Определение Свердловского областного суда
от 26 июля 2011 г. N 33- 10395/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Азаровой Т.И.,
судей Мазановой Т.П. и Локтина А.А.,
с участием прокурора Гавриной Ю.В., при секретаре Воронине П.С. рассмотрела в открытом судебном заседании 26.07.2011 кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 04.05.2011 по делу по иску Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах Петухова А.А. к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Азаровой Т.И., пояснения Петухова А.А., оспаривавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах Петухова А.А. к Администрации города Екатеринбурга, Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству Строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении за счет средств областного бюджета жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Петухову А.А. во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований указал, что Петухов А.А. ( / / ) относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения по договору социального найма не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном списке под . . . по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение ему так и не предоставлено, чем нарушаются его права. В связи с чем прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счёт средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение общей площадью не менее 16,0 кв.м. в пределах МО город Екатеринбург с целью передачи в муниципальную собственность для предоставления по договору социального найма Петухову А.А.
Петухов А.А. в судебное заседание не явился.
Представители ответчиков - Администрации города Екатеринбурга, Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Министерства Строительства и архитектуры Свердловской области, в судебное заседание также не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 04.05.2011 исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, заявленные в интересах Петухова А.А., удовлетворены. Суд возложил на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение площадью не менее 16,0 кв.м. в пределах МО город Екатеринбург для передачи в муниципальную собственность, и обязал Администрацию МО города Екатеринбурга предоставить Петухову А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение площадью не менее 16,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах МО город Екатеринбург, приобретенное за счет средств областного бюджета.
В кассационной жалобе Министерство строительства и архитектуры Свердловской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что судом не установлено, обладает ли Петухов А.А. правом пользования каким-либо жилым помещением, имеет ли он предоставленное либо закрепленное за ним ранее жилое помещение для постоянного проживания. Кроме того, указанной категории граждан жилые помещения вне очереди в соответствии с абз.2 п.1 ст. 8 Федерального Закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляются после окончания пребывания их в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Тогда как Петухов А.А. на момент рассмотрения дела продолжает обучение в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет". В связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В то же время ч.2 данной статьи не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся, от обеспечения жильем других очередников, а также от включения в список внеочередников.
Тем не менее, в силу ч. 1-1 ст. 3 Закона Свердловской области "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" граждане учитываются для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования путем принятия на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.
Указанное положение введено Областным законом от 19.02.2010 N 3-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" и вступило в законную силу с 01.04.2010.
Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Во исполнение Закона Свердловской области от 20.11.2009 N 96-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", Правительством Свердловской области был утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
При этом порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разработан во исполнение бюджетного законодательства, Закона Свердловской области от 20.02.2006 N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Гарантия по обеспечению в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), осуществляется за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с Законом, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
С учетом изложенного, установив, что Петухов А.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, достиг совершеннолетнего возраста, не имеет иного жилого помещения, однако до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, суд правомерно удовлетворил исковые требования, возложив обязанность по приобретению жилого помещения Петухову А.А. на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Доводы представителя ответчика о том, что Петухов А.А. на момент принятия решения обучался в . . . тогда как жилые помещения могут быть предоставлены данной категории граждан в соответствии с Законом лишь после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, являются правомерными. В то же время, срок обучения Петухова А.А. в . . . закончился ( / / ), что свидетельствует о наличии оснований для предоставления Петухову А.А. жилого помещения в соответствии с абз.2 п.1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Таким образом судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы ответчика.
Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 04.05.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 26 июля 2011 г. N 33- 10395/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru