Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 1 сентября 2011 г. N А60-21230/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 01 сентября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Предприятие "Чусовское озеро" (ИНН 6672135384, ОГРН 1026605391658, далее - общество) к Территориальному отделу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга (далее - отдел) о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Верпатова Е.М., отдела - Коробейникова Е.А.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений отдела N 799/16 от 22.06.2011 о назначении административного наказания и N 801/16 от 22.06.2011 в части пунктов с 1 по 7.
Отдел представил отзыв, требования не признал.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Отделом на основании распоряжения от 27.04.2011 N 01-01-03-16/7627 в период с 03 по 31 мая 2011 г. проведена плановая проверка общества по вопросу соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
По результатам проверки отделом составлен акт от 27.04.2011 N 01-01-01-3-16/7627 и протоколы от 31.05.2011 об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
22.06.2011 отделом вынесены постановление N 799/16 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 20 тыс. рублей и постановление N 801/16 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 10 тыс. рублей
Считая постановление N 799/16 незаконным полностью, а постановление N 801/16 незаконным в части пунктов 1- 7, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 18 Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Статья 19. Закона предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 32 Закона предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В силу ст. 40 Закона отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: 1) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 2) производство лекарственных средств; 3) медицинская и фармацевтическая деятельность; 4) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; 5) деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения; 6) деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами; 7) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности; 8) образовательная деятельность.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Отдел указал в оспариваемом постановлении N 801/16 от 22.06.2011, что обществом допущены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
1) Имеется частичное повреждение ограждения первого пояса ЗСО скважин, ворота на выезде с территории открыты. Территория первого пояса ЗСО находится в неудовлетворительном санитарном состоянии: загрязнена бытовыми отходами (разбросаны бутылки и др.), не расчищена от сухостоя и валежника, тем самым не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не обеспечена охраной, сигнализация на павильоне скважины не работает, что является нарушением п.3.2.1.1., п. 1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения":
2) Бактерицидная обработка воды перед подачей в распределительную сеть, указанная в санитарно-эпидемиологическом заключении N 66.01.15.000.Т.000043.04.03 от 03.04.2003г. и предусмотренная проектом организации ЗСО, не осуществляется (лампы ЛИТ не работают). Таким образом не выполняются требования санитарно-эпидемиологических заключений, что является нарушением описанию ЗСО 1 пояса Отчета от 03.04.2003г. о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии проекта организации зон санитарной охраны I-III поясов водозаборных скважин поселка "Чусовское озеро" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (лист 3 Отчета), в соответствии с которым вода подвергается обработке бактерицидными лампами ЛИТ, производительностью 10мз/час, установленными на общем трубопроводе в помещении скважины III;
3) Информация о техническом нарушении системы водоподготовки (неисправность ламп ЛИТ), которое может привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, а также о мерах по его устранению, в органы Роспотребнадзора не передавались, что является нарушением п.5.1. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п.2.5. СанПиН 2.1.4.1074-01. "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения";
4) По полученным неудовлетворительным результатам лабораторного контроля, а также о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил общество не информировало органы Роспотребнадзора, что является нарушением п.5.1. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п.2.5. СанПиН 2.1.4.1074-01. "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения";
5) Граница 1 пояса ЗСО центрального резервуара не установлена (ограждение отсутствует), что является нарушением п.1.5., п.2.4.2., п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения";
6) Отсутствует технологический регламент водоподготовки, согласованный с органами Роспотребнадзора, что является нарушением п.3.1. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту". В нарушение санитарно-эпидемиологического заключения обществом не выполнен проект станции водоочистки, технологическая схема (как предписано в п.10 Отчета от 03.04.2003г. к санитарно-эпидемиологическому заключению N 66.01.15.000.Т.000043.04.03;
7) Производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в 2011г. выполнялся не в полном объеме, не соответствующем рабочей программе лабораторных исследований качества воды в пос.Чусовское озеро на 2009-2013 г.г., согласованной с ЦЕО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Документы, подтверждающие проведение производственного лабораторного контроля за качеством воды из водопровода общества 5 месяцев 2011г. (протоколы лабораторных испытаний) представлены не в полном объеме.
В оспариваемом постановлении N 799/16 от 22.06.2011 отдел указал, что обществом допущены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде:
1) Качество воды из скважины N 100Э не соответствует требованиям санитарных правил по показателю "кремний" - 10,4мг/куб.дм (при норме 10,0 мг/куб.дм); качество питьевой воды распределительной сети поселка Чусовское озеро (ВРК по ул. Мира, 1) не соответствует требованиям санитарных правил по показателям: "запах" - 3 балла, кислый (при норме - 2 балла), "привкус" - 3 балла (при норме - 2 балла), "мутность" - 2,9 мг/куб.дм (при норме - 1,5 мг/ куб.дм), "кремний" - 10,5 мг/ куб.дм (при норме - 10,0), "железо" - 0,69 мг/ куб.дм (при норме - 0,3 мг/ куб.дм), что является нарушением п.3.1., п.3.2., п.3.4., п.3.5., 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения";
2) Качество воды из скважины после водоподготовки и транспортировки до места водоразбора ухудшается по органолептическим показателям (запах, привкус, мутность) и не соответствует требованиям санитарных правил по показателю "железо". Таким образом, материалы и оборудование, используемое для водоочистки, водоподготовки и для транспортировки воды, в процессе эксплуатации ухудшают органолептические свойства воды и приводят к поступлению в воду железа в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы. Концентрация кремния в воде из скважины - 10,4 мг/куб. дм, в воде из распределительной сети (ВРК по ул.Мира, 1) - 10,5мг/ куб. дм, таким образом, обществом система водоочистки и водоподготовки не является эффективной, т.к. не приводит к снижению концентрации веществ 2 класса опасности (кремния) в питьевой воде. Материалы и оборудование, используемое для водоочистки, водоподготовки и для транспортировки воды, в процессе эксплуатации ухудшают органолептические свойства воды и приводят к поступлению в воду железа в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы, что является нарушением п. 1.5. СанПиН 2.1.4.2652-10 "Гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки".
Таким образом, привлекая общество к административной ответственности, отдел исходил из того, что обществом нарушения требования санитарных правил и норм, относящихся к питьевому водоснабжению.
Вместе с тем суд считает, что отдел ошибочно признал общество субъектом указанных правонарушений.
Доказательств того, что общество осуществляет деятельность по питьевому водоснабжению отделом не представлено.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию серии СВЕ N 01268 ВЭ на пользование недрами. Указанная лицензия предоставляет обществу право добычи подземных вод на Чусовском водозаборном участке как для хозяйственного, так и для питьевого водоснабжения.
Согласно заключению ЦГСЭН в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга от 17.09.2002 N 06/2050 подземные источники воды в данных слоях не соответствуют требованиям питьевой воды.
Из объяснений общества следует, что оно добывает воду исключительно для обеспечения работы пожарных гидрантов и хозяйственных нужд (полив, уборка).
Из представленного обществом договора с ООО "Коммунально-эксплуатационное предприятие" N 12 от 30.03.2004 о совместной деятельности по организации деятельности по водоснабжению следует, что водоснабжение всех объектов в поселке Чусовское озеро общество не осуществляет. Из указанного договора следует, что общество лишь добывает воду из скважин. При этом согласно пункту 2.1 договора используемые обществом подземные источники воды не соответствуют требованиям питьевой воды и могут быть использованы только для системы пожаротушения и хозяйственных нужд.
Доказательств обратного отделом не представлено.
При таких обстоятельствах составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3 и ст. 6.5 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление о назначении административного наказания от 22.06.2011 N 799/16 полностью, а постановление от 22.06.2011 N 801/16 в части пунктов с 1 по 7 являются незаконными и подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановление Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга N 799/16 от 22.06.2011 о назначении ОАО "Предприятие "Чусовское озеро" (ИНН 6672135384, ОГРН 1026605391658) административного наказания признать незаконным и отменить.
Постановление Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга N 801/16 от 22.06.2011 о назначении ОАО "Предприятие "Чусовское озеро" (ИНН 6672135384, ОГРН 1026605391658) административного наказания в части пунктов 1-7 признать незаконным и отменить
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда "http://17aas.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 1 сентября 2011 г. N А60-21230/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника