В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным базисным учебным планом, утвержденным Министерством образования Российской федерации от 09.03.2004 г. N 1312, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. N 2783, на основании ст.ст. 31, 33 Устава городского округа Заречный администрация городского округа Заречный постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Заречный" на 2011-2016 гг. (прилагается).
2. Директору ЗМОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (Логинова Н.А.) заключить договоры с муниципальными общеобразовательными учреждениями городского округа Заречный, разработать рабочие программы.
3. Директорам муниципальных общеобразовательных учреждений заключить договоры с ЗМОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", ввести в учебный план в 9 классе предпрофильное обучение по программе "Твоя будущая профессия" за счет часов компонента общеобразовательного учреждения.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Заречный по социальным вопросам Ганееву Е.В.
5. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
6. Направить настоящее постановление в орган, осуществляющий ведение Свердловского областного регистра МНПА.
Глава администрации |
Д.В. Погорелов |
Муниципальная целевая программа
"Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся городского округа Заречный" на 2011-2016 гг.
(утв. постановлением администрации городского округа Заречный от 14 июля 2011 г. N 777-П)
Паспорт
муниципальной целевой программы "Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся школ городского округа Заречный" на 2011-2016 гг.
Наименование программы |
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся школ городского округа Заречный на 2011-2016 гг. |
Заказчик программы |
Администрация городского округа Заречный |
Дата разработки |
Январь-май 2011 г. |
Основные разработчики |
Заречное муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", средние общеобразовательные школы (СОШ) городского округа Заречный |
Исполнители программы |
Заречное муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", средние общеобразовательные школы городского округа Заречный |
Цель программы |
Создание системы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью создания условий для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами. |
Основные задачи программы |
1. Изучение психологических особенностей учащихся 5-11 классов и оказания им психолого-педагогической помощи в развитии представлений о социальных ценностях. 2. Обучение способам принятия решений в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности учащихся 8-11 классов. 3. Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих выдвинуть версии о предрасположенности школьников к тем или иным направлениям образовательной деятельности. 4. Создание образовательных ситуаций, позволяющих выявить основные ограничители (затруднения, проблемы) свободы выбора профиля обучения тем или иным школьникам. 5. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов. |
Сроки реализации |
2011-2016 гг. |
Объемы и источники финансирования программы |
За счет финансовых средств исполнителей программы |
Предполагаемый результат реализации программы |
Созданная система позволит обучающимся осуществить предварительное самоопределение по поводу своего образовательного и карьерного будущего. Это означает, что он приобретет опыт проектирования своей образовательной траектории и будет: 1. Иметь представление: об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения; о процессе профильного обучения на старшей ступени школы; о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории; об образовательных учреждениях, в которых он может получить полное общее среднее образование; о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития; о ситуации на рынке труда и тенденциях ее изменения; 2. Уметь: анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений; анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории; анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности. 3. Повышение социальной зрелости выпускников. 4. Ранняя профилактика девиантного поведения. |
Актуальность программы
Масштабность перехода на профильное обучение требует разработки и применения системы его психолого-педагогического сопровождения, которая, с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы и, с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьников способности к сознательному и ответственному выбору, которая должна стать основой проектирования ими собственного жизненного пути.
Особое внимание получила предпрофильная подготовка как элемент системы профильного обучения. Очевидно, что от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, и поэтому предпрофильная подготовка, выполняющая подготовительную функцию, является необходимым условием, способствующим самоопределению учащегося основной ступени.
Приоритетной целью образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и умений, навыков, компетентностей, оно связывается с воспитанием через такие аспекты, как "здоровье", "социальное благополучие", "самоопределение", "самореализация", "защищенность".
В связи с этим в условиях профилизации образования актуальна организация психолого-педагогического сопровождения профильного обучения.
Психологическое сопровождение выбора профессии должно основываться на нормах и законах психического развития человека. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирование себя в профессии.
В основе данной программы положены следующие нормативные документы:
- Закон РФ "Об образовании";
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный Министерством образования Российской федерации от 09.03.2004 г. N 1312: "В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся"; "Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся".
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. N 2783).
Содержание программы
Программа включает в себя четыре основных направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Первое (социально-ориентированный) направление - психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5-7-х классов, которое предполагает оказание информационной поддержки и консультационной помощи школьникам в определении их интересов к учебным предметам, сферам профессиональной и социальной деятельности. Основные формы деятельности на первой ступени:
Формы деятельности |
Ответственные |
- мониторинг интересов к предметно-образовательным и профессиональным сферам |
СОШ совместно с ЗМОУ "ЦППРиК" |
- профуроки "Профессии с необычными названиями" |
СОШ |
- социальные пробы |
СОШ |
- тематические классные часы: "Кто делает нас красивыми?", "Министерство вкусной еды", "Кто нас одевает?" и т.д. |
СОШ |
- методические объединения с педагогами по вопросам профориентации |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
- проведение "Уроков психологии" ЗМОУ "ЦППРиК" по договору с образовательными учреждениями. |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
Результатом курса является выявление интереса к предметно-образовательной и профессиональной сферам деятельности.
Второе (профильно-определяющее) направление представляет собой психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9-х классов, предполагающее оказание им помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, а также развитие способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе, равно как и на всех остальных, должно быть комплексным и системным. Основными формами его осуществления являются:
Формы деятельности |
Ответственные |
- профориентационный курс для учащихся 8-х классов "Ступени будущего" |
СОШ |
- предпрофильный курс для учащихся 9-х классов "Твоя будущая профессия" в рамках регионального компонента |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
- ориентационные пробы |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- профильные пробы |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- профессиональные пробы |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- дни самоопределения |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- индивидуальные и групповые консультации для родителей и учащихся |
СОШ |
- профессиографические и профориентационные экскурсии |
СОШ |
- профессиографические встречи с представителями учебных заведений разных уровней |
СОШ |
- медико-психолого-педагогическая диагностика |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- диагностические и активизирующие методы и тесты |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- адресные рекомендации учащимся |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- методические совещания с педагогами по профориентации |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
Разнообразие форм работы дает возможность школьникам сделать свой первоначальный выбор дальнейшего образовательного пути: продолжить обучение в профильном или общеобразовательном классе, в учреждении начального или среднего профессионального образования. Результативность психолого-педагогического сопровождения оценивается путем анкетирования учащихся, их родителей и представителей администрации школы.
Третье (профильно-адаптационное) направление - это психолого-педагогическое сопровождение учащихся 10-11-х классов, ориентированное на формирование у школьников готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру, Основными формами сопровождения:
Формы деятельности |
Ответственные |
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся и их родителей |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- психодиагностика личностных и профессиональных качеств |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- медико-психолого-педагогическая диагностика |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- адресные рекомендации учащимся по результатам диагностики |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Психология личности и межличностных отношений" |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
- презентации профессиональных направлений |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- устные психологические странички, проводимые на классных часах |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- анкетирование учащихся по определению их готовности к профессиональному выбору |
ЗМОУ "ЦППРиК" |
- дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности: "Профессия - журналист", "Профессия - психолог" |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
- создание системы специализированной подготовки (профиль обучения) в старших классах общеобразовательной школы |
СОШ |
В результате этой деятельности выпускник строит пошаговый личный и профессиональный план, ведущий его к успешной социализации, самореализации и личностному успеху.
Итогом третьей ступени психолого-педагогического сопровождения являются готовность учащихся к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры, сформированные умения анализировать и корректировать свой образовательный маршрут.
Четвертое направление представляет собой сопровождение выпускников школ. Оно предполагает:
Формы деятельности |
Ответственные |
- анализ данных по поступлению учащихся в вузы, учреждения начального и среднего профессионального образования |
СОШ |
- анализ данных по трудоустройству выпускников |
СОШ |
- встречи выпускников с обучающимися |
СОШ |
- участие выпускников в работе "летних школ" в качестве организаторов воспитательных мероприятий |
СОШ |
- проведение тематической недели "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!" |
СОШ |
План-график реализации программы
N |
Виды деятельности, мероприятия |
Сроки |
Ответственные исполнители |
|
Подготовительный этап: |
|
|
1. |
Разработка постановления главы Администрации городского округа Заречный о принятии программы |
Май-август 2011 |
УО, Администрация ГО Заречный |
2. |
Методическое совещание с педагогами |
Май-август 2011 |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
3. |
Заключение договоров ЗМОУ "ЦППРиК" и СОШ |
Август-сентябрь 2011 |
СОШ, ЗМОУ ЦППРиК" |
4. |
Разработка школьного расписания |
Август 2011 |
СОШ |
5. |
Презентация рабочей программы предпрофильной подготовки учащихся |
Сентябрь 2011 |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
|
Основной этап: |
|
|
1. |
Открытие предпрофильных занятий |
Сентябрь 2011 |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
2. |
Открытие занятий по дополнительным образовательным программам: "Психология личности и межличностных отношений", "Профессия - журналист", "Профессия - психолог" |
Сентябрь 2011 |
СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
|
Оценочный этап: |
|
|
1. |
Экспертиза образовательной среды |
ежегодно |
УО, СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
2. |
Оценка качества предпрофильной подготовки |
ежегодно |
УО, СОШ, ЗМОУ "ЦППРиК" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель программы - создание системы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью создания условий для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Основные задачи программы - изучение психологических особенностей учащихся 5-11 классов и оказания им психолого-педагогической помощи в развитии представлений о социальных ценностях, обучение способам принятия решений в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности учащихся 8-11 классов, организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих выдвинуть версии о предрасположенности школьников к тем или иным направлениям образовательной деятельности, и др.
Постановление администрации городского округа Заречный Свердловской области от 14 июля 2011 г. N 777-П "Об утверждении муниципальной целевой программы "Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся школ городского округа Заречный" на 2011-2016 гг."
Текст постановления опубликован в "Бюллетене официальных документов городского округа Заречный" от 18 июля 2011 г. N 28 стр. 54