алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, предусмотрена статьей 6.14 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Объективной стороной указанного правонарушения является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
Согласно статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом понимаются закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Возражая против доводов заявителя представитель общества указал на то, что утвержденная программа производственного контроля у общества имеется, производственный контроль осуществляется.
Приемка товара - специального вина "Мадера" от поставщика Общества с ограниченной ответственностью "Бриз" осуществлялась на основании Инструкции Госарбитража "О порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" о 25 апреля 1966 г. N П-7.
Согласно пояснениям представителя, приемка товаров производилась по следующим характеристикам: качество (по внешним признакам, а именно, отсутствие помутнений, осадка и посторонних включений в жидкость, в том числе с использованием специального оборудования - лампы), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). При приемке товара указанными способами какие-либо отклонения в качестве вина специального "Мадера" обнаружены не были.
Кроме того, поставленная ООО "Бриз" продукция, имела все необходимые сертификаты соответствия и удостоверения качества, что является подтверждением соответствия ее требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
Хранение алкогольной продукции, в том числе специального вина "Мадера" осуществляется ООО "Владимир и Ко" на складе, в строгом соответствии с условиями предъявляемыми для хранения алкогольной продукции, в том числе с условиями об особом температурном режиме и влажности воздуха. У ООО "Владимир и Ко" имеются выданные компетентными органами сертификаты, подтверждающие соответствие условий хранения.
Данные возражения подтверждены представителем в материалах дела документами: договор поставки от 28.04.09 г, товарно-транспортной накладной от 250.9.10 г. N 435711, справкой к товарно-транспортной накладной, декларацией соответствия, сертификатом соответствия, удостоверением качества и безопасности N 30 от 16.09.10 г., актами от 14.02.10 г, и от 15.04.10 г, N 01-07/137, санитарно-эпидемиологическим заключением от 14.02.20111 года N 66.01.39.000.14000.380.02.11, экспертными заключением N 02-06-1-07/544 от 14.10.08г.
Так же, по мнению заинтересованного лица, у административного органа отсутствуют доказательства совершения правонарушения именно ООО "Владимир и Ко", поскольку изъятые и признанные несоответствующими качеству образцы вина специального "Мадера" изымались у ООО "Исток". В период когда указанное вино находилось в собственности ООО "Владимир и Ко" вино не изымалось, Роспотребнадзором его качество на соответствие предъявляемым требованиям не проверялось. Доказательства того, что специальное вино "Мадера" не соответствовало по качеству требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиеническим нормативам в период, когда находилось в собственности ООО "Владимир и Ко" и хранилось на его складе, отсутствуют.
Согласно п. 7.12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 658 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг" отбор образцов (проб) для лабораторного, инструментального исследования осуществляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по надзору, либо специалистом центра гигиены и эпидемиологии на основании определения о назначении экспертизы и(или) предписания о проведении обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которые выносит руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы. Отбор образцов (проб) оформляется актом.
В соответствии с п. 4.1.7 ГОСТ Р 51144-98 "Продукты винодельческой промышленности. Правила приемки и методы отбора проб" об отборе объединенной пробы составляют акт отбора пробы в четырех экземплярах. В акте должно быть указано: дата, время и место составления акта; фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе пробы; наименование и адрес изготовителя, упаковщика, экспортера (поставщика); наименование и адрес импортера (получателя); наименование и количество продукта в партии, от которой отобрана проба; наименование и номер документа о качестве; номер вагона, автомашины, железнодорожной или автомобильной цистерны; количество и вместимость бутылок с отобранной объединенной пробой; описание печати или пломбы, поставленной на каждой бутылке с объединенной пробой. Акт отбора пробы подписывают лица, принимавшие участие в отборе пробы.
Из представленного заявителем акта отбора проб N 83 от 16.11.10г. видно, что пробы отбирались в магазине "Исток" а присутствии директора ООО "Исток". ООО "Владимир и Ко" об отборе алкогольной продукции для исследования на качество не извещалось. При этом из представленных заявителем документов не следует что ООО "Владимир и Ко" на дату отбора проб являлось единственным поставщиком этой продукции в ООО "Исток".
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем доказательств вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заявителем в материалы дела не представлено.
Из протокола об административном правонарушении, составленном в отношении ООО "Владимир и Ко", от 05.03.11 г. следует, что вывод о реализации заинтересованным лицом алкогольной продукции, не соответствующей государственным стандартам и санитарным правилам, сделан только на основании информации и данных полученных в ходе проверки ООО "Исток", то есть иного юридического лица.
Между тем, обществом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о качестве продукции: сертификат соответствия, удостоверение о качестве продукции, сопоставимые с данными товарно-транспортных накладных по поставке спорной продукции.
При проведении мероприятий контроля и в процессе производства дела по административному правонарушению административный орган не исследовал вопрос, каким именно образом общество обязано было установить несоответствие алкогольной продукции по органолептическим и физико-химическим показателям установленным требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, какие меры обязано было принять, но не предприняло в целях недопущения в оборот не соответствующей требованиям ГОСТ алкогольной продукции.
Анализ представленных ООО "Владимир и Ко" для проверки документов и поименованных в протоколе, ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не содержаться.
Ссылка заявителя на обязанность общества в полном объеме проводить мероприятия, направленные на обеспечение оборота продукции надлежащего качества, путем проведения лабораторных испытаний, т.е. осуществления производственного контроля, отклоняется, поскольку ни из акта проверки, ни из протокола об административном правонарушении не следует, что административный орган установил неисполнение обществом требований ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 (с изменениями от 27.03.2007), повлекшее оборот не соответствующей требованиям ГОСТ алкогольной продукции. Данные обстоятельства административным органом не устанавливались, доказательства тому не представлено.
Из изложенного следует, что вина общества административным органом не установлена и не доказана.
При данных обстоятельствах суд полагает, что состав административного правонарушения предусмотренного статьей 6.14 КоАП нельзя признать установленным, что исключает основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В требовании Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РФ в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске Свердловской области о привлечении к административной ответственности ООО "Владимир и Ко" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2011 г. N А60-7526/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника