Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 мая 2011 г. N А60-44314/2010
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании 12 мая 2011 года дело N А60-44314/2010 по заявлению Федерального государственного учреждения "Свердловский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" (ОГРН 1026605778704, ИНН 6664009900) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Екатеринбургский филиал о признании недействительным ненормативного акта.
третьи лица: ИФНС России по г. Верхняя Пышма, Правительство Свердловской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" Свердловской области.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е.С. Раздьяконов, паспорт 65 03 N 567593, представитель по доверенности N 3 от 08.07.2010 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: Е.Е. Поташова, удостоверение ТО N 016262, представитель по доверенности N 08-18/1410 от 20.12.10г.
от ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Екатеринбургский филиал: С.В. Писаренко, удостоверение N 1966, представитель по доверенности N 9 от 31.01.11г.;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" Свердловской области: Е.Б. Кучерюк, паспорт 65 02 N 074301, представитель по доверенности N 3 от 12.01.11г.;
от ИФНС России по г. Верхняя Пышма: Ю.С. Чернавских, удостоверение N 608843, представитель по доверенности N 17 от 10.05.11г.
Правительство Свердловской области о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. В судебное заседание представитель не явился. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя указанного третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. К материалам дела приобщен отчет N 019-11Н от 30.04.11г., объяснения с приложением, копии землеустроительного дела и кадастрового дела. Других заявлений и ходатайств не поступило.
С учетом принятого 28.03.2011 года уточнения, Федеральное государственное учреждение "Свердловский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" просит признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 66:36:0113001:2, площадью 75000 кв.м., проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, в размере 178837500 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2384,50 руб. за кв.м., адрес расположения земельного участка: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Петрова, д. 59а, признании незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером 66:36:0113001:2, площадью 82926 кв.м. в сумме 197737047 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2384,50 руб. за кв.м., принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному учреждению "Свердловский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта", адрес расположения земельного участка: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Петрова, д. 59а и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:36:0113001:2, площадью 82926 кв.м. в сумме 197737047 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2384,50 руб. за кв.м., принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному учреждению "Свердловский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта", адрес расположения земельного участка: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Петрова, д. 59а.
Заинтересованные лица в удовлетворении требований просят отказать, по мотивам изложенным в отзывах.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" Свердловской области поддерживает позицию заинтересованных лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
Федеральное государственное учреждение "Свердловский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" является обладателем, на праве постоянного (бессрочного) пользования, земельного участка площадью 82296 кв.м. с кадастровым номером 66:36:0113001:2, расположенного в Свердловской области, г. Верхняя Пышма, ул. Петрова, д. 59а (далее по тексту - земельный участок).
Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на Земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АВ 805259, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 26.03.2007 года.
Считая, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, незаконными и нарушающими права и законные интересы Федерального государственного учреждения "Свердловский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Кроме того, заявитель просит суд признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный акт может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости (ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Ранее статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации различала два способа оценки земли:
определение рыночной стоимости в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности" и принятыми в соответствии с ним Федеральными стандартами оценки N 1,2,3 - действительной в течение 6 месяцев с даты оценки, и применяемой для целей совершения сделок;
определение кадастровой стоимости путем проведения государственной кадастровой оценки земель, в порядке установленном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 и принятыми в соответствии с ним Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39 - действительной в течение 5 лет с даты оценки, и применяемой для целей налогообложения и иных прямо предусмотренных законом.
Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в том числе и в Земельный Кодекс РФ.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в новой редакции установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
К отношениям по определению кадастровой стоимости земельных участков подлежат применению положения Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (закона N 135-ФЗ).
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N167-ФЗ)) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению Споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
Статьей 5 вводного закона N 167-ФЗ установлено что, положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, закон обратной силы в данном случае не имеет и не применяется к ранее возникшим правоотношениям.
Следует отметить, что ст.24.19 закона N 135-ФЗ определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Между тем, п. 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, устанавливает, что итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Пунктом 8 ФСО N 1 также установлено, что датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение оценки является обязательным, то с даты оценки, до даты составления отчета об оценке, должно пройти не более трех месяцев, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлено иное.
Таким образом, действующие стандарты в области оценки не позволяют использовать данные ретроспективной оценки, за исключением случаев, прямо установленных законом.
Учитывая, что изменения в статью 66 ЗК РФ, предоставляющие правообладателю земельного участка право изменить кадастровую стоимость на рыночную, требуют обязательного установления его рыночной стоимости, а положения ФСО N 1 не позволяют применить отчет, составленный на прошедшую дату, поскольку кадастровая стоимость была установлена в спорном случае по состоянию на 1 января 2008 года, применить действующую редакцию ст.66 ЗК РФ к ранее возникшим правоотношениям невозможно.
Кроме того, в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Заявленные учреждением доводы направлены на оспаривание величины кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, определенной заинтересованными лицами.
Между тем оспариваемая учреждением величина кадастровой стоимости утверждена постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Таким образом, оспаривание величины кадастровой стоимости принадлежащего учреждению земельного участка путем предъявления отдельного иска в настоящее время невозможно. Вопрос о достоверности величины кадастровой стоимости указанного земельного участка может рассматриваться только в рамках дела об оспаривании постановления Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", однако, учреждение подобных требований не заявляет.
Учитывая избранный заявителем способ защиты, принимая во внимание установленный обстоятельства настоящего дела, суд признает заявленные Федеральным государственным учреждением "Свердловский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Екатеринбургский филиал требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Отказать в удовлетворении заявленных требований.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 мая 2011 г. N А60-44314/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника