Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 6 июня 2011 г. N А60-14168/2011
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 06 июня 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "УКЗ" (ИНН 7706665049, ОГРН 1077758383295) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя - М.В. Павлов, представитель по доверенности от 21.04.2011 г. N 64/11-юр; О.В. Пестряков, представитель по доверенности N 77/11-юр от 01.06.2011 г.; Л.Ю. Камерилова, представитель по доверенности от 27.01.2011 г. N 22/11-юр;
от заинтересованного лица - А.А. Агзамова, представитель по доверенности от 16.02.2011 г. N 05-01/961.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Открытое акционерное общество "УКЗ" (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 28.04.2011 N 69 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом заявитель ссылается на отсутствие вины в совершении административного правонарушения и действие в условиях крайней необходимости, а также на допущенное административным органом процессуальное нарушение (несоблюдение установленного законом 15-дневного срока на представление возражений по акту проверки). Фыкт совершения правонарушения не оспаривается.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, полагает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя и на отсутствие процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
На основании приказа от 29.03.2011 г. N 168 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу проведена плановая проверка деятельности ОАО "УКЗ" на предмет соблюдения обязательных требований, установленных правовыми актами в сфере природопользования.
Проверкой установлено, что ОАО "УКЗ", имея лицензию на право пользования недрами серии СВЕ N 02569 ВЭ, которой определяются условия и порядок пользования недрами, осуществляет пользование недрами с нарушением условий недропользования.
По результатам проверки заинтересованным лицом составлены акт проверки N 105 от 20.04.2011 г. и протокол об административном правонарушении N 69 от 20.04.2011 г. Копия Акта проверки вручена законному представителю общества 20.04.2011 г., о чем сделана соответствующая запись на экземпляре заинтересованного лица, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии генерального директора общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 28.04.2011 N 69, которым ОАО "УКЗ" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ОАО "УКЗ" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В статье 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно ст. 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Права и обязанности пользователя недр указаны в статье 22 Закона.
В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона одной из обязанностей недропользователя является выполнение условий, установленных лицензией.
На основании ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет лицензию на право пользования недрами серии СВЕ N 02569 ВЭ на добычу подземных вод на водозаборном участке "Ржавец" одиночными скважинами N 43876(1), 385(2), 375(1 д), 2-э-дубль, 2-э(3), 3-э-дубль, 45032(4), 3-э(4д), 4р-э(5), 50381(6), 50393(7), 7-э-дубль(7д), 50448(8) для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения предприятия и жилого микрорайона "Компрессорный". Лицензия выдана в соответствии с п. 6 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах" и зарегистрирована 24 июля 2008 года. Срок окончания действия лицензии 01 сентября 2027 года.
Лицензия на право пользования недрами переоформлена обществу в июле 2008 г., до этого имелись аналогичные лицензии (с 1999г.), с теми же условиями недропользования, лишь переносились сроки их выполнения.
Объект недропользования - водозабор ОАО "УКЗ" состоит из тринадцати скважин, расположенных на территории Октябрьского района МО г. Екатеринбург, в 0,4 - 1,0 км западнее завода, в 0,3 - 0,7 км от жилой застройки, в 0,25 - 0,5 км от левого берега р. Исток.
Головные сооружения скважин находятся в капитальных железных и кирпичных павильонах, устья скважин герметизированы. В скважинах установлены насосы марок ЭЦВ-8-25-100, ЭЦВ-8-25-150, ЭЦВ-8-40-120, ЭЦВ-6-10-140, ЭЦВ-10-65-110, глубина загрузки насосов от 30 до 80 метров.
Данной лицензией установлены, в том числе следующие условия, не выполненные заявителем:
- пункт 3 лицензионных условий - "В срок до 30.12.2010 г. по материалам режимных наблюдений за величиной водоотбора, положением динамического уровня и качеством отбираемой воды при эксплуатации скважин выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Результаты работ представить на государственную геологическую экспертизу для утверждения эксплуатационных запасов подземных вод. Отчет с подсчетом запасов передать в установленном порядке на хранение в ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МИР России по Уральскому федеральному округу". После утверждения запасов необходимо представить в Уралнедра материалы для корректировки условий недропользования";
Данное условие лицензии предприятие не выполнено, а именно:
- работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка не выполнены;
- эксплуатационные запасы подземных вод на государственной геологической экспертизе не утверждались;
- отчет с подсчетом запасов в ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Уральскому федеральному округу" передан не был;
- материалы для корректировки условий недропользования не переданы в Уралнедра.
- пункт 5 лицензионных условий - "В срок до 31.12.2008 г. оборудовать эксплуатационные скважины средствами для инструментального замера водоотбора и динамического уровня";
Указанное условие лицензии предприятием также не выполнено. На момент проведения проверки скважины N N 43876, 385-Эдубль, 2 -Э дубль, 2-Э, 45032, 3-Э дубль, 4р-Э, 50381, 50383, 7 Э - дубль, 50448 не оборудованы средствами для инструментального замера водоотбора и динамического уровня подземных вод.
- пункт 6 лицензионных условий - "В срок до 30.06.2011 г. по результатам работ по оценке эксплуатационных запасов подземных вод разработать и согласовать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны водозабора. Временно, до утверждения проекта, для водозаборного участка "Ржавец" принять следующие размеры ЗСО: 1 пояс ЗСО - размером 50 м для каждой скважины....";
Данное условие лицензии не выполняется. Не организованна ЗСО 1 пояса для скважин 2-Э, 45032, 3-Э дубль, 3 а, 3 - Э, 4р-Э, 50381, 50383, 7Э-дубль, 50448 водозаборного участка (не обнесена забором, отсутствуют водоотводящие канавы по периметру поясов скважин).
- пункт 7 лицензионных условий - "В процессе эксплуатации водозабора осуществлять систематические наблюдения, включающие:
- ежедекадные инструментальные измерения величины водоотбора по скважинам с занесением среднемесячных данных в журнал учета по форме ПОД-П;
- ежедекадные инструментальные замеры динамического уровня по скважинам...".
Указанное условие лицензии не выполняется. В связи с необорудованностью скважин средствами инструментального замера величины водоотбора, учет водоотбора предприятием производится не по скважинам, а по расходомеру единому для всех скважин, установленному на водоводе на станции второго подъема. Учет водоотбора по скважинам не организован. Динамический уровень подземных вод замеряется по трем наблюдательным скважинам (скв. N 375, 2а, За), что позволяет фиксировать данные для эксплуатационных скважин N N 43876, 385, 2-Э дубль, 2-Э, 3 а, и не позволяет фиксировать данные о положении динамического уровня для эксплуатационных скважин N N 45032, 3-Э, 4р-Э, 50381, 50383, 7Э-дубль, 50448.
Учитывая, что лицензионные условия обществом не выполнены, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что его действия продиктованы состоянием крайней необходимости, суд во внимание не принимает с учетом следующего.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Из анализа приведенной нормы законодательства усматривается, что для признания действий заинтересованного лица совершенными в состоянии крайней необходимости следует доказать отсутствие возможности устранения опасности иными средствами.
Заявитель в обоснование указанного довода ссылается на следующие обстоятельства.
ОАО "УКЗ" является правопреемником АООТ "Уральский компрессорный завод", созданного в 1995г. в процессе приватизации государственного предприятия. Приказом МУГИСО N 3052 от 16.08.2002г. утвержден акт от 31.07.2002г., содержащий пообъектную расшифровку имущества, включенного в уставный капитал ОАО "Уральский компрессорный завод", а также указание на имущество, не включенное в уставный капитал и подлежащее передаче в муниципальную собственность Российской Федерации, где в приложении указана в том числе "Водозаборная насосная станция микрорайона Компрессорный".
Данный объект использовался и используется для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения поселка "Компрессорный", в том числе водоснабжения жилых домов, детских учебных учреждений, больницы, администрации района, промышленных предприятий, котельной. Иных источников водоснабжения для обеспечения водой населения и объектов социального значения в этом районе не имеется.
Полагая, что данный объект является муниципальной собственностью, заявитель, тем не менее, не представил доказательств того, что до проведения плановой проверки выполнения обществом лицензионных требований обращался в муниципалитет для передачи указанного объекта.
Заявитель также ссылается на крайне тяжелое финансовое положение, в котором находится предприятие, вместе с тем доказательства того, что заявитель обращался в лицензирующий орган для изменения условий лицензии (сроков исполнения), в материалах дела отсутствуют.
Ссылка общества на отчет о выполнении условий недропользования за 2010 г. (поданный в лицензирующий орган только 04.03.2011 г.), в котором предприятие просило продлить сроки выполнения п. п. 3 и 6 условий лицензии, не свидетельствует о принятии достаточных мер, поскольку указанный отчет, не является надлежащей формой обращения в Уралнедра с целью внесения изменений в условия лицензии. Данная отчетность обязательна лишь для недропользователей и не предполагает обязанности государственного органа по рассмотрению вопросов, связанных с внесением изменений в лицензию на право пользования недрами.
Процедура внесения изменений в лицензию на право пользования недрами установлена Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315) (далее - Регламент).
Согласно п. 38 Регламента, основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр является - заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (далее - заявка на внесение изменений).
Пунктом 39 Регламента требования к заявке на внесение изменений, а именно:
- подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр;
- заявка на внесение изменений в лицензию должна содержать: полное официальное наименование заявителя; его юридический адрес; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации заявителя; ИНН заявителя; просьбу о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием вида, номера, даты государственной регистрации лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр; краткую суть предложений по изменениям и дополнениям с указанием причин необходимости этих изменений и дополнений.
К заявке на внесение изменений должны прилагаться следующие сведения и документы:
1) предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде).
Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта;
2) краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами (на бумажном носителе и в электронном виде);
3) копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке;
4) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за месяц до момента регистрации заявки на внесение изменений и дополнений в территориальном органе Роснедр;
5) копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными контрольными органами за последние
три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления);
6) справка налогового органа о наличии (об отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами;
7) справка федерального и/или территориального фондов геологической информации о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр;
8) доверенность в случае, если заявка подписана не руководителем заявителя;
9) проект изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (на бумажном носителе и в электронном виде).
Доказательств, подтверждающих надлежащее обращение в Уралнедра (заявка на внесение изменений - письмо на имя руководителя с просьбой внести изменения либо продлить сроки выполнения указанных условий лицензии и обоснованием невозможности выполнения условий лицензии в установленные сроки) заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд отмечает, что данное обращение предприятие имело возможность подать в Уралнедра как до проведения проверки Департаментом (с 2008 г. по апрель 2011 г.), так и в момент проведения проверки, а также на любой из стадий административного производства по данному делу.
При этом ранее ОАО "Уральский компрессорный завод" имело лицензию на право пользования недрами сер. СВЕ 01277 ВЭ с такими же условиями недропользования.
При реорганизации в 2008 г. его правопреемник - ОАО "УКЗ" обратилось в Уралнедра с заявкой о переоформлении лицензии сер. СВЕ 01277 ВЭ (2002 г.) в связи с реорганизацией предприятия.
Комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Свердловской области заявка ОАО "УКЗ" была рассмотрена и принято решение о переоформлении лицензии сер. СВЕ 01277 ВЭ (2002 г.), выданную ОАО "Уральский компрессорный завод", на ОАО "УКЗ" без изменения условий недропользования лицензии, изложив пункты условий лицензии, касающиеся предоставления отчетности и платежей в современной редакции (о чем свидетельствует копия приложения N 6 к лицензии сер. СВЕ N 02569 ВЭ (2008 г.), протокол N 133 от 01 июля 2008 г.).
Необходимо отметить, что ранее (в 1999 г.) предшественник ОАО "УКЗ" - ОАО "Уральский компрессорный завод" обращался в Уралнедра по вопросу выдачи лицензии. Ходатайство ОАО "Уральский компрессорный завод" было удовлетворено и выдана лицензия на право пользования недрами сер. СВЕ 00836 ВЭ (1999 г.) с условиями недропользования, которые при последующих переоформлениях лицензий сер. СВЕ 01277 ВЭ (2002 г.) и СВЕ N 02569 ВЭ (2008 г.) не менялись, а лишь переносились сроки выполнения условий недропользования.
Несмотря на неоднократный перенос сроков по выполнению указанных условий недропользования, данные условия не были выполнены как предшественниками, так и самим ОАО "УКЗ".
Таким образом, непринятие предприятием в течение длительного времени мер к надлежащему пользованию скважинами не может рассматриваться как совершенное в состоянии крайней необходимости.
Доказательств того, что нарушение требований Закона о недрах было единственным и необходимым способом избежать наступления каких-либо тяжких последствий, в деле не имеется.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина ОАО "УКЗ" в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении, и доказана материалами дела.
При этом установлено, что у ОАО "УКЗ" имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства в сфере недропользование (своевременное выполнение условий лицензии на права пользования недрами, либо изменение срока исполнения), но обществом не были своевременно приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (доказательств иного суду не представлено).
Таким образом, в действиях ОАО "УКЗ" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Суд не принимает во внимание ссылку заявителя на нарушение административным органом 15-дневного срока для представления возражений на акт проверки со дня его получения, установленного п. 12 ст. 16 Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом суд учитывает то, что акт проверки получен генеральным директором общества в день его составления, а также то, что генеральный директор общества также присутствовал на составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем имел возможность для представления своих возражений.
Суд считает, что данное нарушение не является существенным, что в силу п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не является основанием для признания незаконным и отменены оспариваемого постановления.
Постановление вынесено административным органом в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Судом не установлено оснований для применения малозначительности. Административным органом правомерно назначено обществу наказание в пределах минимального значения санкции.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "УКЗ" (ИНН 7706665049, ОГРН 1077758383295) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 июня 2011 г. N А60-14168/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника