Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 августа 2011 г. N А60-26465/2011
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 16 августа 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании 04 - 09 августа 2011 года дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Талицкие дрожжи" (ИНН 7202167904)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Талица" (ИНН 6654012132)
об урегулировании разногласий при заключении договора, понуждении установить приборы учета,
при участии в судебном заседании:
от истца - В.С. Ситников, представитель по доверенности б/н от 01.02.2011;
от ответчика - С.В. Кобылина, доверенность N 59 от 16.02.2010.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании 04.08.2011 объявлен перерыв до 12 ч 00 мин 09.08.2011.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено.
ООО "Талицкие дрожжи" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ООО "Талица" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора на прием сточных вод через централизованный канализационный коллектор N 18 от 01.01.2011, понуждении ответчика установить приборы учета на границах балансовой и эксплуатационной ответственности с ООО "Талицкие дрожии", взыскании задолженности по оплате услуг по приему сточных вод за период январь - февраль 2011 года в размере 1393892 руб. 84 коп. Арбитражным судом Свердловской области исковое заявление принято к производству, возбуждено дело N А60-10545/2011.
Определением от 02.08.2011 суд требования Общества с ограниченной ответственностью "Талицкие дрожжи" об урегулировании разногласий при заключении договора на прием сточных вод через централизованный канализационный коллектор N 18 от 01.01.2011, понуждении ООО "Талица" установить приборы учета на границе балансовой и эксплуатационной принадлежности с ООО "Талицкие дрожжи" выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А60-26465/2011.
С учетом указанного выше процессуального действия, в рамках настоящего дела рассматриваются требования истца об урегулировании разногласий при заключении договора, понуждении установить приборы учета.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
ООО "Талица" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства и осуществляет водоснабжение и водоотведение Талицкого муниципального образования с последующей передачей сточных вод для их очистки в централизованный коллектор ООО "Талицкие дрожжи".
В свою очередь ООО "Талица" является абонентом для ООО "Талицкие дрожжи" (организация водопроводно-канализационного хозяйства).
На основании изложенного истцом (Организация) в адрес ответчика (Абонент) направлен был проект договора на прием сточных вод через централизованный канализационный коллектор N 18 от 01.01.2011.
Ответчик подписал указанный договор с протоколом разногласий, который со стороны истца подписан с протоколом урегулирования разногласий, который в свою очередь со стороны ответчика не подписан.
Таким образом, поскольку по пунктам 3.1.2, 3.2.4, 5.1. договора на прием сточных вод через централизованный канализационный коллектор N 18 от 01.01.2011 стороны не пришли к взаимному согласию, ООО "Талицкие дрожжи" обратилось в суд с иском об урегулировании разногласий по названным пунктам, а именно: просит принять указанные спорные пункты договора в редакции истца.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разногласия сторон по формулировке пунктов 3.1.2., 5.1 договора заключается в порядке определения количества сброшенных сточных вод в случае отсутствия прибора учета, установленного на границе балансовой и эксплуатационной ответственности сторон.
В частности, истец просит изложить пункт 5.1. вышеуказанного договора в следующей редакции: "Количество сброшенных сточных вод Абонентом на очистные сооружения Организации принимается равным показаниям приборов учета, установленных Абонентом на границе балансовой и эксплуатационной ответственности перед контрольными колодцами (перед присоединением к основному коллектору), в случае отсутствия узлов учета, количество стоков принимается, согласно показаниям узла учета, установленного Организацией на входе сточных вод на очистные сооружения".
Возражая относительно принятия пункта 5.1. в редакции истца, ответчик указывает на то, что до узла учета, расположенного на входе сточных вод на очистные сооружения, который учитывает объем стоков, поступающих из Талицкого городского округа от ООО "Талица" для их последующей очистки, есть врезки в централизованный канализационный коллектор. Объем стоков по прибору учета, должен быть скорректирован на количество стоков, сброшенных через данные включения.
Но, несмотря на данные возражения, ответчик, тем не менее, данный пункт предлагает изложить следующим образом: "Учет количества сброшенных сточных вод Абонентом осуществляется: при наличии приборов учета установленных на сетях Абонента - по показаниям приборов учета; при отсутствии приборов учета - в соответствии с лимитом, установленным настоящим договором". При этом ответчик лимит сброса сточных вод в рамках настоящего договора предлагает установить в размере 53146,33 куб.м/мес. В связи с чем, ответчик также предлагает дополнить пункт 3.1.2 договора N 18 от 01.01.2011 следующим предложением: "Организация обязуется принять сточные воды на очистные сооружения от Абонента в объеме 53146,33 куб.м/мес".
Как пояснил представитель ответчика, лимит сброса сточных вод в месяц на 2011 год определен исходя из установленных органом местного самоуправления нормативов водоотведения для граждан, проживающих в многоквартирных или жилых домах, не оборудованных приборами учета, а также нормативов холодного и горячего водоснабжения для предприятий, организаций и учреждений, не оборудованных приборами учета, расположенных в Талицком городском округе (Постановление Главы Талицкого городского округа от 23.09.2008 N 254 "Об установлении нормативов потребления жилищных и коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных или жилых домах, предприятий, организаций и учреждений, не оборудованных приборами учета, Талицкого городского округа" (в редакции от 10.06.2009 N 181, от 23.03.2010 N 60) .
Необходимость установления в договоре строго фиксированного объема сброса сточных вод в централизованный канализационный коллектор в случае отсутствия приборов учета на сетях Абонента, ответчик мотивирует тем, что ООО "Талица" в свою очередь в отношениях с потребителями (граждане и юридические лица), определяя количество сброшенных сточных вод, как организация ВКХ, не может выйти за пределы нормативов, установленных Постановлением Главы Талицкого городского округа от 23.09.2008 N 254. Поэтому, при отсутствии вод собственного потребления, количество стоков в рамках спорного договора, полагает ответчик, следует принимать равным нормативному количеству стоков, отведенных абонентами ООО "Талица".
При урегулировании договора по спорным пунктам (5.1, 3.1.2) судом принято во внимание следующее.
Правоотношения, сложившиеся между сторонами по делу, регулируются нормами общегражданского законодательства об обязательствах (ст. 307 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации) и нормами, содержащимися в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. ст. 539 - 548).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч.2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации о плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не пред усмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации о т 12.02.1999 N 167 (далее - Правила).
Согласно пунктам 11,69 Правил прием сточных вод осуществляется на основании договора, относящегося к публичным договорам, заключенного абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Оплата абонентом сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено Правилами или договором.
Пунктами 32, 33, 34 Правил установлено, что абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических пас портах. С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной принадлежности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента.
Учитывая изложенное, позицию истца в отношении определения объема сточных вод по узлу учета, расположенному на входе сточных вод на очистные сооружения, т.е. не на сетях абонента, и не на границе эксплуатационной принадлежности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, следует признать не основанной на нормах Закона.
Согласно пункту 56 Правил в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений. При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроки представить ей необходимые для расчета данные.
Как следует из специфики отношений, сложившихся между истцом и ответчиком, количество сброшенных ответчиком сточных вод в централизованный канализационный коллектор истца, равно объему стоков, сброшенных абонентами ответчика. Самостоятельного потребления воды ответчик не осуществляет.
Постановлением Главы Талицкого городского округа от 23.09.2008 N 254 "Об установлении нормативов потребления жилищных и коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных или жилых домах, предприятий, организаций и учреждений, не оборудованных приборами учета, Талицкого городского округа" установлены нормативы водоотведения в месяц для граждан, проживающих в многоквартирных или жилых домах, не оборудованных приборами учета, а также нормативы холодного и горячего водоснабжения для предприятий, организаций и учреждений, не оборудованных приборами учета, расположенных в Талицком городском округе.
Таким образом, на объектах, находящихся в обслуживании ООО "Талица", необорудованных приборами учета потребляемой воды, количество сточных вод определяется исходя из планового расчета водопотребления, составленного на основании утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
Норма водоотведения является равной норме водопотребления.
Таким образом, опираясь на положения статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяющей суду самостоятельно определить условия договора, пункт 5.1 договора на прием сточных вод через централизованный канализационный коллектор N 18 от 01.01.2011 суд считает возможным определить в следующей редакции:
"Количество сброшенных сточных вод Абонентом на очистные сооружения Организации принимается равным показаниям приборов учета, установленных Абонентом на границе балансовой и эксплуатационной ответственности перед контрольными колодцами (перед присоединением к основному коллектору).
В случае отсутствия узлов учета количество сброшенных сточных вод Абонентом на очистные сооружения Организации принимается равным объемам воды, полученной Абонентом и его Субабонентами из всех источников водоснабжения.
При этом на объектах, находящихся в обслуживании Абонента, не оборудованных приборами учета потребляемой воды, количество сточных вод определяется исходя из планового расчета водопотребления, составленного на основании утвержденных в установленном порядке нормативов потребления. Норма водоотведения является равной норме водопотребления.
На объектах, находящихся в обслуживании Абонента, оборудованных приборами учета потребляемой воды, количество сточных вод определяется по показаниям приборов учета. При этом представитель Организации имеет право проверить эти данные".
Пункт 3.1.2 Договора на прием сточных вод через централизованный канализационный коллектор N 18 от 01.01.2011 суд считает возможным принять в редакции истца: "Организация обязуется производить контроль за соблюдением Абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод Абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах".
У сторон имеются разногласия в отношении пункта 3.2.4 Договора на прием сточных вод через централизованный канализационный коллектор N 18 от 01.01.2011.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Договора в предложенной истцом редакции: "Абонент обязуется обеспечить учет сбрасываемых сточных вод на очистные сооружения Организации, согласно части IV Правил".
Ответчик просит исключить данный пункт из договора, ссылаясь на необязательность и несущественность данного условия.
Как отмечено судом ранее, отношения между ответчиком (абонентом) и истцом (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации о т 12.02.1999 N 167
Разделом IV Правил N 167 установлен порядок учета количества полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.
Обязательность применения в отношениях сторон Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации о т 12.02.1999 N 167, исключает необходимость указания данного акта в договоре.
В ходе судебного разбирательства истец выразил согласие на исключение данного пункта из текста Договора.
Таким образом, суд полагает, что спорный пункт подлежит исключению из договора.
Истцом также заявлено требование о понуждении ответчика установить приборы учета на границах балансовой и эксплуатационной ответственности с истцом.
Как следует из пояснений истца, обязанность по установке приборов учета установлена частью 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Ответчик требования истца в данной части отклонил, считает, что законодательством не установлена его обязанность по установке приборов учета сточных вод.
Суд считает, что истцом не доказано наличие обязательства ответчика по установлению приборов учета.
Как следует из условий договора, обязательства Абонента по установке приборов учета в случае их отсутствия на объектах на момент заключения договора или в случае присоединения новых объектов водоотведения, не имеющих приборов учета, а также сроки их установки, не установлены.
В соответствии с п. 34 Правил для учета объемов отпущенной питьевой воды используются средства измерения, которые оборудуются на сетях Абонента, как правило, на границе балансовой принадлежности и за счет Абонента.
В соответствии с п. 88 Правил Абонент обязан обеспечить учет получаемой питьевой воды.
Однако указанными Правилами не предусмотрено право организации водопроводно-канализационного хозяйства требовать от Абонента установки приборов учета потребляемой питьевой воды/сброшенных сточных вод, а также право на обращение в суд с такими требованиями.
Согласно ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.
В силу ст. 11 ГК РФ за судебной защитой вправе обратиться лицо, право которого оспорено или нарушено.
Поскольку истец не представил доказательств того, что у ответчика имеется установленная законом или договором обязанность установить приборы учета по его требованию, а также наличие права такого требования, суд полагает, в удовлетворении исковых требований о понуждении ответчика установить приборы учета водоотведения следует отказать.
Ссылка истца на положения ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" судом во внимание не принимается. Данная норма направлена на регулирование отношений, возникающих между собственниками объектов, потребляющих энергоресурсы, и органами, осуществляющими контроль за энергосбережением и повышением энергетической эффективности. В рассматриваемом случае, положения данной нормы не распространяется на гражданско-правовые отношения, возникшие между истцом и ответчиком.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Общество обратилось с заявлением, в котором заявлены два самостоятельных неимущественных требования: урегулирование разногласий, возникших при заключении договора, и понуждении совершения действий, каждое их которых должно быть оплачено госпошлиной в размере 4000 руб.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований, с учетом того, что при подаче иска истцу была предоставлена отсрочка в оплате госпошлины, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд перераспределяет судебные расходы по оплате госпошлины следующим образом:
- с истца в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб.;
- с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Определить спорные условия договора на прием сточных вод через централизованный канализационный коллектор N 18 от 01.01.2011 между Обществом с ограниченной ответственностью "Талицкие дрожжи" и Обществом с ограниченной ответственностью "Талица" в следующей редакции:
пункт 3.1.2 "Организация обязуется производить контроль за соблюдением Абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод Абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах";
пункт 5.1. "Количество сброшенных сточных вод Абонентом на очистные сооружения Организации принимается равным показаниям приборов учета, установленных Абонентом на границе балансовой и эксплуатационной ответственности перед контрольными колодцами (перед присоединением к основному коллектору).
В случае отсутствия узлов учета количество сброшенных сточных вод Абонентом на очистные сооружения Организации принимается равным объемам воды, полученной Абонентом и его Субабонентами из всех источников водоснабжения.
При этом на объектах, находящихся в обслуживании Абонента, не оборудованных приборами учета потребляемой воды, количество сточных вод определяется исходя из планового расчета водопотребления, составленного на основании утвержденных в установленном порядке нормативов потребления. Норма водоотведения является равной норме водопотребления.
На объектах, находящихся в обслуживании Абонента, оборудованных приборами учета потребляемой воды, количество сточных вод определяется по показаниям приборов учета. При этом представитель Организации имеет право проверить эти данные";
пункт 3.2.4 исключить из договора.
В удовлетворении требования о понуждении Общества с ограниченной ответственностью "Талица" установить приборы учета водоотведения отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Талицкие дрожжи" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Талица" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2000 (две тысячи) руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда "http://17aas.arbitr.ru/" или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2011 г. N А60-26465/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника