Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 августа 2011 г. N А60-17987/2011
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 15 августа 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
производственного кооператива "Туринский межхозяйственный лесхоз" (ОГРН 1026602267284, 665601001)
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Свердловской области (ИНН 6656005652, ОГРН 1046602581981)
о признании незаконными действий налогового органа
при участии в судебном заседании
от заявителя: В.Ф.Неймышев, представитель по доверенности б/н от 05.08.2011, от заинтересованного лица: Ю.А.Назаров, представитель по доверенности N03-33 от 28.12.2010.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Согласно п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции по существу.
Поскольку лицами, участвующими в деле, не представлено возражений относительно продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд с согласия лиц, участвующих в деле, завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции на основании п.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От заинтересованного лица потупило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва с приложением. Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ПК "Туринский межхозяйственный лесхоз" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Свердловской области, выразившихся в выдаче ПК "Туринский межхозяйственный лесхоз" справки N04-24/732 от 25.05.2011 о состоянии расчетов по налогам и сборам, а так же задолженности по пеням и налоговым санкциям по состоянию на 24 мая 2011 без даты возникновения задолженностей, а так же с указанием недоимки и задолженности по пеням и налоговым санкциям без информации о невозможности взыскания этих сумм в принудительном порядке в связи с истечением установленного законодательством срока их взыскания.
Одновременно заявитель просит обязать Межрайонную ИФНС России N 9 по Свердловской области признать утраченной возможность взыскания с ПК "Туринский межхозяйственный лесхоз" недоимки по налогам и сборам в сумме 783097 руб. 22 коп., в том числе:
- по налогу с владельцев транспортных средств - 440628 руб. 96 коп.;
- по налогу на пользователей автомобильных дорог - 342468 руб. 26 коп.
задолженности по пеням и налоговым санкциям в сумме: 3191940 руб. 44 коп.
в том числе:
- по налогу на прибыль - 45469 руб.;
- по налогу на доходы физических лиц - 152420 руб. 46 коп.;
- по налогу на имущество - 91093 руб. 25 коп.;
- по налогу на имущество - 147031 руб. 36 коп.;
- по задолженности по налогу с владельцев транспортных средств - 993779 руб. 11 коп.;
- по налогу на пользователей автомобильных дорог - 1150204 руб. 82 коп.;
- по земельному налогу - 258767 руб. 51 коп.;
- по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - 180256 руб. 62 коп.;
- по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 22027 руб. 19 коп.;
- по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 86335 руб. 44 коп.;
- по НДС по акту налоговой проверки. Решение N 53 от 26.12.2005 -15979 руб. 07 коп.;
-по НДС, доначисленные УФНС по Свердловской области во время аудиторской проверки по уточненной декларации от 31.07.2006 за 2002-2003 -48576 руб. 61 коп.
Межрайонная ИФНС России N 9 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) представила отзыв, требования заявителя признала в связи с утратой возможности взыскания указанных сумм налогов и пени.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
ПК "Туринский межхозяйственный лесхоз" обратился в Межрайонную ИФНС России N 9 по Свердловской области с просьбой о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям.
25 мая 2011 заинтересованное лицо предоставило заявителю справку N04-24/732 о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и налоговым санкциям по состоянию на 24 мая 2011 без даты возникновения задолженностей, а так же с указанием недоимки и задолженности по пеням и налоговым санкциям без информации о невозможности взыскания этих сумм в принудительном порядке в связи с истечением установленного законодательством срока их взыскания.
Полагая, что указанные действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Свердловской области являются незаконными, нарушают права и интересы
ПК "Туринский межхозяйственный лесхоз", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Неполная информация о задолженности затрагивает право налогоплательщика на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N4381/09).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 01.09.2009 N4381/09 указал на то, что Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных названным Кодексом.
Мерами принудительного характера, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, и направленными на исполнение налогоплательщиком обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 46 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В таком случае при пропуске названных сроков налоговый орган утрачивает не только право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, но и лишается возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки.
В соответствии со ст. 200 АПК РФ обязанность доказать законность оспариваемых действий и вынесенных актов возлагается на государственный орган.
В судебном заседании на основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны достигли соглашения и признали следующие обстоятельства дела:
1. По данным налогового органа у заявителя имеется недоимка по налогам в размере 783097, 22 рублей, в том числе:
по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 342468,26 рублей, образовавшейся до 01.04.2003 года и не погашенной по состоянию на 03 августа 2011;
по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение автотранспортных средств в размере 440628,96 рублей, образовавшейся до 01.02.2001 года и не погашенной по состоянию на 03.08. 2011;
2. По данным налогового органа у заявителя имеется задолженность по пени в размере 3191940,44 рублей, в том числе:
- по пени в размере 45469,00 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта, образовавшейся в период и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
- по пени в размере 152420,46 рублей, исчисленных за несвоевременную
уплату недоимки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов,
облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст. 224 НК РФ, за
исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрирован-ными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, и других лиц, занимающихся частной практикой, образовавшейся по акту выездной налоговой проверки от 26.12.2005 в сумме 142160,70 рублей и по акту выездной налоговой проверки от 05.11.2003 в сумме 10259,76 рублей и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
по пени в размере 91093,25 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в ЕСГ, образовавшейся до 01.09.2007 и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
по пени в размере 147031,36 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по налогу на имущество предприятий, образовавшейся до
01.04.2004 и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
- по пени в размере 993779,11 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог, образовавшейся до 01.04.2003 года и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
по пени в размере 1150204,82 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение автотранспортных средств, образовавшейся до 01.02.2001 года и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
по пени в размере 258767,51 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по земельному налогу(по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемому на территориях городских округов, образовавшейся до 01.01.2006, в том числе по акту выездной налоговой проверки от 12.07.2001 в сумме 1375,77 рублей и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
по пени в размере 180256,62 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по ЕСН, зачисляемому в Федеральный бюджет, образовавшейся до 01.03.2007 и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
по пени в размере 22027,19 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по ЕСН, зачисляемому в ФСС, образовавшейся до 01.02.2008 и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
по пени в размере 86335,44 рублей, исчисленных за несвоевременную уплату недоимки по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, образовавшейся до 01.04.2007 и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
по пени в размере 64555,68 рублей, исчисленных по налогу на добавленную стоимость по актам выездных налоговых проверок до 01.08.2006 и в полном объёме не погашенной по состоянию на 03.08.2011;
Сторонам известно, что обстоятельства, признанные и удостоверенные настоящим заявлением, в случае их принятия арбитражным судом, не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Доказательств принятия мер принудительного взыскания названных сумм во внесудебном порядке или путем обращения в суд об их взыскании в судебном порядке в порядке ст. 46, 47 НК РФ не представлено, заинтересованное лицо в судебном заседании требования заявителя признало.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что требование о признании утраченной возможности взыскания с ПК "Туринский межхозяйственный лесхоз" недоимки по налогам и сборам им заявлено как сопутствующее, в рамках устранения нарушения прав и законных интересов.
При этом, суд считает возможным указать следующее:
Согласно п.п.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Поскольку с учетом установленных судом обстоятельств налоговым органом в отношении сумм задолженности по вышеуказанным налогам, пени и штрафам меры к принудительному взысканию не применялись, срок на взыскание в судебном порядке налоговым органом пропущен, взыскание задолженности по вышеуказанным налогам и сборам является невозможным по причине утраты налоговым органом соответствующей возможности.
В судебном заседании налоговый орган указал на отсутствие правовых оснований для списания вышеуказанной задолженности в соответствии со ст.59 НК РФ.
Суд пришел в выводу о том, что на момент обращения в суд налоговый орган утратил право на взыскание указанных сумм в принудительном порядке.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными, как не соответствующими положениям Налогового кодекса Российской Федерации действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Свердловской области, выразившиеся во включении в справку о состоянии расчетов с бюджетом от 25.05.2011 N04-24/732 сведений о наличии у ПК "Туринский межхозяйственный лесхоз" задолженности перед бюджетом в общей сумме 3975037 руб. 66 коп.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 9 по Свердловской области устранить нарушение прав и законных интересов ПК "Туринский межхозяйственный лесхоз".
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России N 9 по Свердловской области в пользу производственного кооператива "Туринский межхозяйственный лесхоз" 2000 рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 августа 2011 г. N А60-17987/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника