Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 мая 2011 г. N А60-1014/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" (далее по тексту - МУП "Тагилэнерго") ИНН 6668016401, ОГРН 1026601367066 к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее по тексту - ООО "Управляющая компания Ленинского района") ИНН 6623027844, ОГРН 1069623010038
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Расчеты и платежи" (далее по тексту - ООО "Расчеты и платежи") ИНН 6623046981, ОГРН 1086623001475
о взыскании 62917223 руб. 32 коп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
при участии в судебном заседании:
от истца: Желябовская М.В., представитель по доверенности;
от ответчика: Гарина Н.Г., представитель по доверенности;
от третьего лица: уведомлено, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с изложенным, дело рассматривается без участия представителя третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
МУП "Тагилэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ООО "Управляющая компания Ленинского района" о взыскании 62917223 руб. 32 коп. задолженности по договору предоставления тепловой энергии в горячей воде N 3513 от 30.07.2009 года за период с 01.03.2010 года по 31.10.2010 года.
Правовым обоснованием иска являются статьи 307, 309, 310, 539, 540, 541, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 11.04.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено ООО "Расчеты и платежи".
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
От ответчика поступил отзыв, согласно которому ответчик не признает сумму в размере 22719887 руб. 76 руб., в том числе 1822326 руб. 21 коп. - сумма произведенных перерасчетов населению в связи с временным отсутствием жителей в жилом помещении свыше 5 дней, 20897561 руб. 55 коп. - разница между исчисленной платой, рассчитанной исходя из нормативов потребления и количеством жителей и платой, исчисленной исходя из показаний индивидуальных приборов учета, просит ответчика провести сверку сумм, произведенных перерасчетов в спорный период. Представил в материалы дела документы, обосновывающие возражения.
Представитель ответчика поддержал изложенные в отзыве доводы.
От третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Третьим лицом представлен отзыв, в котором указывает, что между ответчиком и ООО "Расчеты и платежи" заключен договор возмездного оказания услуг N 33/4-12 от 01.10.2008 года, в соответствии с которым на основании Постановления Правительства от 23.05.2006 года N 307 N "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за период с 01.03.2010 года по 31.10.2010 года на основании поступивших от потребителей заявлений и сопутствующих документов, актом заказчика был произведен перерасчет по водопотреблению и водоотведению на общую сумму 4373083 руб. 78 коп.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела и представленных доказательств и сторонами не оспаривается, ООО "Управляющая компания Ленинского района" является управляющей компанией, осуществляющей управление жилищным фондом на договорных условиях.
Между МУП "Тагилэнерго" и ООО "Управляющая компания Ленинского района" подписан договор предоставления тепловой энергии в горячей воде N 3517 от 30.07.2009 года с последующими дополнительными соглашениями N 1 от 31.07.2009 года, от 12.08.2009 года, от 28.08.2009 года, N 1/3513 от 24.11.2009 года, N 2/3513 от 14.12.2009 года, от 21.12.2009 года.
В спорный период с марта 2010 года по октябрь 2010 года истец, выступая в спорных правоотношениях ресурсоснабжающей организацией, через присоединенную сеть осуществлял теплоснабжение многоквартирных домом, находящихся в управлении ответчика.
Факт наличия присоединенной сети от объектов энергоснабжения, находящихся во владении и пользование истца к многоквартирным жилым домам, находящихся на обслуживании ответчика, как управляющей организации, участниками спора также не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Ответчик, являясь управляющей организацией, в силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этих домах лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Наличие у ответчика статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилые помещения коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем. Получение ответчиком товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, приобретаемых для предоставления коммунальных услуг владельцам помещений в многоквартирном доме, влечет за собой обязанность по оплате ресурсоснабжающей организацией стоимости потребленных товаров и услуг.
В силу пунктов 3 и 49 Правил N 307 ответчик как управляющая организация, получившая в управление многоквартирные жилые дома, выполняя функции исполнителя коммунальных услуг, для этих целей обязана заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией и холодной водой через присоединенную сеть.
В соответствии со статьями 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено что к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в частности, теплоснабжение.
Согласно пункту 14 статьи 2 указанного Закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из условий спорных правоотношений вытекает и сторонами не оспаривается, что коммунальный ресурс приобретался ответчиком у истца в интересах конечных потребителей коммунальных услуг - жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, как управляющей компании.
В силу п. 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления холодного водоснабжения и тарифа на тепловую энергию.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно п. 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В отсутствие общедомовых приборов учета расчет объема отпущенной в спорный период тепловой энергии, холодной воды и принятых сточных вод обосновано произведен истцом в соответствии с Правилами N 307.
Согласно представленных расчетов, произведенных с учетом нормативов потребления, определенных расчетным путем, истец, выступив энергоснабжающей организацией, через присоединенную сеть поставил в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в период с марта 2010 года по октябрь 2010 года тепловую энергию на общую сумму 198555264руб. 36 коп., что в том числе подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В установленные соглашением сторон сроки (п.2.3.4. договора), ответчик обязательства по оплате потребленных ресурсов исполнил частично в размере 135638041 руб. 04 коп.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по договору предоставления тепловой энергии в горячей воде N 3513 от 30.07.2009 года составляет 62917223 руб. 32 коп.
Ответчик представил контррасчет, в соответствии с которым не признает сумму в размере 22719887 руб. 76 руб., в том числе 1822326 руб. 21 коп. - сумма произведенных перерасчетов населению в связи с временным отсутствием жителей в жилом помещении свыше 5 дней, 20897561 руб. 55 коп. - разница между исчисленной платой, рассчитанной исходя из нормативов потребления и количеством жителей и платой, исчисленной исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
Как указывалось ранее порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 54 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам")) при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
В пункте 55 Правил указано, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.
Пунктом 56 Правил определено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в пункте 36 настоящих Правил. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:
а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
д) свидетельство о регистрации по месту пребывания;
(пп. "д" в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2010 N 580)
е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
В пункте 58 Правил указано, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.
Ответчик пояснил, что указанный перерасчет производился через ООО Расчеты и платежи" в соответствии с заключенным между ответчиком и ООО "Расчеты и платежи" договором возмездного оказания услуг N 33/4-12 от 01.10.2008 года.
Третьим лицом (ООО "Расчеты и платежи") в материалы дела представлены документы, подтверждающие обоснованность перерасчета размера коммунальных услуг в сумме 1822326 руб. 21 коп., в том числе заявления потребителей, сопутствующие документы, акты заказчика.
При указанных обстоятельствах, контррасчет ответчика в части суммы 1822326 руб. 21 коп. признан обоснованным.
Ввиду чего суд полагает, что требования истца в сумме 1822326 руб. 21коп. заявлено неправомерно и удовлетворению не подлежит.
Доводы истца о том, что ответчиком пропущен месячный срок для предъявления перерасчета, судом отклоняется как необоснованный.
Контррасчет ответчика в части суммы 20897561 руб. 55 коп. - разница между исчисленной платой, рассчитанной исходя из нормативов потребления и количеством жителей и платой, исчисленной исходя из показаний индивидуальных приборов учета, судом не принимается по следующим основаниям.
Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению и теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии, питьевой воды и количества сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09, при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем, объем отпущенной воды и тепловой энергии рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды. Указанный порядок соответствует пункту 8 Правил N 307, предписывающему, что условия договора, заключенного с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам. Применение к отношениям между истцом и ответчиком п. 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ресурсоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении исполнителя коммунальных услуг. Кроме того, такой подход лишает смысла установки общедомовых приборов учета, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, требование истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате тепловой энергии в горячей воде по договору предоставления тепловой энергии в горячей воде N 3513 от 30.07.2009 года за период с 01.03.2010 года по 31.10.2010 года подлежит удовлетворению в сумме 61094897 руб. 11 коп.
Оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части не имеется.
Судебные расходы по делу распределены арбитражным судом следующим образом.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований, государственная пошлина подлежит взысканию в следующем порядке: с ответчика в пользу истца в размере 194207 руб. 23 коп., государственная пошлина в размере 5792 руб. 77 коп. относится на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" удовлетворить частично.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (ИНН 6623027844, ОГРН 1069623010038) в пользу муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" (ИНН 6668016401, ОГРН 1026601367066) 61094897 (Шестьдесят один миллион девяносто четыре тысячи восемьсот девяносто семь) рублей 11 копеек основного долга, 194207 (Сто девяносто четыре тысячи двести семь) рублей 23 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 мая 2011 г. N А60-1014/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника