Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 августа 2011 г. N А60-19545/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело N А60-19545/2011
по заявлению
АКБ "Инвестбанк" (ОАО), в лице Филиала "Гран" АКБ "Инвестбанк" (ОАО) (далее - заявитель)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя Попов А.В., представитель по доверенности N 285-06/11 от 31.12.2010г.
от заинтересованного лица Карпенко М.В., представитель по доверенности N 05-14/3 от 11.01.2011г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов суду не заявлено.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письменного отзыва и приложенных к нему документов. Ходатайство судом удовлетворено, письменный отзыв и приложенные к нему документы приобщены к материалам дела.
Другие заявления и ходатайства не поступили.
АКБ "Инвестбанк" (ОАО), в лице Филиала "Гран" АКБ "Инвестбанк" (ОАО) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения N 15-17/11471 от 03.05.2011г о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушения.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
05 апреля 2011 года главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок N 2 ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, советником государственной гражданской службы 2 класса, Озорниной М.В. составлен акт N 16-07-1/275 от 05.04.2011 г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговых правонарушениях, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу.
18 апреля 2011 года банком в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга были отправлены возражения на акт N 16-07-1/275.
По итогам рассмотрения акта N 16-07-1/275 заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, советником государственной гражданской службы 3 класса Семешко М.Г. было вынесено решение N 15-17/11471 от 03.05.2011 о привлечении лица к ответственности (далее - решение N 15-17/11471), в соответствии с которым банк привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 5000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Также указанным решением Банку предписано:
- уплатить штраф, указанный в п. 1 Решения N 15-17/11471;
- незамедлительно представить в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга документы, запрошенные по требованию о представлении документов N 16-07/1192-и от 10.03.2011 г.
Не согласившись с решением ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 15-17/11471 от 03.05.2011г, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Налогового Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Требованием о предоставлении информации от 10.03.2011г N 16-07/1192-и, а также поручением N 16-07/393-и от 10.03.2011г ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга у банка были запрошены договоры банковского счета, заключенные с физическими лицами, и информация, идентифицирующая указанных лиц. Документы запрошены в ходе выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя Кадникова А.В. Истребованные у банка документы содержат сведения в отношении физических лиц Бедриной Ю.С., Стебливской М.В., Зарипова Р.Д., Нагорного Д.Н., и относятся к сведениям, составляющим банковскую тайну.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на то, что запрашиваемые требованием от 10.03.2011г N 16-07/1192-и документы к деятельности проверяемого налогоплательщика индивидуального предпринимателя Кадникова А.В. отношения не имеют, а также не отражают расчетно-денежные отношения между физическими лицами и проверяемым налогоплательщиком.
По мнению, заявителя, из положений пунктов 1 и 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган вправе истребовать документы, относящиеся к деятельности контрагента проверяемого лица, только при проведении налоговой проверки этого контрагента. Вне рамок проведения налоговой проверки в отношении самого контрагента налоговый орган вправе истребовать только информацию и только относительно конкретной сделки.
Инспекция не согласна с доводами заявителя и считает, что заявителем не исполнено требование от 10.03.2011г N 16-07/1192-и, поскольку лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же, срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Факт получения банком требования не оспаривается.
Согласно пункту 15 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.
Исходя из статьи 93.1 НК РФ, регламентирующей порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов, обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить об отсутствии истребуемых документов.
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 N 16896/08 определена правовая позиция, в соответствии с которой банк, как любое юридическое лицо, располагающее документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, подлежит привлечению к ответственности, установленной статьей 129.1 НК РФ.
Как следует из материалов дела, налоговый орган истребовал у банка сведения в отношении индивидуального предпринимателя Кадникова А.В. и физических лиц - Бедриной Ю.С., Стебливской М.В., Зарипова Р.Д., Нагорного Д.Н.
Статьи 93.1 НК РФ и 129.1 НК РФ не содержат запрета относительно направления налоговыми органами, в том числе банкам, требований о представлении документов, характеризующих или непосредственно связанных с деятельностью именно проверяемого налогоплательщика. Вместе с тем, перечисленные нормы обязывают налоговый орган указать в требовании о представлении документов сведения, позволяющие получившему его лицу установить наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 93.1 НК РФ, обязывающих его предоставить запрашиваемые документы.
По смыслу п.п. 1 и 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), а также у участников конкретной сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, вне рамок проведения налоговых проверок в случае обоснованной необходимости.
В ст. 93.1 НК РФ прямо не предусмотрено право налогового органа истребовать документы, касающиеся деятельности контрагента проверяемого налогоплательщика.
В целях соблюдения прав и интересов своих клиентов, предусмотренных ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, кредитная организация из содержания требования налогового органа о предоставлении документов (информации) должна удостовериться, что данное требование является законным и обоснованным и подлежит исполнению.
В данном случае, у банка были истребованы документы в отношении физических лиц - Бедриной Ю.С., Стебливской М.В., Зарипова Р.Д., Нагорного Д.Н., не являющихся лицами, в отношении которых проводились мероприятия налогового контроля.
Запрашиваемые требованием документы не содержат информации о деятельности проверяемого налогоплательщика - индивидуального предпринимателя Кадникова А.В., а также не отражают расчетно-денежные отношения между физическими лицами и проверяемым налогоплательщиком.
Само требование о представлении документов, не содержит указаний на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация у банка.
В спорном решении налогового органа отсутствуют доказательства того, что Бедрина Ю.С., Стебливский М.В., Зарипова Р.Д., Нагорный Д.Н. являются контрагентами индивидуального предпринимателя Кадникова А.В., а истребованные документы касаются именно деятельности проверяемого налогоплательщика.
Аналогичная позиция изложена в Определениях ВАС РФ от 09.03.2011 N ВАС-2015/11 по делу N А56-2758/2010, от 08.02.2011 N ВАС-16133/10.
Затребованные у банка документы являются банковскими, составлены в рамках заключенного договора банковского обслуживания конкретных клиентов Бедрина Ю.С., Стебливский М.В., Зарипова Р.Д., Нагорный Д.Н. и относятся к сведениям, составляющим банковскую тайну, а также в соответствии с требованиями банковского законодательства подлежат использованию в целях осуществления расчетов между клиентами Банка. Документы содержат информацию только относительно того клиента, с которым у Банка заключен договор банковского обслуживания.
Суд считает, что истребованные у банка документы в данном случае не могут быть признаны теми документами, которые Банк обязан представить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля в отношении индивидуального предпринимателя Кадникова А.В., а также о том, что направленное Инспекцией Банку требование не соответствует положениям статьи 93.1 НК РФ.
Таким образом, привлечение заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, является неправомерным.
На основании вышеизложенного, решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 15-17/11471 от 03.05.2011г подлежит признанию недействительным.
Расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом при предъявлении иска, подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования АКБ "Инвестбанк" (ОАО), в лице Филиала "Гран" АКБ "Инвестбанк" (ОАО) удовлетворить.
Признать недействительными решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 15-17/11471 от 03.05.2011г, как несоответствующие налоговому законодательству.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АКБ "Инвестбанк" (ОАО), в лице Филиала "Гран" АКБ "Инвестбанк" (ОАО) .
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга расходы по уплате госпошлины в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 августа 2011 г. N А60-19545/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника