Определение Свердловского областного суда
от 11 августа 2011 г. N 33-11045/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Шаламовой И. Ю.,
судей Тушнолобовой Л. А.,
Калимуллиной Е. Р.,
с участием прокурора Гавриной Ю. В.,
при секретаре Соболевой А. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 августа 2011 года гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах Популовских А.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга, администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о возложении обязанностей приобрести жилое помещение, предоставить жилое помещение по договору социального найма, заключить договор социального найма
по кассационной жалобе истца Популовских А. В. на решение Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 06 июня 2011 года.
Заслушав доклад судьи Шаламовой И. Ю., объяснения истца Популовских А. В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Гавриной Ю. В., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах Популовских А. В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение за счет средств областного бюджета, к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности предоставить Популовских А. В. жилое помещение по договору социального найма, приобретенное за счет средств областного бюджета, к администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о возложении обязанности заключить договор социального найма.
В обоснование исковых требований указано, что Популовских А. В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 10 августа 2010 года поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке, как оставшаяся без попечения родителей и не имеющая закрепленного жилого помещения. Популовских ... А. В., ... находилась под опекой ... на основании постановления Главы Администрации города Тавды. После прекращения опеки жилое помещение Популовских А. В. по договору социального найма предоставлено не было, чем нарушены ее жилищные права.
Прокурор Орджоникидзевского района города Екатеринбурга просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение общей площадью не менее 16,0 кв.м в пределах МО "город Екатеринбург" с целью передачи в муниципальную собственность для предоставления по договору социального найма Популовских А. В., обязать Администрацию города Екатеринбурга предоставить Популовских А. В. приобретенное за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение общей площадью не менее 16,0 кв.м, отвечающие санитарным и техническим требования, расположенное в пределах МО "город Екатеринбург". Обязать администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга заключить с Популовских А. В. договор социального найма на жилое помещение, приобретенное за счет средств областного бюджета.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, полагая требования не подлежащими удовлетворению.
Представители ответчиков - Администрации города Екатеринбурга, Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
Представитель третьего лица СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, в отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, полагая требования не подлежащими удовлетворению.
Судом вынесено решение, которым иск удовлетворен в части. На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение площадью не менее 16,0 кв. м. в пределах муниципального образования "город Екатеринбург" с целью передачи в муниципальную собственность для предоставления
В кассационной жалобе истец Популовских А. В. просила данное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При этом к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, федеральное законодательство прямо гарантирует, право указанной категории лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.
Минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее социальной нормы площади жилья, установленной Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 года N 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в размере 16 кв.м общей площади на одного человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом было установлено и сторонами не оспаривается, что Популовских А. В. ... является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать умерла, а отец лишен родительских прав. Над Популовских А. В. была установлена опека... право пользования квартирой опекуна не приобрела, какого-либо жилого помещения на условиях социального найма или в собственности не имеет. То есть Популовских А. В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения.
Постановлением Главы администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 10 августа 2010 года Популовских А. В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма: по внеочередному списку по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В связи с чем у Популовских А. В., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней опеки (попечительства), возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, Популовских А. В. жилое помещение не было предоставлено, что привело к нарушению ее прав, гарантированных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года N 84-ПП утвержден "Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", согласного которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей сирот, является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства". Договоры социального найма жилых помещений с детьми-сиротами заключаются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Таким образом, Популовских А. В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, вне очереди должна быть обеспечена жилым помещением на условиях договора социального найма. Обязанность по приобретению жилья за счет средств областного бюджета должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а обязанность предоставить жилое помещение, приобретенное за счет средств областного бюджета, - на Администрацию города Екатеринбурга. Популовских А. В. должно быть приобретено и предоставлено жилое помещение площадью не менее 16,0 кв.м ...
В связи с тем, что жилое помещение может быть предоставлено Популовских А. В. в любом районе города Екатеринбурга, в настоящее время права Популовских А. В. действиями администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга не нарушены, то требование о возложении на Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга обязанность по заключению с Популовских А. В. договора социального найма, является преждевременным и необоснованным.
Прокурором Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга были заявлены требования о предоставлении жилого помещения самой Популовских А. В. как лицу, оставшемуся без попечения родителей, с учетом нормы предоставления - 16 кв.м, данные требования Популовских А. В. в суде первой инстанции поддерживала, увеличить их не просила, поэтому судом правильно дело было рассмотрено и разрешено в пределах заявленных требований (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилым помещением может быть обеспечено только само лицо, оставшееся без попечения родителей и в силу этого менее социально защищенное, нуждающееся в предоставлении мер социальной поддержки со стороны государства, без учета членов семьи данного лица. В связи с чем жилым помещением на условиях договора социального найма во внеочередном порядке должна быть обеспечена только сама Популовских А. В., что не лишает ее возможности состоять в очереди на улучшение жилищных условий с учетом членов ее семьи ...
С учетом вышеизложенного оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы истца, которые сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 06 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Популовских А. В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 11 августа 2011 г. N 33-11045/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru