Определение Свердловского областного суда
от 19 июля 2011 г. N 33-10095/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой Е. И.,
судей Чумак Г. Н.,
Шаламовой И. Ю.,
при секретаре Соболевой А. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2011 года гражданское дело по иску Михайловского В.А. к управлению социальной защиты населения министерства социальной защиты населения Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании права на бесплатный проезд в пригородных автобусах по кассационной жалобе истца на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 12 мая 2011 года.
Заслушав доклад судьи Шаламовой И. Ю., объяснения представителей ответчика Шевчук Н. М. (по доверенности ( / / )) и третьего лица Министерства социальной защиты населения Свердловской области Ивановой Н. А. (по доверенности ( / / )), полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
Михайловский В. А. обратился в суд с иском к управлению социальной защиты населения министерства социальной защиты населения Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга о восстановлении льгот по бесплатному проезду на пригородных автобусах, указав в обоснование иска, что он является ветераном труда и лицом, признанным пострадавшим от политических репрессий, получившим статус реабилитированного лица. В связи с введением "электронного кошелька" взамен проезда по удостоверению, а впоследствии выплаты ежемесячного пособия на проезд ..., ущемлены права Михайловского В. А. как лица, имеющего льготы на бесплатный проезд.
В судебном заседании истец Михайловский В. А. изменил предмет иска и просил признать за ним право на бесплатный проезд в пригородных автобусах.
Представитель ответчика - управления социальной защиты населения министерства социальной защиты населения Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга иск не признал.
Третье лицо Министерство социальной защиты населения Свердловской области в суд не явилось.
Судом вынесено решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит данное решение отменить, полагая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", в силу которых нормы, содержащие меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов, признаны утратившими силу с 01 января 2005 года.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2005 года перечень мер социальной поддержки для вышеуказанных категорий, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации 25 ноября 2004 года был принят Закон Свердловской области N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", которым редакцией Областного закона от 26.12.2008 N 138-ОЗ установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области (до 01 февраля 2009 года была предусмотрена мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда, в том числе и на вышеуказанных видах транспорта).
В соответствии с положениями преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Настоящим Федеральным законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки.
Федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения указанных категорий на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом никаких конкретных норм о предоставлении тех или иных видов льгот, о видах и размерах денежных компенсаций, их минимальных либо максимальных размерах, Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит, в связи с чем органы государственной власти Свердловской области вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации.
Пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года N 1428-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутах и порядке его индексации" установлен размер ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов с 01 февраля 2009 года до марта 2011 года - 275 руб., с марта 2011 года - 323 руб.
Согласно информации за 2009, 2010 и 2011 годы Михайловскому В. А. ежемесячно выплачивалось пособие с индексацией. Получение ежемесячного пособия на проезд истцом не оспаривается.
Размер ежемесячного пособия на проезд является экономически и нормативно обоснованными и полностью соответствует федеральному законодательству: Федеральному закону от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федеральному закону от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации". При определении размера ежемесячного пособия учитывается объем потребления транспортных услуг на одного пенсионера, установленный Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Таким образом, доводы истца об ухудшении условий предоставления соответствующих льгот являются необоснованными, установленная мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в данном случае является введенным эффективным правовым механизмом замены льготы в натуральной форме. Размер ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, получаемого истцом, увеличился по сравнению с 2009 годом. При таких обстоятельствах решение суда является правильным.
Довод кассатора о том, что право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов было исключено из числа мер поддержки, предусмотренных Законом Свердловской области N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", является ошибочным. Получаемая истцом ежемесячная компенсация включает в себя денежные средства на проезд на всех видах транспорта: как на городском транспорте, так и на пригородном.
С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы, которые сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 12 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 19 июля 2011 г. N 33-10095/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru