Определение Свердловского областного суда
от 30 августа 2011 г. N 33-12640/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Шурыгиной Л.Г., Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании30.08.2011 гражданское дело по иску Милюткиной М.В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на выдачу удостоверения и возложении обязанности выдать удостоверение,
по кассационной жалобе Милюткиной М.В. на решение Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 14.06.2011,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,судебная коллегия
установила:
Милюткина М.В. обратилась в суд с указанным иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил (далее - ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому району города Нижний Тагил).
В обоснование требований указано, что 08.04.2011 протоколом ... заседания комиссии ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО при проверке документов, представленных гражданином для включения в реестр на выдачу удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ..., принято решение об отказе Милюткиной М.В. во включении в реестр на выдачу удостоверения единого образца в связи с тем, что у гражданина должно быть подтверждено обстоятельство получения конкретным лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний ..., а в представленных справках указана часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний. Она с указанным решением комиссии не согласна, так как согласно представленным справкам она - Милюткина М.В. проживала в ... с 1949 по 1966 годы, данный населенный пункт отнесен к зоне повышенного риска - части территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний. Милюткина М.В.имеет конституционное право на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний .... Статус лица, пострадавшего при проведении ядерных испытаний ..., определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации, подтверждается объективными обстоятельствами - справкой ... за ..., являющейся документальным подтверждением и свидетельствующим об определенном объеме вреда (от 7 до 35 бэр), причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний, поэтому само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ..., в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть с соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 960-О-П основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Определением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 29.04.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
В судебном заседании суда первой инстанции Милюткина М.В. на требованиях настаивала и пояснила, что ей было представлено удостоверения, ... которые подтверждает ее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний .... Документы были представлены на заседание комиссии ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО. Иных документов, которыми бы она могла подтвердить получение ею суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний ..., не имеет.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому району города Нижний Тагил по доверенности Карманова И.В. требования не признала и пояснила, что указанные истцами документы не являются доказательством того, что именно Милюткина М.В. получила суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Эти документы выданы не в соответствии с Российским законодательством. Проживание граждан в 1949-1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29.08.1949 и 07.08.1962) само по себе не является подтверждением того, что ими получена доза облучения более 5 сЗв (бэр). Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ... мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения. В настоящее время разработаны и утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 ... Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", которые позволяют производить адресную оценку суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании .... А также определены органы, осуществляющие расчет указанных доз облучения...
Представитель ответчика МЧС России в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых иск не признал и указал, что истица проживала в период с 1949 по 1966 годы в ..., который в Перечень населенных пунктов ..., подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ..., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р, не включен. Доказательств получения истцами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) суду не представлено. Таким образом, оснований для признания истцов гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, нет.
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
Решением суда в иске отказано.
В кассационной жалобе Милюткина М.В. просит решение, как незаконное и необоснованное, отменить, ее требования удовлетворить. В обоснование указывает, что ею были представлены подтверждающие документы, поэтому необходимости в определении полученной ею суммарной дозы облучения нет.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом 07.04.2011 Милюткина М.В. обратилась в ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому районе города Нижний Тагил с заявлением о выдаче удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ... и представила: справку от 11.11.1994 ...
Протоколом ... от 08.04.2011 заседания комиссии по проверке документов, представленных гражданами, для включения в реестр на выдачу удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ..., ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому району города Нижний Тагил было постановлено, что документы, представленные на рассмотрение комиссии, не соответствуют требованиям Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом МЧС России от 18.09.2009 N 540, и принято решение об отказе во включении в реестр на выдачу удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ..., Милюткиной М.В. ...
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ..., получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ..., являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 и 07.08.1962.
Однако ... не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р (действующему в дальнейшем в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 156-р).
Судом обоснованно указано, что предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
В связи с этим, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленные истицей справки не могут свидетельствовать о наличии у нее суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", которые позволяют производить адресную оценку суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне. В настоящее время в Российской Федерации определены органы, осуществляющие расчет указанных доз облучения...
Судом разъяснялось Милюткиной М.В. право на обращение в указанном порядке для производства адресной оценки суммарной (накопленной) эффективной дозы ее облучения, но она данным правом для получения надлежащего доказательства воспользоваться не пожелала.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов,
В ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьями 363 и 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 14.06.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Милюткиной М.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 30 августа 2011 г. N 33-12640/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru