Определение Свердловского областного суда
от 2 августа 2011 г. N 33-10377/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Суханкина А.Н., судей Тушнолобовой Л.А. и Калимуллиной Е.Р., рассмотрела в судебном заседании 02.08.2011 гражданское дело
по иску Гесс А.А. к Федеральному государственному учреждению Главное Бюро Медико-Социальной экспертизы по Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Серову и Серовскому району о признании действий незаконными, восстановлении нарушенного права, обязании к выдаче удостоверения лица перенесшего ... болезнь вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по кассационной жалобе представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Серову и Серовскому району Гузь С.В. на решение Серовского районного суда Свердловской области от 14.02.2011.
Заслушав доклад судьи Калимуллиной Е.Р., судебная коллегия
установила:
Гесс А.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению Главное Бюро Медико-Социальной экспертизы по Свердловской области (далее ФГУ ГБМСЭ), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Серову и Серовскому району (далее ТОИОГВ СО УСЗН МЗСН) о признании незаконными действий, выразившихся в установлении причины инвалидности "по общему заболеванию" при освидетельствовании в МСЭ 16.08.1999, 29.08.2000, 25.06.2001, 21.10.2010, признании недействительными заключений МСЭ от указанных дат, восстановлении с 16.08.1999 причины инвалидности - "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС", обязании выдать заключение с указанной причиной инвалидности с 16.08.1999, обязании определить процент утраты профессиональной трудоспособности, начиная с 16.08.1999 по настоящее время; обязании ТОИОГВ СО УСЗН МЗСН к выдаче удостоверения лица, перенесшего ... болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование требований Гесс А.А. указал, что в период с 04.06.1987 по 22.10.1987 принимал участие в работах по ликвидации последствий на ЧАЭС в составе воинской части ... в зоне отчуждения, о чем указано в военном билете, 30.03.1994 выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Впервые третья группа инвалидности была установлена истцу 16.08.1999, указана причина инвалидности - "общее заболевание", истец полагает, что при первичном освидетельствовании ГБ МСЭ должно было руководствоваться Перечнем заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом Минздрава Российской Федерации от 23.03.1993 г. N 45 "Об организации оказания медицинской помощи и установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям", в который были включены, имеющиеся у истца заболевания.
Факт участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС подтвержден архивной справкой Центрального архива Министерства обороны, где указано, что воинская часть ... значится в перечне воинских частей и учреждений ВС СССР, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий на ЧАЭС в 1987 году, часть дислоцировалась на границе 30 км зоны отчуждения. Также имеется запись в военном билете и выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии ЧАЭС.
В судебном заседании истец и его представитель Дьячкова о.Г. настаивали на заявленных требованиях.
Представитель ФГУ ГБ МСЭ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном письменном отзыве возражал против заявленных требований, считает, что причинная связь заболеваний и инвалидности устанавливается межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, другими органами, определенными Правительством РФ. Без освидетельствования указанных органов, МСЭ вправе устанавливать инвалидность, связанную с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в случае, если заболевание включено в Перечень заболеваний и к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы - военнослужащих и военнообязанных, в 1986-1987 годах призванных на специальные сборы и привлеченных для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий ЧАЭС в пределах зоны отчуждения, а именно 30 км зона вокруг ЧАЭС. При обращении в МСЭ в 1999, 2000, 2001 истец не представил документы, подтверждающие выполнение работ в пределах зоны отчуждения, поэтому оснований для установления причины инвалидности, связанной с ЧАЭС не было. При обращении истца в МСЭ 21.10.2010 было разъяснено, что необходимо обратиться в Межведомственный экспертный совет.
Представитель ТОИОГВ СО УСЗН МЗСН в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве указал, что истец состоял на учете в УСЗН как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с 20.12.2000 по 01.01.2007, получал ежемесячную компенсацию на питание и ежегодную компенсацию на оздоровление. В 2007 году выплаты прекращены в связи с неполучением удостоверения нового образца, которое не выдано истцу в виду отсутствия архивной справки об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 30 км зоне отчуждения. Причинная связь заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС не установлена.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Гесс А.А. удовлетворены. Признаны недействительными принятые в отношении Гесс А.А. заключения МСЭ от 16.08.1999, 29.08.2000, 25.06.2001, 21.10.2010 с установлением причины инвалидности "общее заболевание", справки об инвалидности, ФГУ ГБМСЭ обязано установить Гесс А.А., начиная с 16.08.1999 причину инвалидности - "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС". ФГУ ГБМСЭ обязано определить Гесс А.А. процент утраты профессиональной трудоспособности, начиная с 16.08.1999 по настоящее время и выдать надлежащие подтверждающие документы. ТОИОГВ СО УСЗН МЗСН обязано выдать Гесс А.А. удостоверение, перенесшего ... болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом.
Оспаривая постановленное судом решение, представитель ТОИОГВ СО УСЗН МЗСН Гузь С.В. в кассационной жалобе указал на его незаконность и необоснованность, полагает, что для установления группы инвалидности по причине, связанной с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, истцу необходимо было обратиться в Межведомственный экспертный совет. Поскольку не установлено связь заболеваний истца с последствиями катастрофы на ЧАЭС, основания для выдачи удостоверения инвалида ЧАЭС и назначении ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью отсутствуют.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) при установлении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ, ранее - ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 данного Закона, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В пункте 3 части 1 статьи 13 Закона указаны, в том числе, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986-1987 г.г. для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Приказами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 06 августа 1996 года N 311 и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 года N 248, утвердившими Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, были признаны утратившими силу Приказы от 16 октября 1992 года N 279 и от 23 марта 1993 года N 45, которыми ранее был утвержден перечень таких заболеваний.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04 декабря 1997 года Приказы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 06 августа 1996 года N 311 и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 года N 248 признаны незаконными (недействующими) со дня издания.
Таким образом, была восстановлена юридическая сила Приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1992 года N 279 и от 23 марта 1993 года N 45, содержавших Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Эти Приказы признаны утратившими силу только 06 февраля 2001 года Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации N 28, тогда как новый Перечень заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, был утвержден совместным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 мая 1999 года N 198/85, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 августа 1999 года.
При таких обстоятельствах, на момент освидетельствования истца, то есть на 16 августа 1999 года, имелся утвержденный перечень заболеваний, указанный в статье 24 приведенного выше Закона.
Суд установив, что имевшиеся у истца на момент первичного освидетельствования заболевания, входили в названный Перечень, наличие указанных заболеваний при последующих освидетельствованиях было подтверждено, правильно указал, что необходимости дополнительного подтверждения связи заболевания с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС не имелось, так как причина инвалидности данной категории лиц подлежала установлению на основании приведенного Перечня.
Обязанность по выдаче требуемого заявителем удостоверения действующим законодательством возложена на органы УСЗН, что не оспаривалось представителем УСЗН и следует из п. 3 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006, N 728/832/166н (далее по тексту - Порядок), а также норм Постановления Правительства Свердловской области от 27.06.2007 N 605-ПП "О возложении полномочий по выдаче удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы".
В соответствии с п. 2 Порядка удостоверение выдается инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Пункт 4 Порядка устанавливает, что для оформления и получения удостоверения предоставляются следующие документы:
паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);
удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
То обстоятельство, что Гесс А.А. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС подтверждено записью в военном билете ..., удостоверением, выданным 30.03.1994 Свердловским облвоенкоматом ..., справкой военного комиссара ..., справкой архивохранилища от 08.11.2002.
Представитель УСЗН не оспаривал факт представления заявителем паспорта, наличия удостоверения, подтверждающего факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ..., имелась в УСЗН и справка бюро МСЭ об установлении заявителю ... группы инвалидности бессрочно ..., указание в этой справке на причину инвалидности "общее заболевание" признано незаконным, факт бессрочного установления заявителю инвалидности никем не оспаривался.
Отсутствие у заявителя заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы не могло быть препятствием в выдаче истцу удостоверения.
С учетом изложенного, заявитель имел право на получение требуемого удостоверения, отказ УСЗН в выдаче удостоверения обоснованно признан судом незаконным.
Таким образом решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба не содержит доводов влекущих отмену решения суда.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361, статьей 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 14.02.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 2 августа 2011 г. N 33-10377/2011