Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 августа 2011 г. N А60-18499/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания (помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Государственного учреждения занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости" (государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости")
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
о признании недействительным Предписания от 15.04.2011 N 62-02-16/825
при участии в судебном заседании
от заявителя: Новиков О.Р., представитель по доверенности от 11.01.2011, Кошутина Т.А., представитель по доверенности от 11.01.2011
от заинтересованного лица: Якимова Е.Н., представитель по доверенности N 62-07-30/25 от 25.11.2010.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании 15.08.2011 объявлен перерыв до 19.08.2011.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании 19.08.2011 от заявителя поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве заявителя, согласно которому изменен тип организационно-правовой формы заявителя. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 12.07.2011 N 915-ПП вместо Государственного учреждения занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости" создано государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости" (далее - Артемовский центр занятости).
Данное ходатайство судом удовлетворено.
Артемовский центр занятости обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания от 15.04.2011 N 62-02-16/825 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области, согласно которому учреждение должно отразить дебиторскую задолженность по предоставлению субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан в регистрах бюджетного учета и отчетности в срок до 15.06.2011.
В обоснование своего заявления Артемовский центр занятости ссылается на то обстоятельство, что нарушений ведения бухгалтерского учета им не допущено, что подтверждается письмом Минфина РФ от 06.05.2011 N 02-06-10/1911.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласилось, просит в удовлетворении требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве от 02.08.2011 N 62-07-11/1467.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области 10.03.2011-08.04.2011 в отношении Артемовского центра занятости проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации за 2010 год.
По результатам проверки составлен акт от 08.04.2011, которым зафиксирован по состоянию 01.01.2011 и на момент проверки факт нарушения порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и искажение отчетности, выразившееся в неотражении дебиторской задолженности по предоставлению субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на общую сумму 8173200 руб. 00 коп.
15.04.2011 Руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в адрес заявителя вынесено предписание N 62-02-16/825 по устранению выявленных вышеуказанных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно отразить дебиторскую задолженность по предоставлению субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на общую сумму 8173200 руб. 00 коп. за 2010 год в срок до 15.06.2011.
Не согласившись с данным Предписанием от 15.04.2011 N 62-02-16/825, Артемовский центр занятости обратился в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Изучив обстоятельства дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 г. N 1011 (далее - Постановление N 1011) определен порядок и условия предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанным Постановлением N 1011 субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в том числе, содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Постановлением Правительства Свердловской области N 1915-пп от 24.12.2009 г. утверждена Программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году (далее - Программа), в целях софинансирования которой бюджету Свердловской области предоставлена субсидия из федерального бюджета. Пунктом 6 параграфа 3 данной Программы определено, что содействие самозанятости безработных граждан заключается в оказании безработным гражданам, изъявившим желание открыть собственное дело, безвозмездной финансовой помощи в виде социальной выплаты на организацию собственного дела. Финансовое обеспечение мероприятий программы осуществляется за счет средств субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2009 N 1915-ПП "Об утверждении Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году" Постановлением Правительства Свердловской области N 151-пп от 01.02.2010 г. разработано и утверждено Положение о порядке реализации мероприятий программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году (далее - Положение).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"
Согласно главе 7 данного Положения финансирование мероприятия самозанятости включает оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию собственного дела и (или) за каждое созданное гражданином, открывшим собственное дело, рабочее место, на которое трудоустроен по направлению центра занятости безработный гражданин. Критериями отбора получателей финансовой помощи являются:
регистрация гражданина в качестве безработного;
положительное заключение по результатам тестирования по оценке предпринимательских возможностей;
положительная оценка технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана).
С безработным гражданином, желающим открыть собственное дело, центром занятости заключается договор о содействии самозанятости, в соответствии с которым он обязуется организовать собственное дело, представлять в центр занятости копии отчетности, направленной в налоговые органы.
Гражданин считается не обеспечившим самозанятость в случае государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, выхода из состава учредителей юридического лица, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 12 месяцев с момента получения финансовой помощи.
Финансовая помощь оказывается безработному гражданину в виде разовой социальной выплаты денежных средств в размере суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице иначе 58800 рублей (что соответствует размеру, установленному Постановлением N 1011).
В отношении получателей финансовой помощи обеспечивается выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров субъектов малого предпринимательства - получателей финансовой поддержки. В соответствии с данной статьей в реестре должна указываться, в том числе, информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.
Таким образом, исходя из смысла и условий Положения, суд приходит к выводу, что понятие "финансовая помощь", используемое в данном Положении по своей сути является субсидией, определенной в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая и подлежит применению при регулировании данных правоотношений. При этом суд отмечает, что понятие "финансовая помощь" как таковое в бюджетном законодательстве отсутствует.
В целях реализации Программы между центром занятости и безработным гражданином заключается договор о содействии самозанятости безработных граждан, в соответствии с которым в течение 5-ти дней с момента предоставления гражданином свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя центр занятости перечисляет ему "финансовую помощь" в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011.
При этом обязанностями гражданина является:
- организация и осуществление предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев с момента получения "финансовой помощи" в соответствии с экономическим обоснованием (бизнес-планом), подтверждающим эффективность избранного гражданином вида предпринимательской деятельности, получившего положительное заключение;
- использование финансовой помощи в соответствии с целевым назначением;
- не позднее 10 рабочих дней по истечении 12 месяцев с момента получения финансовой помощи представить в Центр занятости выписку из ЕГРИП, выданную не позднее 10 рабочих дней до истечения года с момента получения финансовой помощи, представлять по требованию центра занятости информацию и документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, представлять в Центр занятости копии годовой отчетности, представленной в налоговые органы.
Кроме того, Договором предусмотрены условия возврата финансовой помощи гражданином в случае невыполнения условий договора и в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее 12 месяцев пропорционально периоду, в течение которого гражданин не выполнил свою обязанность по ведению предпринимательской деятельности.
Таким образом, предоставляемая финансовая помощь безработным гражданам имеет целевое назначение, на центре занятости лежит обязанность по проверке целевого использования предоставляемой финансовой помощи.
При проведении проверки заинтересованным лицом установлено, что финансовую помощь получили от Артемовского центра занятости 139 граждан по 58800 рублей каждый на общую сумму 8173200 рублей.
Моментом получения финансовой помощи является дата перечисления финансовой помощи на счет гражданина.
В рамках проверки установлено, что финансовая помощь начала перечисляться на счета безработных граждан с февраля 2010 года.
Таким образом, проверяющими сделан верный вывод о том, что по состоянию на 01.01.2011 обязательства сторон (в частности обязательства гражданина, а именно занятие предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи, и предоставлении по истечении 12 месяцев с момента получения финансовой помощи выписки из ЕГРИП), предусмотренные договором, в полном объеме не исполнены.
При этом выплаты (перечисления) гражданам на организацию и ведение предпринимательской деятельности осуществлялись Центром занятости до возникновения затрат, т.е фактически в виде авансирования, что не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации и должны отражаться на соответствующих счетах бюджетного учета.
В соответствии с пп.1,4 статьи 9, п.2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п.3 Инструкции от 30.12.2008 N 148н, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами, отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 153 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, перечисленные учреждениями авансы должны учитываться на счете 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам". Согласно п. 155 Инструкции зачет субсидий, имеющих целевое назначение, предоставленных организациям, согласно отчету о произведенных расходах, финансовым источником которых являются указанные субсидии, отражается по дебету счетов 030210830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", и кредиту счетов 020610660 "Расчеты по выданным авансам по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям".
В нарушение данных положений заявителем бюджетный учет по перечислению субсидий из средств федерального бюджета по предоставлению безработным гражданам на открытие собственного дела, осуществлялся на счете 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" с одновременным списанием на финансовые результаты по счету 0 401 01 000 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения" (без отражения данных операций на счетах авансирования). Списание со счета 1 304 05 000 производилось в момент перечисления субсидии, по факту представления Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, выписки из ЕГРИП.
Согласно п.п.217,218 Инструкции от 30.12.2008 N 148н на счете 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" учитываются расчеты учреждения по платежам из бюджета с финансовыми органами на основании документов, приложенных к выписке со счета бюджета, предоставляемой финансовым органом соответствующим главным распорядителям (распорядителям) получателями средств бюджета.
Таким образом, суд приходит к выводу, что территориальным управлением был сделан обоснованный вывод что, списание на финансовый результат выданной единовременной финансовой помощи производилось без наличия документов, подтверждающих фактические расходы на организацию и ведение собственного дела в соответствии с бизнес-планом, и до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В нарушение п.1,п.4 ст.9, п.2 ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ; п.3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, заявителем допущено нарушение порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и искажение отчетности, выразившееся в неотражении дебиторской задолженности по предоставлению субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан на сумму 8173200 рублей.
Таким образом, заявителем нарушен основной принцип бухгалтерского учета, в соответствии с которым бухгалтерский учет должен отражать реальность хозяйственных операций.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 15.04.2011 N 62-02-16/825 является законным и обоснованным, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Ссылка заявителя на письмо Минфина РФ от 06.05.2011 N 02-06-10/1911 судом не принимается, поскольку, не смотря на то, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, бюджетное законодательство Российской Федерации предполагает строгое целевое расходование бюджетных средств и последующий контроль уполномоченных органов за целевым расходованием бюджетных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости" оставить без удовлетворения.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2011 г. N А60-18499/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника