Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 августа 2011 г. N А60-13981/2011
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело NА60-13981/2011
по иску Министерства природных ресурсов Свердловской области
к ООО Управляющая организация "Коммунальные сети"
о взыскании 447440 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании
от истца: В.С. Нурумова, представитель по доверенности от 14.03.11г., А.В. Сафронов, представитель по доверенности от 28.03.11г., А.Ю. Еремин, зам. министра по доверенности от 02.08.2011г.
от ответчика: извещен, не явился (уведомление в деле).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" о взыскании 447440 руб. 00 коп.- компенсации вреда, причиненного озеру Малый Таватуй в IV квартале 2010г. в результате сброса загрязняющих веществ со сточными водами с превышением ПДК для рыбохозяйственных водоемов.
В предварительном судебном заседании истец пояснил заявленные исковые требования.
ООО "Комсети" представило письменный отзыв, иск не признает, считает, что исковое заявление не должно быть принято к производству, поскольку, истцом нарушен п.1 ст.125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и наименование предприятия в исковом заявлении указано неверно, правильное наименование ответчика ООО "Комсети", ссылку истца на п.1 ч.2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации считает необоснованной, так как ответчик не является ни пользователем, ни собственником озера Малый Таватуй.
После перерыва истец заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств по делу.
Ходатайство судом удовлетворено в порядке ст.75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К материалам дела приобщены:
1)Акт отбора проб природных и сточных вод N54 от 22.09.2010 2) Жалоба жителей п.Калиново от 30.08.2010г.
3)Свидетельство о гос. регистрации ООО "Управляющая организация сети" от 08.12.2008 серии 66 N006443004 4)Свидетельство о постановке на налоговый учет от 08.12.2008г. серии 66 N005713197.
5)Решение о создании ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" от 25.11.2008г.
6)Объяснительная директора ООО УО "Коммунальные сети" от 24.09.2010г.
7)Приказ о возложении обязанностей по осуществлению контроля в области охраны окружающей среды N47 от 16.08.2010г.
8)Устав ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" от 25.01.2008
9)Договор аренды N2 от 01.07.2009г.
10)Приложение N1 к договору аренды имущества N2 от 01.07.2009г.
11)Сведения об использовании ООО УО "Коммунальные сети" воды за 2009г. (форма 2-ТП (водхоз).
12)Паспорт сооружений для очистки и обезвреживания сточных вод от 13.11.2006г. 13) протокол КХА природных и сточных вод N74 от 28.09.2010г.
14)Протокол КХА сточных вод N75 от 29.09.2010г.
15)Выписка из журнала учета аварийных ситуации за 2010 год.
16) Акт отбора проб природных и сточных вод N61 от 29.11.2010г.
17) Протокол КХА природных и сточных вод N84 от 03.12.2010
18)Выкопировка из журнала учета объема водоотведения
19)Выкопировка из журнала учета качества сбрасываемых сточных вод
20)Протокол лабораторных исследований N03.2099 от 14.10.2010г.
21)Протокол лабораторных исследований N03.2217 от 29.10.2010г.
22) Протокол лабораторных исследований N03.2098 от 02.11.2010г.
23)Протокол лабораторных исследований N03.2140 от 11.11.2010г.
24)Протокол лабораторных исследований N03.2218 от 15.11.2010г.
25)Протокол лабораторных исследований N03.2369 от 17.11.2010г.
26)Протокол лабораторных исследований N03.2370 от 23.11.2010г.
27)Протокол лабораторных исследований N03.2442 от 24.11.2010г.
28)Рабочая программа на 2010 "Лабораторные исследования воды оз. Малый Таватуй (500 выше/ниже выпуска)
29)Рабочая программа на 2010 "Лабораторные исследования хозяйственно-бытовой сточной воды"
30)Объяснительная директора ООО УО Коммунальные сети от 08.12.2010
31)Приложения к акту проверки от 24.12.2010 N182
32)Акт отбора проб природных и сточных вод N65 от 20.12.2010
33)Протокол КХА природных и сточных вод N89 от 24.12.2010
34)Протокол N49 по токсикологическому анализу сточной и природной воды от 24.12.2010
35)Журнал учета объема сточных вод озером Малый Таватуй
36)Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод
37)Протокол лабораторных исследований N03.2292 от 30.11.2010г.
38)Протокол лабораторных исследований N03.2443 от 01.12.2010г.
39)Протокол лабораторных исследований N03.2489 от 01.12.2010г.
40)Протокол лабораторных исследований N03.2501 от 01.12.2010г.
41)Письмо Общества Управляющая организация "Коммунальные сети" от 20.12.2010 N297
42)Программа проведения измерений качества сточных вод ООО УО "Коммунальные сети" п. Каоиново. 43)Протокол об административном правонарушении N182 от 29.09.2010 в отношении ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" 44)Приложение N1 к Протоколу о адм. правоарушении N182 от 29.09.2010 45)Объяснения Директора ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" от 29.09.2010 46)Постановление N182 от 07.10.2010 о назначении административного наказания Обществу Управляющая организация "Коммунальне сети" 47)Платежное поручение об уплате штрафа N409 от 19.11.2010
Как пояснил представитель истца ответчик был привлечен к административной ответственности, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.09.2010г. N182, постановлением о назначении административного наказания N182 от 07.10.2010г. и им был уплачен штраф на сумму 7500 руб.00 коп. (платежное поручение N409 от 19.11.2010г.).
Исходя из заявленных ООО "Комсети" возражений, суд посчитал необходимым в порядке ст.66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направить запрос в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области о предоставлении информации относительно юридического лица с наименованием ООО УО "Коммунальные сети" (ИНН 6629023444).
В настоящем судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.
В порядке ст.75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил к материалам дела копию письма ФГУП РосНИИВХ и выписки из нормативных актов, впоследствии истец выписку не приобщил к материалам дела.
Кроме того, при расчете вреда истец пояснил, что использовал п.22.3 Методики.
Также истцом заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по делу.
Ходатайство судом удовлетворено в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 02.08.2011г. истец заявил ходатайство об уменьшении исковых требований до 362755 руб.
Ходатайство судом рассмотрено и в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
Кроме того, истец уточнил наименование бюджета, куда подлежит зачислению сумма вреда в соответствии с ч.6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации - бюджет Муниципального образования "Невьянский городской округ", т.е. по месту причинения вреда окружающей среде.
Истец также в письменном виде с приложением дополнительных доказательств привел дополнительные правовые основания по взысканию суммы ущерба с ответчика за нарушения, допущенные последним в отношении водных объектов.
Ответчик в судебное заседание не явился, по существу заявленных исковых требований ни одного возражения не представил.
В материалы дела поступили сведения от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новоуральску Свердловской области из ЕГРЮЛ в отношении ответчика- ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" ОГРН 1086629001447.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца арбитражный суд
установил:
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов Свердловской области на основании Приказа от 17.09.2010г. N120-К с 22.09. по 29.09.2010г. была проведена внеплановая проверка соблюдения ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" водного законодательства, по итогам которой был составлен акт проверки от 22-29.09.2001г. N125.
Согласно указанному акту в ходе проверки истцом выявлены следующие факты: предприятие не осуществляет учет объема сброса сточных вод, журнал учета водоотведения не ведется; не разработана программа проведения измерений качества сточных вод на 2010г., не осуществляется учет качества сточных вод, журнал учета качества сточных вод не ведется; предприятие допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект (оз. Малый Таватуй) без разрешения на сброс; предприятие осуществляет сброс сточных вод после очистных сооружений в оз. Малый Таватуй без разрешения о предоставлении водного объекта в пользование; 22.09.2010г. предприятием допущен сброс загрязняющих веществ со сточными водами в оз. Малый Таватуй с превышением ПДК для рыбохозяйственных водоемов по азоту аммонийному в 16,85 раза, взвешенным веществам в 1,5 раза, нитратам в 18,25 раза, фосфору фосфатов в 9,35 раза, СПАВ (АПАВ) в 3,4 раза, что, по мнению истца, оказывает негативное воздействие сточных вод на качество воды оз. Малый Таватуй, так как концентрация фосфора фосфатов в воде оз. Малый Таватуй ниже сброса сточных вод превышает ПДК фосфора фосфатов для рыбохозяйственных водоемов в 3,3 раза, что, по мнению истца, является нарушением ст. ст. 56,60 Водного Кодекса Российской Федерации. К данным выводам истец пришел на основании анализа произведенных отборов проб природных и сточных вод. По результатам проверки истцом в адрес ответчика было вынесено Предписание N125 от 29.09.2010г. об устранении нарушений в области охраны окружающей среды, водного законодательства, выявленных в результате проверки.
В целях проверки контроля исполнения Предписания от 29.09.2010г. N125 на основании Приказа от 22.11.2010г. N171-РК истцом проведена была повторная проверка в отношении ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" п. Калиново Невьянского района в период с 29.11. по 03.12.2010г., в ходе которой, были выявлены аналогичные нарушения, в том числе связанные со сбросом загрязняющих веществ со сточными водами в оз. Малый Таватуй с превышением ПДК для рыбохозяйственных водоемов. К данным выводам истец также пришел на основании анализа произведенных отборов проб природных и сточных вод и по статистическим данным, представленных ответчиком. По результатам данной проверки также был составлен акт N169 от 03.12.2010г. и вынесено в отношении ответчика Предписание N169 от 03.12.2010г.
На основании Приказа Министерства Природных ресурсов Свердловской области от 10.12.2010г. N182-Гражданского кодекса Российской Федерации была проведена еще одна проверка по выполнению ответчиков вынесенных ранее в отношении него Предписаний. В ходе данной проверки также было установлено, что со стороны ответчика были допущены сбросы загрязняющих веществ со сточными водами в оз. Малый Таватуй с превышением ПДК для рыбохозяйственных водоемов по ряду показателей, о чем составлен Акт проверки от 24.12.2010г. К данным выводам истец также пришел на основании анализа произведенных отборов проб природных и сточных вод и по статистическим данным, представленных ответчиком. В отношении ответчика по итогам проверки было вынесено Предписание N182 от 24.12.2010г.
Также на основании данных актов проверок ответчик был привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 7.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается Протоколом об административном правонарушении N182 от 29.09.2010г. и Постановлением о назначении административного наказания N182 от 07.10.2010г., которые ответчиком в установленном законом порядке не оспорены. Кроме того, ответчик в добровольном порядке оплатил штраф в сумме 7500 руб., что подтверждается платежным поручением N409 от 19.11.2010г.
По результатам трех проверок Министерством природных ресурсов Свердловской области выполнен расчет вреда, причиненный озеру Малый Таватуй сбросом загрязняющих веществ с недостаточно очищенными сточными водами ООО Управляющая организация "Коммунальные сети" за период с 01.10.2010г. по 31.12.2010г., согласно которому сумма причиненного ответчиком ущерба составила 447440 руб.
Письмом от 01.03.2011г. за N06-04-1809/11 истец предложил ответчику в добровольном порядке произвести оплату причиненного вреда.
Поскольку указанное требование обществом исполнено не было, Министерство природных ресурсов Свердловской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установлено из материалов дела и не оспорено ответчиком, последний на основании договора аренды имущества N2 от 01.07.2009г. владеет и пользуется, в том числе комплексом очистных сооружений для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, коллектором напорным канализационным в р.п. Калиново. При этом, сброс сточных вод после очистных сооружений осуществляется в озеро Малый Таватуй, которое находится в собственности Российской Федерации и относится к водному рыбохозяйственному объекту, что подтверждается сведениями, представленными ФГУП РосНИИВХ и Федеральным агентством водных ресурсов Нижне-Обское бассейновое водное управление отдел водных ресурсов по Свердловской области.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В силу ст. 1 Закона об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) представляют собой нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (подп. 1, 3 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенных выше и установленных законодательно положений, сброс в водные объекты сточных вод с очистных сооружений с превышением концентраций вредных (загрязняющих) веществ над установленными допустимыми нормативами и разрешениями уполномоченных органов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что, как предусмотрел законодатель, влечет причинение вреда представленному в пользование водному объекту.
Пунктом 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 3 данной статьи Закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, размер ущерба, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом.
Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" Министерством природных ресурсов Российской Федерации Приказом от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (действовала в период спорных отношений). Из п. 5 разд. II названной Методики следует, что в ситуации установления уполномоченным на то контролирующим органом по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов фактов нарушения водного законодательства, исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.
Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что ответчик осуществлял сброс сточных вод в озеро Малый Таватуй с превышением ПДК вредных веществ для рыбохозяйственных водоемом, что привело к негативному воздействию на качество природной воды в озере.
Поскольку владение и использование в хозяйственной деятельности очистных сооружений осуществляется ответчиком, именно он должен нести ответственность за обезвреживание стоков, сбрасываемых в водный объект.
Вина ответчика в данном случае состоит в непринятии должных мер по обеспечению надлежащего качества сточных вод, сбрасываемых ответчиком в озеро Малый Таватуй.
Факт причинения вреда водному объекту-озеру Малый Таватуй подтверждается вышеуказанными актами проверок, актами отбора природных и сточный вод, протоколами КХА природных и сточных вод, журналами учета объема сточных вод, протоколами лабораторных исследований и ответчиком не оспаривается.
Расчет ущерба выполнен истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом от 13.04.2009 N 87 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При этом, истец изменил сумму ущерба, произведя новый расчет на сумму 362755 руб., исключив при этом из расчета вредные вещества, по которым в результате сброса сточных вод ПДК не превышены.
Ответчиком возражений по методике расчета и использованным исходным данным не заявлено, альтернативный расчет размера вреда не представлен.
При таких обстоятельствах требования истца заявлены обоснованно и в соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среде", ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат зачислению в бюджет муниципального образования "Невьянский городской округ" в сумме 362755 руб., т.е. по месту причинения вреда окружающей среде.
Доводы ООО "Комсети", изложенные в отзыве на исковое заявление судом не принимаются во внимание, так как отзыв направлен от имени ООО "Комсети", а не от ответчика- ООО Управляющая организация "Коммунальные сети".
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по иску относятся на ответчика в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 17,110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Взыскать с ООО "Управляющая организация "Коммунальные сети" (ИНН 6629023444, ОГРН 1056601830537) в бюджет муниципального образования "Невьянский городской округ" ущерб, причиненный в IV квартале 2010г. озеру Малый Таватуй в размере 362755 (триста шестьдесят две тысячи семьсот пятьдесят пять) руб. 00 коп.
2. Взыскать с ООО "Управляющая организация "Коммунальные сети" (ИНН 6629023444, ОГРН 1056601830537) доход Федерального бюджета 10255 (десять тысяч двести пятьдесят пять) руб. 10 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине по иску.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 августа 2011 г. N А60-13981/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника