Определение Свердловского областного суда
от 23 августа 2011 г. N 33-10211/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Васильевой А.С.,
судей Родионовой Т.О.,
Москаленко Ю.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23.08.2011 гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора к ЗМОУ "Детский сад комбинированного вида . . . администрации ГО Заречный, ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России о признании деятельности незаконной, о понуждении к действиям
по кассационной жалобе Администрации городского округа Заречный на решение Заречного районного суда Свердловской области от 07.06.2011.
Заслушав доклад судьи Васильевой А.С., судебная коллегия
установила:
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд к детскому дошкольному образовательному учреждению о признании медицинской деятельности в отсутствии лицензии незаконной, о понуждении к действиям. В обоснование иска ст. помощник Белоярского межрайонного прокурора Мальцева А.В. суду пояснила, что по заданию областной прокуратуры была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях ГО Заречный.
В ходе проверки ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида . . . было выявлено, что в штате детского сада состоит несколько должностей медицинских сестер - старшая медицинская сестра, медсестра физиотерапии.
Также в ходе проверки установлено, что дошкольное образовательное учреждение осуществляет медицинскую деятельность в отсутствии лицензии.
К медицинской деятельности в данном случае относится первая доврачебная помощь, утренние медицинские осмотры детей, измерение температуры, осуществление вакцинации детей, проведения лечения детей по назначению врача, проведение физиопроцедур, лечебной физкультуры.
Проведение указанной медицинской деятельности предусмотрено должностными обязанностями медицинских сестер.
Детское дошкольное учреждение не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, поэтому действия ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида " . . . по осуществлению медицинской деятельности просят признать незаконной.
Просят исключить из штатного расписания должности медицинских сестер и обязать администрацию ГО Заречный, как муниципальный орган, на который возложена обязанность органа по управления здравоохранением на территории городского округа, обеспечить медицинское обслуживание воспитанников и сотрудников детского дошкольного учреждения путем заключения договора с медицинским учреждением.
Требования об исключении из штатного расписания должностей медицинских сестер и понуждении заключить договор с медицинским учреждением, прокурор обосновывает нормами ст. 51 Федерального закона "Об образовании" и п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года, согласно которым дошкольные учреждения предоставляют только помещения, где будут осуществлять медицинские услуги воспитанникам и сотрудникам дошкольных образовательных учреждений.
Представитель ответчика ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида . . . Берсенева З.В., суду пояснила, что требования не признают. Детский сад не может функционировать в отсутствии медицинских сестер, поскольку данные работники выполняют обязанности не только по приему и осмотру детей, выполнению назначений врача, вакцинации, но также осуществляют контроль за соблюдением в детском саду санитарно-эпидемиологических правил, за питанием воспитанников детских садов, то есть выполняет обязанности шире, чем только осуществление медицинской деятельности. Медицинская сестра в течение всего дня (12 часов) должна находится в детском саду и осуществлять контроль по охране здоровья детей. Приходящая медицинская сестра из медицинского учреждения не сможет выполнять все необходимые для детского сада функции. Работающие в детском саду медицинские сестры имеют стаж работы, соответствующую квалификацию, проходят необходимое обучение и имеют об этом сертификаты. Кроме того, наличие в штатном расписании медицинских сестре решает учредитель детского сада, которым является администрация ГО Заречный. Они понимают, что медицинская деятельность должна быть лицензирована, в настоящее время работа в этом направлении ведется.
Представитель администрации ГО "Заречный" Шмакова Ю.В. пояснила, что исковые требования не признает. В соответствии со ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится организация оказания на территории городского округа медико-санитарной помощи (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий). Распоряжением правительства РФ от 21 августа 2006 года N 1156-р город Заречный входит в перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России. Поэтому на территории ГО Заречный медицинское обслуживание осуществляет ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России, муниципальное учреждение здравоохранения отсутствует. Считают медицинскую деятельность детского образовательного учреждения (ДОУ) законной, так как учреждением получена лицензия на образовательную деятельность, в ходе лицензирования оценивалась и медицинское обслуживание в ДОУ. Исключение из штатного расписания медицинских сестер приведет к снижению медицинского обслуживания детей в детском садике. В настоящее время проводится работа по лицензированию медицинской деятельности в ДОУ, запланированы бюджетные средства на 2012 год.
Кроме этого, представитель администрации пояснила, что прокурором не доказана, какая конкретно медицинская деятельность осуществляется детским садом.
Представитель ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России Филонина Ю.А. поясняла, что медсанчасть имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности в помещении медсанчасти, фельдшерских акушерских пунктах на селе, но нет лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах ДОУ. В связи с этим договор на оказание медицинских услуг с ДОУ не может быть заключен, медсанчасти также нужно проходить лицензирование на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, в штатном расписании медицинского учреждения не предусмотрены медицинские сестры для дошкольных образовательных учреждений. МСЧ-32, являясь учреждением, предоставляющим медицинские услуги на территории г.Заречный, в рамках этого, оказывает медицинские услуги, в том числе и детскому населению путем посещения ДОУ участковыми педиатрами МСЧ-32.
Решением Заречного районного суда Свердловской области от 07.06.2011 исковые требования Белоярского межрайонного прокурора к ЗМДОУ ГОЗ "Детский сад комбинированного вида " . . . администрации ГО Заречный, ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России о признании деятельности незаконной, о понуждении к действиям удовлетворены частично. Судом постановлено: признать незаконной деятельность ЗМОУ "Детский сад комбинированного вида . . . в части осуществления медицинской деятельности без лицензии.
В удовлетворении исковых требований об исключении из штатного расписания должностей старшей медицинской сестры и медицинской сестры физиотерапии, о понуждении обеспечить медицинское обслуживание воспитанников и сотрудников муниципального дошкольного образовательного учреждения путем заключения договора с медицинским учреждением - отказать.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, представитель Администрации городского округа Заречный в кассационной жалобе просит решение в части признания незаконной медицинской деятельности ЗМДОУ ГОЗ "Детский сад комбинированного вида . . . без лицензии отменить. Ссылается на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку в решении суда не указано, какую конкретно доврачебную и первичную медико-санитарную помощь кому и когда фактически оказывал детский сад, и что данная деятельность подлежит лицензированию.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18.08.2011 принят отзыв кассационного представления прокурора Белоярской межрайонной прокуратуры Свердловской области на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 07.06.2011 по иску Белоярского межрайонного прокурора к ЗМОУ "Детский сад комбинированного вида . . . администрации ГО Заречный, ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России о признании деятельности незаконной, о понуждении к действиям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом правильно определен характер спорных правоотношений, и закон, подлежащий применению; на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств сделаны выводы об имевших место фактических обстоятельствах; неправильного применения закона, влекущего отмену решения суда, не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно п.2.4 Устава ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида . . . утвержденному 21.05.2010 постановлением администрации ГО Заречный . . . ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида . . . осуществляет образовательный процесс и является дошкольным образовательным учреждением.
Действительно, согласно представленным приказам о трудоустройстве и штатному расписанию в штате ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида . . . имеется должность старшей медицинской сестры и должность медсестры по физиотерапии.
Из должностной инструкции старшей медсестры ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида . . . усматривается, что она осуществляет проведение лечебно-профилактической работы в детском саду; осмотр детей при приеме в ДОУ, проводит профилактические прививки, готовит детей к врачебному осмотру, участвует в этом осмотре; оказывает доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы; проводит утренний прием в карантинной группе со скарлатиной.
Кроме этого, к должностным обязанностям медицинской сестры в связи с введением в действие санитарных норм и правил Сан ПиН 2.4.1-10, относятся следующие трудовые функции: осмотры детей при поступлении в учреждение с целью выявления больных, ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи, выявления заболевших детей, осмотр детей на педикулез, медицинский контроль за организацией физического воспитания.
Согласно п. 5.3 Приказа Минздрава Свердловской области, Министерства образования Свердловской области от 09.02.2010 "О совершенствовании организации медицинского обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях" юридическое лицо (дошкольное образовательное учреждение), в штате которого находится медицинские работники, осуществляющие медицинскую деятельность, должно иметь лицензию на медицинскую деятельность в соответствии с выполняемыми работами и услугами. Условия для медработников (медицинский блок: кабинет процедурный, изолятор).
С доводами кассационной жалобы о не доказанности оказания конкретной доврачебной и первичной медико-санитарной помощи, и о том, что данная деятельность подлежит лицензированию, судебная коллегия согласиться не может, поскольку как усматривается из должностных обязанностей старшей медсестры ЗМДОУ "Детский сад . . . и норм регулирующих медицинскую деятельность (постановление Правительства РФ от 22 января 2007 года N 30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности", приказ Минздравсоцразвития РФ N 323 от 10 мая 2007 года, приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи"), ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида . . . осуществляет доврачебную, первичную медико-санитарную помощь воспитанникам детского сада, которая подлежит лицензированию в соответствии ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Данное обстоятельство подтверждается также актом санитарно-эпидемиологического обследования ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида . . ., согласно которому, детский сад имеет медицинский блок, состоящий из кабинета старшей медицинской сестры, процедурного кабинета, изолятора. В процедурном кабинете проводят профилактические прививки детям, оказывается медицинская помощь при необходимости.
Таким образом, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконной деятельности ЗМДОУ "Детский сад комбинированного вида " . . . в части осуществления медицинской деятельности без лицензии.
Решение суда первой инстанции является мотивированным, в котором исследованы и оценены все представленные суду доказательства. Оснований для переоценки представленных доказательств у суда второй инстанции не имеется, все выводы суд являются обоснованными.В остальной части решение не обжалуется. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы (ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не имеется.
Поскольку при постановлении оспариваемого решения не было допущено нарушений и неправильного применения материального и процессуального законов, оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения по доводам кассационной жалобы нет.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заречного районного суда Свердловской области от 07.06.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 23 августа 2011 г. N 33-10211/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru