Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 июня 2011 г. N А60-15340/2011
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Тавдинского городского прокурора к обществу с ограниченной ответственностью "Регул" (ИНН 6634000315, ОГРН 1026601903998) о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
заявитель о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, представитель в судебное заседание не явился,
от заинтересованного лица: И.Ю. Варакин, директор, приказ N 39/1 от 21.10.2010.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Заинтересованному лицу процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Тавдинский городской прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Регул" к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, в удовлетворении требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Тавдинской городской прокуратурой совместно с сотрудниками ОВД по Тавдинскому городскому округу 19.04.2011 проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении ООО "Регул" фармацевтической деятельности по розничной реализации лекарственных средств через аптеку, принадлежащую ООО "Регул" и расположенную по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, д. 50, нежилое помещение N 3/А.
В ходе проверки установлено, что ООО "Регул" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии N ЛО-66-02-000316 от 17.12.2009 года, выданной Министерством здравоохранения Свердловской области. Срок действия лицензии до 17.12.2014 года.
В ходе проверки выявлено, что на момент проверки, 19.04.2011, в аптеке, принадлежащей ООО "Регул" и расположенной по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, д. 50, нежилое помещение N 3/А, отсутствовали следующие лекарственные препараты: Занамивир (порошок для ингаляций дозированный); Ингавирин (капсулы); Интерферон гамма (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения); Осельтамивир (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь); Пилокарпин (капли глазные).
Указанные лекарственные средства включены в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 805н от 15.09.2010 года.
В результате проверки составлен акт от 19.04.2011 года, а также по результатам проверки, Тавдинским городским прокурором М.В. Чертовичем вынесено постановление от 04.05.2011 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности и материалами проверки направлены в арбитражный суд.
Полагая, что, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях": осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), прокурор обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав позицию лиц, участвующих в деле суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое влечет назначение наказания на юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой административную ответственность. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 Положения.
Согласно ч. 6 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 N 805н (далее - Приказ).
Как следует из материалов дела (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, акта) в момент проверки принадлежащей заинтересованному лицу аптеке не обеспечен установленный Приказом минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, а именно отсутствовали следующие лекарственные средства: Занамивир (порошок для ингаляций дозированный); Ингавирин (капсулы); Интерферон гамма (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения); Осельтамивир (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь); Пилокарпин (капли глазные).
Из пояснений заинтересованного лица следует, что на момент проверки указанные лекарственные средства действительно отсутствовали, поскольку в соответствии с требованиями п. 2.12 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития "О порядке отпуска лекарственных средств" рецепты на данные лекарственные средства обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптеку.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2005 г. N 785
В соответствии с п. 2.12 Приказа Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 рецептурные лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).
Однако, ссылка заинтересованного лица на пункт 2.12 названного Приказа, в соответствии с которым рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию), судом не принимается исходя из того, что указанная норма лишь устанавливает максимальный срок отпуска лекарственных средств и при этом не освобождает организацию ни от обязанности иметь в наличии подобные лекарства, ни от ответственности за нарушение данной обязанности.
Таким образом, отсутствие препаратов Занамивир (порошок для ингаляций дозированный); Ингавирин (капсулы); Интерферон гамма (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения); Осельтамивир (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь); Пилокарпин (капли глазные) в момент проверки аптеки суд признает нарушением действующего законодательства, но данное нарушение нельзя признать грубым.
В соответствии с п.п. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Из ст. 2 Закона N 128-ФЗ следует, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе.
При этом под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - обособленные подразделения медицинских организаций), и ветеринарные организации установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2006 года N 416 (далее - Положение N 416).
В силу пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Кроме того, в соответствии с пунктом 74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 года N 805н.
На основании пункта 5 Положения N 416 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 настоящего Положения.
Материалами дела подтверждается, что в принадлежащей обществу аптеке в момент проведения проверки не был обеспечен установленный минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
В силу подпункта "в" пункта 4, пункта 5 Положения N 416 указанное относится к грубым нарушением лицензионных требований.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина заинтересованного лица в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, одним из которых является обеспечение наличия обязательного минимального ассортимента лекарственных средств.
Таким образом, обнаружив, что не удается обеспечить данный ассортимент в наличии, общество должно было приостановить осуществление лицензируемой деятельности до устранения нарушений лицензионных требований или прекратить ее осуществление.
Доводы заинтересованного лица о том, что в течении последних лет ни одного рецепта не поступило, кроме, того, в момент проверки присутствовали препараты-заменители, отклоняются судом, поскольку не являются основанием для освобождения предпринимателя от соблюдения условий лицензирования осуществляемого вида предпринимательской деятельности.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Таким образом, вина общества состоит том, что в нарушение законодательства, регулирующего реализацию лекарственных средств, заинтересованным лицом не приняты все зависящие от него меры для соблюдения лицензионных требований и условий для обеспечения аптечного пункта лекарственными средствами из минимального ассортимента, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 N 805.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 805н"
Представитель общества в судебном заседании заявил, что считает возможным применить в данном случае положения ст. 2.9. КоАП РФ, поскольку от деятельности заинтересованного лица не наступило вредных последствий, ранее административных правонарушений не допускалось.
Вместе с тем статьей 2.9 Кодекса установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с п. 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Факт совершения заинтересованным лицом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Субъективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, характеризуется наличием прямого умысла, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия, предвидело вредные последствия, сознательно допускало их наступление.
Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности. Препятствий для соблюдения требований законодательства у общества не имелось. Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение общества к исполнению возложенных на него законом обязанностей. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выразилась в грубом нарушении лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.
При таких обстоятельствах суд, оценив характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, пришел к выводу о том, что совершенное правонарушение не является малозначительным.
Поскольку материалами дела подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
Судом не установлено нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что заявителем не представлено сведений о наличии отягчающих ответственность общества обстоятельств, суд считает возможным применить наказание не связанное с приостановлением лицензируемой деятельности, а именно в виде административного штрафа в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ч. 4 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Регул" (ИНН 6634000315, ОГРН 1026601903998, место нахождения: 623950, Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, 50-3/А) к административной ответственности по ч. 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 40000 (сорок тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 июня 2011 г. N А60-15340/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника