Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2011 г. N А60-6268/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, в судебном заседании 12 мая 2011 года дело по заявлению индивидуального предпринимателя Османова Тахира Нуг оглы (ИНН 662300555890, ОГРНИП 306962310900019) к Главе города Нижний Тагил о признании недействительным отказа в предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого помещения, выраженного в письме N 53-758 от 04.03.2011г.
при участии в судебном заседании
от заявителя: А.А. Крупин, удостоверение N 1234 от 28.02.03г., представитель по доверенности 66 АА 0300890 от 04.12.10г.;
от заинтересованного лица: А.В. Климцев, удостоверение СП N 70-11 от 03.03.11г., представитель по доверенности N 53-4947 от 30.12.10г.
Отвода суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права. К материалам дела приобщена копия договора N 72. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Индивидуальный предприниматель Османов Тахир Нуг оглы обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение в собственность заявителем арендуемого им нежилого помещения общей площадью 31,8 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Вогульская, д. 54, выраженного в письме главы города Нижний Тагил N 53-758 от 04.03.2011г. и об обязании Администрации города Нижний Тагил устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на имеющееся у него преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в собственность в связи с наличием всех условий, предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Заинтересованное лицо требования не признает, ссылаясь на то, что договор аренды был заключен заявителем с ненадлежащим лицом - Управлением по жилищной политике Администрации города Нижний Тагил, а арендная плата перечислялась не в бюджет.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
Индивидуальный предприниматель Османов Тахир Нуг оглы обратился к главе города Нижний Тагил с заявлением от 08 февраля 2011 года о намерении реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого предпринимателем недвижимого помещения, по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Вогульская, 54.
Письмом от 04 марта 2011 года N 53-758 Глава города Нижний Тагил отказал предпринимателю, обосновывая отказ тем, что предпринимателем был заключен договор аренды с ненадлежащим арендодателем, в связи с чем заявителем нарушены условия п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Полагая, что в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества индивидуальному предпринимателю Османову Тахиру Нуг оглы отказано необоснованно, заявитель обратился в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно положениям ст.ст. 4, 10, 14 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
Согласно ст. 3 указанного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Ст. 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (ч. 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ).
В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Закона N 159-ФЗ).
Таким образом, лишь в случае наличия указанных обстоятельств в совокупности, заявитель может реализовать свое преимущественное право на приватизацию арендуемого имущества.
Те обстоятельства, что предприниматель подпадает под критерии субъекта малого и среднего предпринимательства, соответствие площади арендуемого помещения, невключение имущества в соответствующий Перечень, заинтересованным лицом не оспариваются.
Поскольку Закон N 159-ФЗ, опубликованный в "Российской газете" 25.07.2008 г., вступил в силу с 05.08.2008 г., о соблюдении предпринимателем условия, предусмотренного п. 1 ст. 3 указанного Закона свидетельствует нахождение объекта муниципального имущества в пользовании арендатора непрерывно как минимум с 05.08.2006 г. до 05.08.2008 г.
Объект муниципального имущества - нежилое помещение площадью 31,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Вогульская, д. 54, является муниципальной собственностью, что заинтересованным лицом не оспаривается.
Данный объект был передан по договору N 173 от 29.12.2005 г. об использовании помещения, арендуемого предпринимателем у администрации города, заключенным от имени Администрации города Нижний Тагил Управлением по жилищной политике Администрации города Нижний Тагил. Договор был заключен сроком до 25.12.2006 г. и впоследствии ежегодно продлялся сторонами, в том числе был продлен на срок по 23.12.2007 г., до 21.12.2008.
С 2008 г. и до настоящего времени платежи за пользование помещением индивидуальный предприниматель перечисляет на счет Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил в соответствии с предоставляемыми Комитетом расчетами платы.
Таким образом, с декабря 2005 г. и до настоящего времени объект муниципального имущества находится в пользовании предпринимателя и арендодателю не возвращался.
При рассмотрении дела установлено также надлежащее исполнение арендатором своих обязательств по перечислению арендной платы, что подтверждается актом сверки расчетов по состоянию на 08.02.2011 г., а также квитанцией и справкой N 174-А.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении условий п.п. 1,2 ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
При этом, по мнению суда, не имеет правового значения довод заинтересованного лица о том, что стороной по договору в качестве арендодателя от имени Администрации города Нижний Тагил выступало лицо, не имеющее полномочий представлять интересы органа местного самоуправления в имущественных отношениях, связанных с использованием муниципального имущества, поскольку договор аренды N 173 от 29.12.2005 г. никем не оспорен.
Указанные выше обстоятельства (наличие договора аренды, заключаемых от имени и по инициативе администрации города Нижний Тагил, выставляемые заинтересованным лицом расчеты на оплату арендной платы, производимые предпринимателем платежи за пользование муниципальным имуществом) прямо свидетельствуют о воле органа местного самоуправления на предоставление помещения в возмездное пользование индивидуальному предпринимателю в целях получение от его использования денежных средств в интересах муниципального образования.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении предпринимателем всех условий установленных ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
На основании изложенного, суд считает отказ заинтересованного лица в приватизации объекта муниципального имущества в связи с несоблюдением условия п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ незаконным, а заявленные индивидуальным предпринимателем Османовым Тахиром Нуг оглы требования - подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При таких обстоятельствах уплаченную заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственную пошлину в размере 200 рублей (чек-ордер от 09.03.11г.) следует взыскать с Главы города Нижний Тагил.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным отказ Главы города Нижний Тагил о признании в предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого помещения, выраженный в письме N 53-758 от 04.03.2011г.
Обязать Главу города Нижний Тагил в срок один месяц с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Османова Тахир Нуг оглы (ИНН 662300555890, ОГРНИП 306962310900019) путем совершения действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 149-ФЗ, от 02.07.2010 N 150-ФЗ).
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Главы города Нижний Тагил в пользу индивидуального предпринимателя Османова Тахир Нуг оглы (ИНН 662300555890, ОГРНИП 306962310900019) 200 (двести) рублей 00 (ноль) копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2011 г. N А60-6268/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника