Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 августа 2011 г. N А60-20796/2011
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Территориального отдела ТУ ФС по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Первоуральске, Шалинском районе и п.Староуткинск (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
к ООО Магазин "Радуга" (ИНН 6625036280 , ОГРН 1056601539940)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: И.В.Антропов, представитель по доверенности N 416 от 24.12.2010,
от заинтересованного лица: Г.З.Рудакова, директор, протокол N 1 от 11.12.2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Территориальный отдел ТУ ФС по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Первоуральске, Шалинском районе и п.Староуткинск (далее - заявитель) просит привлечь ООО Магазин "Радуга" к административной ответственности по ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) за оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
ООО Магазин "Радуга" (далее - заинтересованное лицо) письменный отзыв не представило, в судебном заседании представитель требования заявителя признал.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения Территориального отдела ТУ ФС по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Первоуральске, Шалинском районе и п.Староуткинск от 14.04.2011 N 01-01-01-03-22/6247 заявителем проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО Магазин "Радуга" санитарного законодательства в области защиты прав потребителей.
В ходе выездной проверки 16.05.2011 на витрине в винном отделе ООО Магазин "Радуга" обнаружена водка особая <Рябчик на лесных травах> (ГОСТ Р51355-99, дата розлива 26.08.2010, срок годности не ограничен, изготовитель ООО ЛВЗ <Агат>) в количестве 4 бутылок с посторонними включениями в виде мелких светлых частиц.
Данные обстоятельства послужили основанием для отбора проб водки особой <Рябчик на лесных травах> для поведения лабораторных испытаний на предмет соответствия качества продукции предъявляемым требованиям, о чем был составлен протокол отбора проб от 16.05.2011.
Указанная продукция направлена в аккредитованный испытательный центр ФГУЗ <Центр гигиены и эпидемиологии по Свердловской области> для лабораторных исследований на показатели вкус, запах, внешний вид, крепость, массовая концентрация альдегидов, массовая концентрация сивушных масел, массовая концентрация сложных эфиров в пересчете на безводный спирт, объемная доля метилового спирта (на безводный), щелочность.
Согласно листу органолептической оценки от 31.05.2011 образца N 4224 и протоколу лабораторных испытаний N 4224 от 02.06.2011 в исследуемой алкогольной продукции обнаружено наличие легкого осадка и содержание посторонних включений в виде мелких светлых частиц, что является нарушением требований ГОСТа Р 51355-99 <Водки и водки особые. Общие технические условия>, СанПиНа 2.3.2.1078-01 <Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов> по органолептическим показателям (наличие осадка и посторонних включений).
На основании полученных в ходе проверки и зафиксированных листом органолептической оценки, протоколом лабораторных испытаний данных заявителем составлены: акт проверки от 10.06.2011, протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 6.14 КоАП РФ, от 10.06.2011
Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены Управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении ООО Магазин "Радуга" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6.14 КоАП РФ производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ, является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ <О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции> предусмотрено, что под оборотом понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Под алкогольной продукцией подразумевается пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Федеральный закон N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
На основании ст. 4 Федерального закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством, в том числе: проведения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.
Требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания (п.п. 1, 4 ст. 9 Федерального закона N 29-ФЗ).
Пунктом 4.2.2 с учетом таблицы N 1 ГОСТ Р 51355-99 <Водки и водки особые. Общие технические условия> предусмотрены требования к органолептическим показателям упомянутых алкогольных напитков, в соответствии с которыми водки и водки особые должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений.
Пищевые продукты не должны иметь посторонних запахов, привкусов, включений, отличаться по цвету и консистенции, присущих данному виду продукта (п. 3.3 СанПиН 2.3.2.1078-01 <Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов>).
СанПиН 2.3.2.1078-01 <Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов> (пункт 2.1) также предусматривает, что пищевые продукты должны отвечать предъявляемым к ним требованиям, в том числе в части органолептических показателей.
Учитывая, что материалами дела подтверждается и признается заинтересованным лицом факт оборота ООО Магазин "Радуга" алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТа Р 51355-99 по органолептическим показателям, суд полагает, что в действиях ООО Магазин "Радуга" имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.6.14 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что общество имело возможность не допустить оборота алкогольной продукции не соответствующей установленным требованиям по качеству, но им не были приняты все возможные меры для предупреждения правонарушения.
С учетом изложенного суд считает доказанным факт наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В результате непринятия обществом всех необходимых мер по контролю за качеством алкогольной продукции в обороте находилась алкогольная продукция, не соответствующая требованиям ГОСТа по качеству.
На основании изложенного, учитывая, что факт совершения ООО Магазин "Радуга" административного правонарушения, указанного в протоколе, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, и не оспаривается заинтересованным лицом, каких-либо процессуальных нарушений заявителем в ходе проведения проверки судом не установлено, суд полагает, что общество с ограниченной ответственностью Магазин "Радуга" подлежит привлечению к административной ответственности по 6.14 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб. 00 коп. без конфискации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью Магазин "Радуга" (ИНН 6625036280 , ОГРН 1056601539940) к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей 00 копеек без конфискации
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа:
УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области)
ИНН: 6670083677
КПП: 667001001
Код ОКАТО: 65480000000
Номер счета получателя платежа: 40101810500000010010
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург
БИК: 046577001
Наименование платежа: Административный штраф Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Код бюджетной классификации: 141 1 16 08 000 01 0000 140
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети <Интернет> http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2011 г. N А60-20796/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника