Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июня 2011 г. N А60-2717/2011
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2011 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Ладогиной Марины Владимировны к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании незаконными действий
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Лина"; общество с ограниченной ответственностью "ТехСити"; межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве.
В заседании участвовали:
от заявителя: не явились;
от заинтересованного лица: Э.А. Гусейнов, специалист 1 разряда, временное удостоверение N 13 до 30.07.2011 г., доверенность N 03-12/11 от 19.04.2011 г.
от третьих лиц: не явились.
Заявитель и третьи лица, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Права разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
В заседании, начавшемся 09.06.2011г., был объявлен перерыв до 13 часов 10.06.2011 г., после перерыва заседание возобновлено. О перерыве стороны извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
С учетом уточнения заявленных требований заявитель просит признать незаконными действия инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга по внесению записи в ЕГРЮЛ от 21.12.2009 г. за ГРН 2096670634157 о том, что юридическое лицо, общество с ограниченной ответственностью "Лина", находится в процессе реорганизации в форме присоединения, а также обязать налоговую инспекцию аннулировать запись в ЕГРЮЛ от 21.12.2009 г. за указанным номером.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на представление регистрирующему органу заявления по форме Р-12003, подписанного неуполномоченным лицом, на ненадлежащее оформление решения участника ООО "Лина" о реорганизации, на недостоверность сведений о месте нахождения ООО "ТехСити", а также на нарушение прав заявителя оспариваемыми действиями, поскольку реорганизуемое общество является должником Ладогиной М.В.
Заинтересованное лицо требования не признало, ссылаясь на то, что на регистрацию представлены все необходимые документы и оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий у регистрирующего органа не имелось.
Третьи лица в судебное заседание не явились, отзывы не представили.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, суд установил:
21.12.2009 г. инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга внесла в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2096670634157 о том, что общество с ограниченной ответственностью "Лина", местом нахождения которого является г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 25, находится в процессе реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "ТехСити", находящемуся в г. Екатеринбурге по ул. Сыромолотова, д. 17 оф. 64.
О внесении указанной записи Ладогиной М.В. стало известно из полученной ею 24.01.2011 г. в МИФНС России N 46 по г.Москве выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Лина". Полагая, что действия регистрирующего органа по внесению указанной записи являются незаконными и нарушают права Ладогиной М.В., являющейся кредитором ООО "Лина", Ладогина М.В. в пределах трехмесячного срока с того момента, как ей стало известно о внесении записи, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленные Ладогиной М.В. требования не подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В силу ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии со ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Согласно ч. 2 указанной статьи реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 60 ГК РФ, предусматривающей гарантии кредиторов юридических лиц, кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 отмеченной статьи в случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона.
В силу ст. 15 Закона государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации. В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5 ст. 16 Закона реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
В соответствии с п. 3 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 110, государственная регистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо.
Согласно п. 8 указанных Правил при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения регистрирующий орган на основании решений о государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица и о внесении изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения о реорганизуемом юридическом лице:
- вносит в реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и об изменении содержащихся в реестре сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо. В случае необходимости внесения изменений в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой VI Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в реестр;
- сообщает о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения указанного юридического лица и направляет ему копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица, заявления о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и выписку из реестра.
Таким образом, как следует из приведенных норм, ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержат запрета на принятие учредителями (участниками) юридического лица либо их органами решений о реорганизации юридического лица, имеющего долги перед кредиторами.
Частью первой ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, возложена ничем не обусловленная обязанность на основании уведомления юридического лица о начале процедуры реорганизации внести в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в стадии реорганизации.
Для внесения указанной записи требуется представление уведомления и решения о реорганизации.
Как видно из материалов регистрационного дела, в ИФНС России по Кировскому району представлено заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации от 16.12.2009 г., подписанное руководителем постоянно действующего исполнительного органа ООО "ТехСити" Ржевской Е.Ю., содержащее сведения о юридических лицах, которые участвуют в реорганизации (присоединяются к ООО "ТехСити"), в том числе об ООО "Лина", решения учредителей (участников) участвующих в реорганизации юридических лиц с указанием на передачу полномочий по уведомлению регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации и по опубликованию сообщений в журнале "Вестник государственной регистрации" генеральному директору ООО "ТехСити" Ржевской Е.Ю. В материалах дела имеется, в том числе, и решение участника ООО "Лина" Фатьянова В.М. от 14.12.2009 г. о реорганизации общества в форме присоединения к ООО "ТехСити".
На основании представленных документов ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в отношении всех участвующих в реорганизации юридических лиц, в том числе и в отношении ООО "Лина", приняты решения о том, что указанные юридические лица находятся в процессе реорганизации в форме присоединения и внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ, а в налоговые инспекции по месту государственной регистрации юридических лиц, участвующих в реорганизации, направлены письменные сообщения о том, что указанные юридические лица находятся в процессе реорганизации.
По мнению суда, действия ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в полной мере соответствуют ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п.п. 3, 8 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.
Кроме того, сама по себе запись о том, что ООО "Лина" находится в процессе реорганизации путем присоединения, так же, как и оспариваемые действия регистрирующего органа по ее внесению, по мнению суда, прав заявителя не нарушают, поскольку осуществляются в целях защиты прав кредиторов в соответствии со ст. 60 ГК РФ, предусматривающей гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Довод заявителя о том, что ООО "Лина", имеющее на момент принятия решения о реорганизации не погашенные долги перед Ладогиной М.В., не уведомило ее как кредитора о реорганизации, не может быть принят судом во внимание, поскольку, как следует из ч. 2 ст. 60 ГК РФ, обязанность реорганизуемого общества уведомлять о реорганизации своих кредиторов возникает после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Кроме того, как указано выше, опубликование сведений о начале процедуры реорганизации возложено ООО "Лина" на генерального директора ООО "ТехСити".
Довод заявителя о том, что заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации подписано не уполномоченным на это лицом, не может быть принят судом во внимание, поскольку противоречит имеющимся в материалах регистрационного дела сведениям, согласно которым генеральным директором ООО "ТехСити", то есть лицом, имеющим право действовать от имени общества без доверенности, является Ржевская Е.Ю.
Не может быть принят во внимание также довод заявителя о подписании решения участника ООО "Лина" неуполномоченным лицом и о неправильном оформлении этого решения, поскольку, как видно из решения , подписано оно единственным участником общества Фатьяновым В.М. Согласно ст. 39 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
Тот факт, что направляемая по месту нахождения ООО "ТехСити" почтовая корреспонденция возвращается в связи с невручением адресату по различным причинам (отсутствие адресата, истечение срока хранения), на что также ссылается заявитель в подтверждение своих доводов о незаконности оспариваемых действий, по мнению суда, не свидетельствует о фиктивности процедуры реорганизации.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что оспариваемые заявителем действия регистрирующего органа законам, иным нормативным правовым актам не противоречат, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований Ладогиной М.В. следует отказать.
По квитанциям от 03.02.2011 г., от 31.03.2011 г. Ладогиной М.В. уплачена государственная пошлина в общей сумме 2200 руб., в том числе по заявленному требованию и по ходатайству о принятии мер по обеспечению иска.
Поскольку в принятии мер по обеспечению иска Ладогиной М.В. отказано определением от 12.04.2011 г., в удовлетворении заявленных требований также отказано, расходы по государственной пошлине заявителю не возмещаются.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1.В удовлетворении заявленных требований Ладогиной М.В. отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2011 г. N А60-2717/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника