Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 июня 2011 г. N А60-13550/2011
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора города Краснотурьинска Свердловской области к Обществу с ограниченной ответственностью Аптека "Выбор" о привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Протасова М.М., удостоверение ТО N 085450, представитель по доверенности N 8-18-10 от 09.07.10,
от заинтересованного лица: Речкин Р.В., представитель по доверенности от 23.05.2011 года.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заинтересованное лицо представило в материалы дела письменный отзыв и копии документов в обоснование изложенной в нем позиции, которые приобщены к материалам дела.
Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
Прокурор г. Краснотурьинска Свердловской области (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Аптека "Выбор" (далее - Заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо избрало альтернативную позицию: вину не признает, не раскаивается в совершении вменяемого в вину правонарушения, но считает возможным применить к обществу положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Прокуратурой г. Краснотурьинска Свердловской области проведена проверка соблюдения субъектами фармацевтической деятельности, осуществляющими деятельность на территории городского округа Краснотурьинск, прав граждан на обеспечение лекарственными средствами.
Проверкой, проведенной в аптеке, расположенной по адресу: г. Краснотурьинск ул. Ленина, д. 70 и принадлежащей ООО "Выбор", установлено, что организация осуществляет розничную продажу лекарственных средств на основании лицензии N ЛО-66-02-000126 от 06.11.2008, выданной Министерством здравоохранения Свердловской области.
Согласно протоколу общего собрания учредителей ООО Аптека "Выбор" на должность директора ООО Аптека "Выбор" назначена Кузнецова Татьяна Михайловна.
Помещение по адресу: Свердловская область г. Краснотурьинск ул. Ленина, д. 70, предоставлено ООО Аптека "Выбор" во временное пользование, согласно договору аренды от 02.01.2011г.
В ходе проверки выявлено, что на момент проверки в нарушение лицензионных требований, в аптеке, расположенной по адресу: г. Краснотурьинск, ул. Ленина, д. 70 и принадлежащей ООО "Аптека "Выбор", отсутствовало 11 наименований лекарственных средств, включенных в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, в том числе: Активированный уголь, Ампициллин в капсулах, Диклофенак в форме крема для наружного применения, Занамивир, Изосорбида динитрат в капсулах, Интерферон альфа - 2 в форме лиофилизата для приготовления суспензии для приема внутрь, Интерферон гамма В, Клотримазол в виде геля для наружного применения, Пилокарпин в форме капель глазных, Сальбутамол в форме аэрозоля для ингаляций, Хлоропирамин, что подтверждается актом сверки, объяснением директора ООО Аптека "Выбор" Кузнецовой Т.М.
Указанные лекарственные средства включены в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 805н от 15.09.2010 года.
В результате проверки составлен акт сверки от 15.04.2011 года, а также по результатам проверки, прокурором г. Краснотурьинска вынесено постановление от 22.04.2011 о возбуждении в отношении ООО Аптека "Выбор" дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности и материалами проверки направлены в арбитражный суд.
Полагая, что, в действиях ООО Аптека "Выбор" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях": осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), прокурор обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав позицию лиц, участвующих в деле суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое влечет назначение наказания на юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой административную ответственность. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 Положения.
Согласно ч. 6 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 N 805н (далее - Приказ).
Как следует из материалов дела (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, акта сверки) и пояснений сторон в момент проверки принадлежащей заинтересованному лицу аптеке не обеспечен установленный Приказом минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, а именно отсутствовали следующие лекарственные средства:
Активированный уголь, Ампициллин в капсулах, Диклофенак в форме крема для наружного применения, Занамивир, Изосорбида динитрат в капсулах, Интерферон альфа - 2 в форме лиофилизата для приготовления суспензии для приема внутрь, Интерферон гамма В, Клотримазол в виде геля для наружного применения, Пилокарпин в форме капель глазных, Сальбутамол в форме аэрозоля для ингаляций, Хлоропирамин
Из пояснений заинтересованного лица следует, что на момент проверки указанные лекарственные средства действительно отсутствовали, поскольку в соответствии с требованиями п. 2.12 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития "О порядке отпуска лекарственных средств" рецепты на данные лекарственные средства обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптеку.
Суд оценивает критически довод заинтересованного лица о незаконности выводов о необходимости предоставить по первому требованию лекарств, которые отпускаются только по рецепту врача: Ампициллин в капсулах, Занамивир, Изосорбида динитрат в капсулах, Пилокарпин, Сальбутамол в форме аэрозоля для ингаляций, Хлоропирамин, поскольку данные препараты не относятся к лекарственным препаратам для медицинского применения, отпускаемые без рецепта врача.
В соответствии с требованиями п. 2.1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 14.12.2005 N 785 все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
В соответствии с п. 2.12 Приказа Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 рецептурные лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).
Однако, ссылка заинтересованного лица на пункт 2.12 названного Приказа, в соответствии с которым рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию), судом не принимается исходя из того, что указанная норма лишь устанавливает максимальный срок отпуска лекарственных средств и при этом не освобождает организацию ни от обязанности иметь в наличии подобные лекарства, ни от ответственности за нарушение данной обязанности.
Таким образом, отсутствие препаратов Ампициллин в капсулах, Занамивир, Изосорбида динитрат в капсулах, Пилокарпин, Сальбутамол в форме аэрозоля для ингаляций, Хлоропирамин в момент проверки аптеки суд признает нарушением действующего законодательства, но данное нарушение нельзя признать грубым.
Между тем, остальные 5 препаратов должны постоянно иметься в аптеке и по первому требованию покупателя должны продаваться.
В соответствии с п.п. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Из ст. 2 Закона N 128-ФЗ следует, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе.
При этом под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - обособленные подразделения медицинских организаций), и ветеринарные организации установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2006 года N 416 (далее - Положение N 416).
В силу пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Кроме того, в соответствии с пунктом 74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 года N 805н.
На основании пункта 5 Положения N 416 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 настоящего Положения.
Материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается, что в принадлежащей обществу аптеке в момент проведения проверки не был обеспечен установленный минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
В силу подпункта "в" пункта 4, пункта 5 Положения N 416 указанное относится к грубым нарушением лицензионных требований.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина заинтересованного лица в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, одним из которых является обеспечение наличия обязательного минимального ассортимента лекарственных средств.
Таким образом, обнаружив, что не удается обеспечить данный ассортимент в наличии, ООО Аптека "Выбор" должно было приостановить осуществление лицензируемой деятельности до устранения нарушений лицензионных требований или прекратить ее осуществление.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии спроса на ряд лекарственных препаратов и отсутствие соответствующих препаратов у поставщиков отклоняются судом, поскольку не являются основанием для освобождения предпринимателя от соблюдения условий лицензирования осуществляемого вида предпринимательской деятельности.
Довод заинтересованного лица об отсутствии у прокуратуры специальных познаний для проведения такого рода проверки и об отсутствии полномочий и оснований проверки основан на неверном толковании норм действующего законодательства и опровергается материалами дела.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре предметом надзора органов прокуратуры является прежде всего: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих организаций. В пределах предоставленных Законом о прокуратуре полномочий прокурор или его заместитель при осуществлении возложенных на него функций в соответствии с требованиями п. 2 ст. 22 Закона по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении. Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре прокурор исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Прокуратурой на основании ст. 21, 22 Закона о прокуратуре по оперативной информации проведена проверка соблюдения ООО "Аптека "Выбор" законодательства о лицензировании при осуществлении розничной продажи лекарственных средств.
Избранный прокурором способ проверки соблюдения обществом законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности не влияет на законность действий административных органов по выявлению факта совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества о том, что сотрудники прокуратуры, проводившие проверку, не обладают специальными познаниями в области фармацевтии отклоняется, так как для установления факта наличия отсутствия конкретных наименований лекарственных средств не требуются какие-либо специальные, узкопрофессиональные знания и навыки. Для установления изложенных обстоятельств достаточно визуального осмотра и опроса сотрудников заинтересованного лица.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Таким образом, вина общества состоит том, что в нарушение законодательства, регулирующего реализацию лекарственных средств, заинтересованным лицом не приняты все зависящие от него меры для соблюдения лицензионных требований и условий для обеспечения аптечного пункта лекарственными средствами из минимального ассортимента, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 N 805.
Представитель общества в судебном заседании заявил, что считает возможным применить в данном случает положения ст. 2.9. КоАП РФ, поскольку от деятельности заинтересованного лица не наступили вредные последствия.
Вместе с тем статьей 2.9 Кодекса установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с п. 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Факт совершения заинтересованным лицом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
На момент вынесения оспариваемого постановления установленные нарушения не устранены. Общество не раскаивается, вину не признает, между тем, нарушение состоит в отсутствии большого количества лекарственных средств (пять) из установленного перечня. При указанных обстоятельствах ссылка заинтересованного лица на факт ненаступления вредных последствий не может являться основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Поскольку факт осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, и вина общества подтверждаются материалами дела, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
Судом не установлено нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что заявителем не представлено сведений о наличии отягчающих ответственность общества обстоятельств, суд считает возможным применить наказание не связанное с приостановлением лицензируемой деятельности, а именно в виде административного штрафа в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ч. 4 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью Аптека "Выбор" (ИНН 6617008410, местонахождение: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Попова, д. 80) к административной ответственности по ч. 4 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 40000 (сорок тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области), ИНН 6658033077, КПП 665801001, р/счет N 40101810500000010010, в ГРКЦ ГУ Банк России по Свердловской области г. Екатеринбург, БИК 04657701, КБК 41511621010010000140, ОКАТО 65401390000 (код муниципального образования).
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 июня 2011 г. N А60-13550/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника