Определение Свердловского областного суда
от 18 августа 2011 г. N 33-11790/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Зарубина В.Ю.,
судей Романова Б.В., Колесниковой О.Г.,
при секретаре Хохлове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18.08.2011
гражданское дело по иску по иску прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
по кассационной жалобе ответчика ОАО "Ростелеком" на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2011, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов - удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" создать в Макрорегиональном филиале на территории Верх-Исетского района г.Екатеринбурга рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата Макрорегионального филиала на территории Верх-Исетского района г.Екатеринбурга.
В удовлетворении остальной части иска Прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - отказать.
Взыскать в доход государства с открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" государственную пошлину в размере . . .
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика Григорьевой О.С. (действует по доверенности от ( / / )), поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора отдела Свердловской областной прокуратуры Даниловой А.В., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Уральскому филиалу ОАО "Ростелеком" о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру Верх-Исетского района г.Екатеринбурга Верх-Исетским отделением Центра занятости населения ГУЗН СО "Екатеринбургский центр занятости" предоставлена информация об организациях Верх-Исетского района, не выделяющих в полном объеме рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и не предоставляющих сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях), выделенных или созданных для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению из конкурентоспособности на рынке труда, в том числе в виде установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст. 21 закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно информации, предоставленной Верх-Исетским отделением ГУЗН СО "ЕЦЗ", установленная квота в Уральском филиале ОАО "Ростелеком" составляет 7 человек, в счет квоты работает 2 человека, квота не выполнена на 5 человек. Просит обязать Уральский филиал ОАО "Ростелеком" создать или выделить 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты.
Определением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.04.2011 была произведена замена ответчика Уральского филиала ОАО "Ростелеком" на ответчика ОАО "Ростелеком".
Определением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.04.2011 вышеуказанное гражданское дело было передано по подсудности в Кировский районный суд г.Екатеринбурга. Определением судьи Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 06.05.2011 указанное гражданское дело было принято к производству Кировского районного суда г.Екатеринбурга.
В судебном заседании помощник прокурора Журавлева А.А. уточнила предмет иска, просила обязать ОАО "Ростелеком" создать или выделить 38 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Определением Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 17.06.2011 заявление об уточнении предмета иска было принято к производству суда. Доводы иска поддержала.
Представитель ответчика Григорьева О.С., действующая на основании доверенности от 24.03.2011, исковые требования не признала, поддержала возражения, изложенные в отзывах на исковое заявление, согласно которым обязанности по трудоустройству инвалидов указаны в ст. 20, 21, 22, 24 Федерального закона "О защите прав инвалидов в РФ" и распространяются на работодателей в форме юридического лица, так как в данных статьях Закона используется терминология "организации, предприятия, учреждения". В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ работодателем может быть физическое или юридическое лицо (организация). Таким образом, филиал организации не является работодателем. В соответствии со ст. 21 Закона о защите инвалидов Правительством Свердловской области принято постановление N 246-ПП от 31.03.2005 "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области". Согласно п. 1 постановления квота распространяется на организации, расположенные на территории Свердловской области. Ответчиком по исковому заявлению является ОАО "Ростелеком", местом нахождения является г.Санкт-Петербург, который не входит в состав территории Свердловской области. Следовательно, постановление Правительства Свердловской области от 31.03.2005 N 246-ПП не распространяется на ответчика. К ответчику применяется порядок квотирования, установленный законом г.Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге". Предъявление иска о соблюдении требований законодательства г.Санкт-Петербург не входит в компетенцию прокурора Верх-Исетского района. Прокурором заявлены требования о создании или выделении специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты. Данные обязанности, по мнению прокурора, возлагаются на ответчика в соответствии со ст. 24 Закона о защите инвалидов. Однако в ст. 24 Закона о защите инвалидов обобщены две самостоятельные и разные обязанности работодателя. Эти обязанности указаны в ст. 21 и в ст. 22 Закона о социальной защите инвалидов, они имеют различное правовое регулирование. В ст. 21 Закона устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Размер квоты определяется актами субъекта РФ. Выполнять ее должны организации со средней численностью работников больше 100. Исходя из буквального толкования ст. 21 Закона о защите инвалидов и смысла законодательства квота должна пониматься как доля работников, имеющих статус инвалидов, трудоустроенных у данного работодателя, эта доля определяется в процентах от средней численности работников. При этом понятие квота надо отличать от терминов бронирование, резервирование. Согласно ст. 23 Закона о защите инвалидов при трудоустройстве инвалидов должны соблюдаться требования индивидуальной программы реабилитации. Поэтому работодатель не может и не вправе заранее, то есть до обращения к нему конкретного инвалида, выделять (резервировать, бронировать) рабочие места для трудоустройства, так как они могут оказаться не пригодными для работы конкретного инвалида. Кроме того, действующая унифицированная форма штатного расписания не предусматривает подобного порядка резервирования рабочих мест. Таким образом, исполнением требований ст. 21 Закона о защите инвалидов является выполнение работодателем обязанности трудоустроить инвалида, обратившегося к нему самостоятельно или направленного службой занятости, при наличии рабочего места в пределах квоты, которое соответствует условиям индивидуальной программы реабилитации данного инвалида. То есть заполнение квоты происходит по мере обращения инвалидов к работодателю для трудоустройства. О количестве трудоустроенных инвалидов ответчик информирует службу занятости согласно ст. 25 Закона о занятости населения. Следовательно, служба занятости обладает информацией о размере квоты и количестве трудоустроенных инвалидов с целью реализации своих полномочий по содействию инвалидам в трудоустройстве. На территории Свердловской области, кроме Макрорегионального филиала "Урал" ОАО "Ростелеком", действует Екатеринбургский филиал ОАО "Ростелеком", который согласно Положению о Макрорегиональном филиале "Урал" находится в функциональном и административном подчинении и зоне действия МРФ "Урал". Таким образом, в настоящее время в Макрорегиональном филиале "Урал" ОАО "Ростелеком" на территории Свердловской области трудоустроено 46 инвалидов. Более того, в зоне действия МРФ "Урал" находятся и другие региональные филиалы, на территории которых трудоустроено 79 инвалидов. Следовательно, ОАО "Ростелеком" выполняет установленную законодательством квоту.
Представитель третьего лица Государственного учреждения занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятости" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом постановлено вышеприведенное решение, законность и обоснованность которого оспорена представителем ответчика Григорьевой О.С. В кассационной жалобе приведены доводы, являвшиеся основанием процессуальной позиции стороны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 N 246-ПП "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области" организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек обязаны установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.
Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.
Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона "О занятости населения в РФ", согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 25 этого Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ст. 22 Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Статьей 23 Закона предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой проверки соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации, было установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов и представления органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов по установленной форме.
При разрешении дела суд установил, что среднесписочная численность сотрудников Макрорегионального филиала "Урал" ОАО "Ростелеком", расположенного на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, за апрель 2011 г. составила 1466 человек (именно такие данные были предоставлены ответчиком при направлении информации о выполнении квоты в Верх-Исетское отделение Екатеринбургского центра занятости), установленная квота для трудоустройства инвалидов - 44 человека, работало в апреле 6 инвалидов, не трудоустроено в счет квоты 38 человек.
В ходе рассмотрения дела по существу судом первой инстанции было установлено, что ответчиком в Информации о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов за апрель 2011 г., представленной в орган центра занятости, раздел Сведения о выделенных или созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты не заполнен, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не созданы рабочие места для инвалидов в объеме, согласно установленной законом квоте, поскольку сведения о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов в указанный раздел не занесены.
Доводы кассационной жалобы о том, что заранее, до обращения инвалида, работодатель не имеет возможности и не вправе создавать неопределенное количество рабочих мест, поскольку не каждое из них сможет подойти инвалиду по его медицинским показаниям, являются несостоятельными, поскольку такая обязанность ответчика прямо предусмотрена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с положениями которого к ответчику предъявлены требования об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов согласно установленной квоте.
Квотирование по смыслу закона предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником - инвалидом. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом личностных и физических характеристик инвалида.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (в ред. о 27.12.2009) "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно п. 10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).
При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей).
Отсутствие у Центра занятости населения информации о выполнении квоты, то есть создания условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.
Ответчиком не опровергнуто, что количество инвалидов, работающих в Макрорегиональном филиале, расположенном на территории Верх-Исетского района, не соответствует установленной квоте, при этом сведения о том, какие конкретно рабочие места выделены или созданы для приема на работу инвалидов (должность, их количество, характеристики рабочих мест), позволяющие Центру занятости осуществить подбор и направить заинтересованных лиц для трудоустройства, ответчиком в ГУ занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятости" отделение по Верх-Исетскому району не представлялись.
Не могут быть приняты во внимание и доводы кассатора о том, что решение противоречит требованиям Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 N 246-ПП, поскольку расчет квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов должен производиться централизованно для МРФ "Урал", с учетом расположенного на территории Свердловской области Екатеринбургского филиала. Расположенный на территории Верх-Исетского района Макрорегиональный филиал ОАО "Ростелеком", о среднесписочной численности которого подаются сведения в Верх-Исетский отдел центра занятости, следует расценивать как организацию, расположенную на территории Свердловской области, на которую распространяются действия вышеуказанных норм и требований о создании квоты для трудоустройства инвалидов. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, что количество инвалидов, работающих в двух филиалах (Макрорегиональном и Екатеринбургском), соответствует установленной квоте (с учетом общей среднесписочной численности двух филиалов), и ответчиком выполняются требования ст. 24 Закона РФ "О социальной защите инвалидов" в части создания либо выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил иск, обязав ответчика создать рабочие места в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в Макрорегиональный филиал ОАО "Ростелеком", имеющий место нахождения на территории Верх-Исетского района.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе и всесторонне проверенные судом, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку сводятся к неправильному толкованию норм права. Кроме того, они уже были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонены. Жалоба не содержит новых обстоятельств и её содержание направлено лишь на переоценку выводов суда, для чего оснований судебная коллегия не находит.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика ОАО "Ростелеком" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 18 августа 2011 г. N 33-11790/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru