Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 августа 2011 г. N А60-23204/2011
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Прокурора города Екатеринбурга
к обществу с ограниченной ответственностью "СтратегУрал" (ИНН 6673196661, ОГРН 1096673001512)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е.М. Смирнова, старший помощник прокурора, предъявлено удостоверение,
от заинтересованного лица: О.Л. Мокрушина, директор, предъявлен паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Прокурор города Екатеринбурга В.В. Петров обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью <СтратегУрал> по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо с правонарушением согласно, просит признать правонарушение малозначительным.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой города Екатеринбурга проведена проверка по обращению заместителя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга Гренадеровой Н.В., (далее - Комитет) поступившего в прокуратуру города 21.06.2011 на предмет соблюдения законодательства при установке рекламной конструкции (рекламного щита), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 20.
В ходе проверки установлено, что обществом в 2010 году при отсутствии разрешения Комитета установлена рекламная конструкция в виде баннера по ул. Стрелочников, 20 в г. Екатеринбурге.
По данному факту 08.07.2011 в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлено в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии со ст.14.37 КоАП РФ установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Рекламная конструкция представляет собой одностороннюю неподвижную конструкцию, на рекламной площади которой полиграфным способом размещена информация об объекте рекламирования (товаре): уголок, швеллер, столбик заборный, профнастил и многое другое, круг отрезной, отводы, гвозди, электроды <ок>, а также контактный телефон и предполагаемая цена. Данная информация (реклама) обозрима для неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ <О рекламе> (далее по тексту - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее -рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых па внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) -собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции вновь она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, включая основания принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, регламентированы частями 11-17 статьи 19 Законом N 38-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Екатеринбургском комитете по управлению городским имуществом, утв. Решением Екатеринбургской городской Думы N 51/26 от 13.06.2006 (в ред. от 28.10.2008) Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом (далее Комитет) является органом Администрации города Екатеринбурга, созданным с целью обеспечения деятельности Главы Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, приобретению и осуществлен о имущественных прав и обязанностей муниципального образования "горел Екатеринбург".
Согласно подпункту 11 пункта 7 указанного Положения в целях выполнения возложенных на него задач Комитет в порядке, установленном законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", осуществляет полномочия в сфере распространения наружной рекламы в муниципалом образовании "город Екатеринбург", в том числе: осуществляет контроль за соблюдением требований и ограничений по распространению наружной рекламы, установленных правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург>, принимает решения о выдаче разрешений на установку рекламной конструкций, оформляет и выдает такие разрешения.
В силу подпункта 12 пункта 4 Положения о порядке распространения наружной рекламы в МО <город Екатеринбург>, утв. Решением Екатеринбургской городской Думы N 65/46 от 09.10.2006 года, Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом выявляет рекламные конструкции, размещенные без разрешения, выдает предписан, л о демонтаже рекламных конструкций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Решения Екатеринбургской городской Думы N 65/46 "Об утверждении Положения "О порядке распространения наружной рекламы в муниципальном образовании "город Екатеринбург"следует читать как "9 октября 2007 г."
В соответствии с п.4 Положения <О демонтаже рекламных конструкции установленных на территории МО <город Екатеринбург>, утв. Постановлением Главы Екатеринбурга от 28 января 2008 г. N 155, при выявлении рекламной конструкции, установленной самовольно, Комитет направляет владельцу рекламной конструкции и (или) собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому рекламной конструкция присоединена, предписание о демонтаже самоволки; установленной рекламной конструкции. Предписание должно содержать срок выполнения мероприятий по демонтажу рекламной конструкции. При неисполнении в срок предписания о демонтаже рекламной конструкции Комитет составляет повторный акт осмотра рекламной конструкции.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, в соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, возложена на административный орган.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению среди прочих вопросов наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, общество, не имея разрешения на установку рекламной конструкции, разместил рекламную конструкцию в виде баннера по ул. Стрелочников, 20 в г. Екатеринбурге.
Комитет на основании ФЗ от 13.03.2006 N 38 -ФЗ <О рекламе>, п.3 Положения о демонтаже рекламных конструкций, установленных на территории муниципального образования <город Екатеринбург> проведена проверка на предмет выявления самовольно установленных рекламных конструкций.
В ходе проверки выявлена рекламная конструкция, установленная с нарушением ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38 -ФЗ <О рекламе>, а именно, без оформления разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого Комитетом.
По факту выявленного нарушения Комитетом составлен акт, в адрес общества направлено предписание с требованием демонтажа незаконно установленной рекламной конструкции в срок до 28.02.2011.
03.03.2011 Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом проведена проверка исполнения данного предписания, по результатам проверки составлен акт, из которого следует, что требования предписания о демонтаже рекламной конструкции обществом в установленный предписанием срок не выполнены, конструкция не демонтирована и используется по назначению, в связи с чем Комитет в адрес Прокуратуры г. Екатеринбурга направил письмо N 02.10.1.-15/6428 от 17.06.2011 о нарушении рекламного законодательства с просьбой принять необходимые меры с целью пресечения нарушения и привлечения нарушителя к ответственности.
Из объяснений заинтересованного лица следует, что 27 апреля 2010 года в адрес УК РЭМП Железнодорожного района, было направлено письмо о рассмотрении возможности предоставления площади под аренду на фасаде здания, по адресу г. Екатеринбург, ул. Стрелочников 20. Ответа на данное письмо получено не было.
25 августа 2010 года общество заключило договор с собственниками жилого дома по адресу г. Екатеринбург, ул. Стрелочников 20 (далее Собственники) на размещение рекламного баннера, с ежемесячной арендой платой.
В конце января 2011 года общество получило по почте предписание о демонтаже рекламного баннера установленного на доме N 20, по ул. Стрелочников, в срок до 28 февраля 2011 года.
Обществом в ответ было направленно письмо по вопросу продления сроков для получения разрешения, но ответа получено не было.
Руководством общества было принято решение о демонтаже баннера.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина подтверждена материалами дела, состоит в том, что у общества имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлекается к административной ответственности, но им не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ - установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения па ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.
Заслушав доводы и возражения сторон, оценив имеющиеся в деле документы, суд делает вывод о малозначительности административного правонарушения, отсутствия вредных последствий в соответствии конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания считает возможным ограничиться устным замечанием.
Статья 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нормой общего регулирования административных правоотношений, не предусматривающей каких-либо изъятий для отдельных видов правонарушений. Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.
В силу ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 <О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях> разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (п. 18.1 введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 <О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях>).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 N 116-О, суд, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По мнению суда, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения не носит существенного характера (правонарушение совершено впервые), существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений не содержит, вредных последствий не повлекло, кроме того, у общества имелся заключенный договор с собственниками жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников,20, а в настоящее время рекламный щит демонтирован.
При наличии всех признаков состава правонарушения данное конкретное деяние не повлекло серьезных негативных последствий либо причинить значительный ущерб общественным интересам, в связи с чем, совершенное обществом правонарушение обладает низкой степенью общественной опасности, что свидетельствует о малозначительности вменяемого административного правонарушения и цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений в данном случае может быть достигнута при вынесении устного замечания.
Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушитель освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети <Интернет> http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2011 г. N А60-23204/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника