Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 6 июня 2011 г. N А60-4379/2011
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 марта 2011 г. N А60-1375/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 06 июня 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебных заседаний, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-4379/2011 по заявлению Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Кировград, г. Верхний Тагил, Невьянском районе и п. Верх-Нейвинский (ИНН 6670083677) о признании недействительным Предписания N 09-108/990 от 15.12.10г.
При участии в судебном заседании:
от заявителя: А.В. Дюжева, паспорт 6505 номер 677850, представитель по доверенности 66 АА 0239811 от 30.12.10г.;
от заинтересованного лица: А.Ю. Добрынина, паспорт 6503 номер 030202, представитель по доверенности N 01-01-05-28/93 от 15.02.11г.;
Права и обязанности лиц, участвующих в деле, разъяснены. Отвода суду не заявлено. От заявителя поступило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения аналогичного спора. Принимая во внимание, что в силу ст. 143 АПК РФ указанное обстоятельство не является безусловным обстоятельством, препятствующим рассмотрению настоящего спора, суд отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении рассмотрения дела N А60-4379/2011 до вступления в законную силу судебного акта по результатам рассмотрения дела А60-1375/2011. Кроме того, судебный акт по делу А60-1375/2011 вступил в законную силу 19.05.2011 года. Других заявлений и ходатайств не поступало.
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Кировград, г. Верхний Тагил, Невьянском районе и п. Верх-Нейвинский о признании недействительным Предписания N 09-108/990 от 15.12.10г.
Заинтересованное лицо представило в материалы дела отзыв и материалы проверки.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
На основании распоряжения начальника Кировградского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 09-354 от 28.10.2010 г. и в связи с обращениями жителей многоквартирных домов с жалобами по поводу расчетов за услуги по электроснабжению должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Кировград, г. В.Тагил, Невьянском районе и п. Верх-Нейвинский проведена документарная проверка в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт", по результатам которой составлены акты проверки от 15.12.2010 г., а также оформлены три протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, и три протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.8 КоАП РФ, в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт", а также вынесено предписание N 09-108/990 от 15.12.10г.
Кроме того, рассмотрев материалы проверки и протоколы об административных правонарушениях, руководитель территориального подразделения Управления Роспотребнадзора по Свердловской области вынес постановление о назначении административного наказания N 69 от 28.12.2010 г., в котором действия ОАО "Свердловэнергосбыт" квалифицировал по ч. 1 ст. 14.8 и по ст. 14.7 КоАП РФ и с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ привлек к ответственности за правонарушения, предусмотренные отмеченными статьями. Законность и обоснованность привлечения к административной ответственности за выявленные нарушения были проверены Арбитражным судом Свердловской области в рамках производства по делу А60-1375/2011.
Не согласившись с предписанием N 09-108/990 от 15.12.10г., заявитель обратился в суд с настоящими требованиями. Изучив материалы дела, выслушав позицию представителей лиц, участвующих в деле, суд признал заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.
1. Согласно предписанию, заинтересованное лицо обязало заявителя довести до сведения потребителей в месте, доступном для всех посетителей, а также в договоре информацию о порядке оплаты коммунальных услуг, в том числе по общедомовому прибору учета.
При этом, административный орган исходил из установленного бездействия заявителя, выразившиеся в незаключении с потребителем Мосейчуком В.М. дополнительного соглашения к договору энергоснабжения, предусматривающего порядок осуществления расчетов за общедомовое потребление электроэнергии; в незаключении письменных договоров с потребителями, проживающими в г. В.Тагил по ул.Энтузиастов, 3, 4, ул. Садовая, 3, ул. Маяковского, 31, а также в поселке Половинный по ул. Строителей, 1.
Как нарушение административным органом также квалифицировано отсутствие в месте, доступном для посетителей, информации о порядке оплаты коммунальных услуг и непроведение сверок платы по требованиям потребителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 приведенной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п. 2 ст. 8 Закона).
В соответствии со ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из приведенных норм, обязанность по доведению до потребителей товаров, работ, услуг необходимой информации возложена на продавца, изготовителя товаров, исполнителя работ, услуг.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее Правила N 307), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Таким образом, обязанность по заключению с потребителями договоров на предоставление коммунальных услуг и доведению до потребителей информации о предоставляемых услугах возложена указанными Правилами на исполнителя.
Следовательно заявитель обязан довести до сведения потребителей информацию о порядке оплаты коммунальных услуг путем соответствующего указания данных положений в тексте договора, в том числе сославшись на то, что обязательно учитываются в расчетах сведения по общедомовому прибору учета.
Между тем, не основано на законе требования заинтересованного лица довести до сведения неопределенного круга потенциальных потребителей в месте, доступном для всех посетителей, информацию о порядке оплаты коммунальных услуг, в том числе по общедомовому прибору учета.
2 Заинтересованное лицо обязало заявителя производить по требованию потребителя сверку оплаты за коммунальные услуги и не позднее 3-х рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей.
Между тем, данное указание не основано на конкретных фактах и не подтверждаются материалами проверки. Следовательно, в указанной части, заинтересованное лицо не доказало законности своего предписания в нарушение положений ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
3. Административный орган выявил факт предъявления заявителем собственникам квартир дома N 31 по ул. Маяковского в г. В.Тагил счетов на оплату электроэнергии, в которых количество потребленной на общедомовые нужды электроэнергии определено с учетом количества электроэнергии, потребленной нежилыми объектами (магазины), подключенными к общедомовому прибору учета жилого дома.
Кроме того, по мнению административного органа, установка общедомовых приборов учета не на границе балансовой принадлежности, а на подстанциях, влечет наложение на потребителей дополнительной обязанности -потребители фактически вынуждены оплачивать и потери электроэнергии в сети.
Поскольку проверяющим были выявлены указанные нарушения, заявителю было предписано осуществлять определение объемов потребленной электроэнергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (п. 3 Преписания), а также при начислении платежей потребителям учитывать всех абонентов (в том числе нежилых помещений) подключенных к общедомовому прибору учета (п. 4 Предписания).
В соответствии с п. 7 Правил N 307 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры только в случае отсутствия у собственников помещений в многоквартирном доме договора, заключенного с исполнителем. Как следует из материалов дела, договор управления многоквартирным домом заключен жителями с управляющей компанией - обществом с ограниченной ответственностью "Первоуральская жилищная компания".
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 к границе балансовой принадлежности относится линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Письменные договоры электроснабжения с потребителями заключаются исполнителями коммунальных услуг, которыми, по общему правилу, ресурсоснабжающие организации не являются. Административным органом не установлено, кто является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов в г. В.Тагил по ул. Энтузиастов, 3, 4, по ул. Садовая, 3, в пос. Половинный по ул. Строителей, 1. Заявителем в материалы дела представлен договор электроснабжения N 8558 от 01.01.2010 г., заключенный между ОАО "Свердловэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) и МУП Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Верхний Тагил (потребителем), предметом которого является продажа электрической энергии МУП УЖКХ с целью электроснабжения объектов последнего, в том числе, жилого фонда.
Таким образом, согласно данному договору заявитель не является исполнителем коммунальных услуг в отношении отмеченных выше многоквартирных жилых домов, а является ресурсоснабжающей организацией, то есть не несет обязанности по заключению письменных договоров энергоснабжения с собственниками и нанимателями жилых помещений.
Следовательно п.п. 3 предписания недействителен.
Вместе с тем, В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" (п.п. 19, 22) при наличии в жилом доме общедомового прибора учета электроэнергии и при наличии у потребителя индивидуального прибора учета электроэнергии начисление должно производиться согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" по формуле N 9 приложения к правилам, в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета электроэнергии - по формуле N 3.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 23 Постановления имеется в виду пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307
В соответствии с абз. 2 пункта 7 Правил N 307, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за объемы (количество) водоснабжения и водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при начислении платежей потребителям следует учитывать всех абонентов (в том числе нежилых помещений) подключенных к общедомовому прибору учета (п. 4 предписания).
Данное требование оспариваемого предписания заинтересованного лица соответствует указанным выше положениям действующего законодательства.
4. Кроме того, как нарушение, административным органом квалифицировано неправильное применение формулы расчета платы за электроэнергию, предусмотренной п/п "а" п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
В связи с данным нарушением заявителю предписано начисление платежей производить в соответствии с формулой, утвержденной в Постановлении Правительства Российской Федерации N 307 (п. 5 Предписания).
Как видно из представленных заявителем акта N 260 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между Верхнетагильским РКЭС ГУП СО "Облкоммунэнерго" и МУП "УЖКХ", являющегося приложением к договору электроснабжения N 8558, согласован алгоритм расчета объемов переданной потребителю электроэнергии (алгоритм определения объема оказанной услуги), которым предусмотрен порядок расчета потерь в сетях в случаях, если приборы учета находятся выше границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Указанные потери вычитаются из объема общедомового потребления и, следовательно, гражданам не предъявляются.
Таким образом, поскольку нарушения положений п. 23 Правил, утвержденных Постановлением N 307 Правительства Российской Федерации административным органом не выявлено, следовательно не является законным требование производить в соответствии с формулой, утвержденной в Постановлении Правительства Российской Федерации N 307 (п. 5 Предписания).
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами по делу А60-1375/2011.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным (незаконным) Предписание N 09-108/990 от 15.12.10г. Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Кировград, г. Верхний Тагил, Невьянском районе и п. Верх-Нейвинский .1 частично, а именно: в части обязания довести до сведения потребителей в месте доступном для всех посетителей информации о порядке оплаты коммунальных услуг в том числе по общедомовому прибору учета, п. 2, 3, 5 полностью.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 июня 2011 г. N А60-4379/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника