Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июня 2011 г. N А60-8610/2011
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по иску Федерального государственного учреждения "Сибирское управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" к обществу с ограниченной ответственностью "Промснаб"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Информ-поиск", общество с ограниченной ответственностью "Эстамп"
о взыскании 494052 руб. 30 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Канунникова К.А., представитель по доверенности от 03.09.2010г.
от ответчика: не явился, извещен
от третьих лиц: не явились, извещены
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ФГУ "СУМТС МВД России" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ООО "Промснаб" о взыскании 494052 руб. 30коп. убытков, причиненных в результате уклонения победителя открытого аукциона в электронной форме - ООО "Промснаб" от заключения государственного контракта.
Цена иска определена судом на основании п.3 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истец ходатайствует о возмещении ему за счет ответчика судебных издержек, связанных с получением выписки из ЕГРЮЛ в отношении ответчика - ООО "Промснаб", в размере 200 руб.00 коп.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что 15.06.2010г. им был проведен открытый аукцион в электронной форме на поставку молока сгущенного с начальной (максимальной) ценой контракта 1499400 руб. для государственных нужд, победителем аукциона признан ответчик, предложивший цену контракта 599760 руб.; поскольку в установленный законом срок - до 27.06.2010г. контракт не был подписан ответчиком, ООО "Промснаб" был признан уклонившимся от заключения контракта, истец направил контракт для подписания второму участнику аукциона, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона, - ООО "Информ-поиск"; так как второй участник также контракт не подписал и был признан уклонившимся от заключения государственного контракта, истец заключил контракт с третьим участников аукциона - ООО "Эстамп" на общую сумму 1243752 руб. 30 коп. Разницу в цене контрактов, заключенных с ООО "Эстамп" и предложенных уклонившимся победителем ООО "Промснаб" (за вычетом сумм обеспечения заявки, удержанных оператором электронной площадки) истец полагает убытками, возникшими вследствие уклонения ответчика от заключения государственного контракта, которые просит взыскать с ответчика на основании ст.15, ч.4 ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2011г. удовлетворено ходатайство истца об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, организация которой поручена Арбитражному суду Новосибирской области.
Судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при технической поддержке Арбитражного суда Новосибирской области.
Ко дню судебного заседания от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, поименованных в приложении к ходатайству. Данное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании ст.75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ни ответчик, ни третьи лица, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений против рассмотрения дела в их отсутствие не заявили.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика и третьих лиц по имеющимся доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном настоящей главой (ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона N 94-ФЗ).
В силу ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме государственный или муниципальный контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с ч. 9 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ победителем открытого аукциона в электронной форме признается участник открытого аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 9 статьи 41.11 названного Федерального закона
Как следует из материалов дела, 15 июня 2010 г. федеральным государственным учреждением "Сибирское управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" был проведен открытый аукцион в электронной форме N 131 на поставку молока сгущенного с сахаром 8,5% жирности в количестве 37485 банок, проведение которого обеспечивалось оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ". Начальная (максимальная) цена контракта была определена в размере 1499400 руб. 00 коп
По итогам проведенного аукциона был сформирован, подписан и размещен на официальном сайте протокол проведения открытого аукциона в электронной форме от 17.06.2010 г. N 131/2, согласно которому было подано шесть заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданы заявки, победителем аукциона признано ООО "Промснаб" с ценой контракта 599760 руб., участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта является ООО "Информ-поиск" (предложение о цене контракта 614754 руб.).
Согласно ч. 1, 2, 3, 4, 11 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт. В течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий. Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, в связи с не подписанием ООО "Промснаб" в установленный срок (27.06.2010г.) направленного в его адрес в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, государственного контракта победитель аукциона (ответчик) признан уклонившимся от заключения контракта и включен в реестр недобросовестных поставщиков (уведомление оператора электронной площадки, информация о недобросовестном поставщике с официального сайта www.zakupki.gov.ru "http://www.zakupki.gov.ru").
Также признан уклонившимся от заключения государственного контракта участник открытого аукциона в электронной форме - ООО "Информ-поиск", предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий (614754 руб.), не представивший оператору электронной площадки в срок до 05.07.2010г. подписанный контракт, направленный ему заказчиком в (уведомление оператора электронной площадки об уклонении участника от заключения контракта).
Ссылаясь на то, что при данных обстоятельствах истец был вынужден заключить государственный контракт с третьим участником открытого аукциона - ООО "Эстамп", предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных ООО "Информ-поиск" условий (1243880, 95 руб. согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме от 17.06.2010 г. N 131/2а), на то, что цена контракта составила 1243752 руб. 30 коп. (в связи со снижением ее по соглашению сторон в соответствии с ч. 4.1 Федерального закона N 94-ФЗ), и на возникновение убытков вследствие этого в сумме 494052 руб. 30 коп., составляющей разницу между ценой контракта, предложенной победителем аукциона (ответчиком) и ценой фактически заключенного с ООО "Эстамп" контракта N 260 (за вычетом денежных средств, внесенных уклонившимися от заключения контракта участниками - ООО "Промснаб" и ООО "Информ-поиск" в качестве обеспечения заявки в общей сумме 149940 руб., удержанных оператором электронной площадки и перечисленных заказчику на основании ч. 12 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 4.1 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, убытками (вредом) считается всякое умаление имущественного блага.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. При этом, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт неправомерных действий ответчика (в т.ч. нарушения возникшего из договора или иного предусмотренного законом основания обязательства контрагентом), наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
Отсутствие одного из вышеперечисленных условий (элементов состава гражданского правонарушения) исключает возможность привлечения к имущественной ответственности и является основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Требования о взыскании убытков к ООО "Промснаб" основаны истцом на факте уклонения ответчика от заключения государственного контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме, т.е. не исполнения обязанности, предусмотренной ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 13 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если победитель открытого аукциона в электронной форме признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя открытого аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий. В случае, если участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт при уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении указанного участника открытого аукциона заключить контракт и о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона, который предложил такую же, как и указанный участник открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных указанным участником открытого аукциона условий (ч. 14 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
Таким образом, исходя из положений ч. 4, 13 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, единственной обязанностью ответчика, как победителя открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт, является обязанность заключить государственный контракт в установленный законом срок. Каких- либо иных обязательств перед заказчиком (истцом), в том числе обязанности поставить товар по предложенной им как участником открытого аукциона цене контракта, до момента заключения такого контракта у ответчика не возникло.
Размер убытков определен истцом как разница между ценой фактически поставленного ООО "Эстамп" по контракту N 260 товара и ценой, по которой истец мог приобрести товар в случае заключения им контракта с ответчиком по предложенной им цене (уменьшенная на сумму удержанных обеспечительных взносов).
Таким образом, фактически указанные истцом убытки являются следствием не поставки ответчиком товара по предложенной им цене контракта 599760 руб., а не уклонения от заключения контракта по результатам торгов. Между тем наличия у ответчика такого обязательства по поставке товара по указанной цене судом не установлено. Государственный контракт по результатам открытого аукциона, оформленного протоколом от 17.06.2010 г. N 131/2, с ответчиком не был заключен. С требованием о понуждении ответчика, как победителя указанного открытого аукциона в электронной форме, заключить государственный контракт на поставку названного товара по предложенной ответчиком цене - истец не обращался, следовательно, обязательство по поставке товара, разницу в цене которого взыскивает истец, у ответчика не возникло, в связи с чем не могло быть нарушено.
Требований о взыскании иных убытков, возникших вследствие уклонения ответчика от заключения государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме N 131 на поставку молока сгущенного с сахаром, оформленного протоколом от 17.06.2010 г. N 131/2, (н: связанных с длительностью уклонения, с возникшей в период уклонения невозможностью исполнения контракта и т.п.) истец не заявлял.
С учетом изложенного, суд полагает недоказанным наличие прямой причинно-следственной связи между заявленными убытками и уклонением ответчика от заключения государственного контракта по результатам проведенного истцом открытого аукциона в электронной форме N 131, в связи чем требования истца о взыскании указанных убытков в сумме 494052 руб. 30 коп. удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны Исходя из изложенного, судебные расходы, понесенные истцом по в связи с рассмотрением настоящего дела, в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца и возмещению за счет ответчика не подлежат.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в доход федерального бюджета с истца не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2011 г. N А60-8610/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника