Определение Свердловского областного суда
от 1 сентября 2011 г. N 33-11849\2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Сидоркина С.В.,
судей Азаровой Т.И. и Мазановой Т.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01.09.2011 кассационную жалобу Телемусовой М.В. на решение Североуральского городского суда Свердловской области от 22.03.2011
по делу по иску Телемусовой М.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Североуральске Свердловской области о включении периодов работы в педагогический стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и назначении досрочной трудовой пенсии с 27.12.2010.
Заслушав доклад судьи Азаровой Т.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Телемусова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области о включении периодов работы в педагогический стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения за ней - с 27.12.2010. В обоснование заявленных требований Телемусова М.В. указывала, что в связи с достижением 25-летнего стажа работы по педагогической деятельности, 27.12.2010 она обратилась в УПФ РФ в городе Североуральске Свердловской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Однако ответчик отказал ей в назначении пенсии, указав, что стаж ее работы составляет лишь 22 года 01 месяц 11 дней. В педагогический стаж ее деятельности не были включены периоды ее работы:
- 2001.09.01 - 2001.12.31 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,95 ставки) и МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - 0,30 ставки);
- 2002.01.01 - 2002.01.07 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,95 ставки) и МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - 0,30 ставки);
- 2002.07.30 - 2002.08.31 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,95 ставки) и МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - отпуск без сохранения заработной платы);
- 2002.09.01 - 2003.07.28 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,70 ставки) и МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - 0,30 ставки);
- 2003.09.15 - 2003.12.31 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,55 ставки), МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - 0,30 ставки), МОУ ДОД "Центр внешкольной работы" - совмещение (педагог дополнительного образования - 0,50 ставки);
- 2004.01.01 - 2004.05.19 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,80 ставки), МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - 0,30 ставки), МОУ ДОД "Центр внешкольной работы" - совмещение (педагог дополнительного образования - 0,50 ставки);
- 2004.05.20 - 2004.07.27 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,80 ставки), МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - 0,30 ставки);
- 2004.09.01 - 2004.12.31 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,80 ставки), МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - 0,40 ставки), МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - отпуск без сохранения заработной платы).
Отказ ответчика мотивирован тем, что в эти периоды ею не выполнялись нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Однако определять факт выполнения ею педагогической нагрузки при выполнении работы на двух или нескольких должностях с неполным рабочим временем по каждой из них, следует путем суммирования частей ставок заработной платы (должностных окладов), выплаченных за отработанное время по каждой должности. При суммировании видно, что все эти периоды ею выполнялась норма нагрузки, и она была занята на педагогической работе. С учетом изложенного, Телемусова М.В. просила включить в льготный трудовой стаж вышеперечисленные периоды педагогической деятельности, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с момента обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, то есть с 27.12.2010. Уточнив в дальнейшем исковые требования, Телемусова также просила дополнительно включить в льготный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период ее работы с 2002.01.10 - 2002.07.29 в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель - 0,95 ставки), МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." - совмещение (преподаватель - 0,30 ставки).
Представитель Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области оспаривала исковые требования Телемусовой М.В., указывая на отсутствие у истца требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии 25-летнего педагогического стажа, поскольку в периоды ее работы в Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... с 01.09.2001 по 07.01.2002, с 30.07.2002 по 28.07.2003, с 15.09.2003 по 27.07.2004, с 01.09.2004 по 31.12.2004 она не выполняла норму рабочего времени, тогда как начиная с 01.09.2000 работа в должности в учреждениях, указанных в Списке, засчитывается в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. А период работы по совместительству в МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ..." с 01.09.2001 по 31.12.2004 не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, и, соответственно, не может быть суммирована норма нагрузки по причине того, что на основании п.12 Правил N 781 от 29.10.2002 работа в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01.01.2001 засчитывается в стаж на соответствующих видах работ при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2001 у лица должен быть выработан педагогический стаж работы не менее 16 лет 8 месяцев, и в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 у лица имеется стаж работы любой продолжительности в должностях и учреждениях дополнительного образования для детей. Телемусова М.В. на 01.01.2001 имеет продолжительность стажа лишь 15 лет 05 месяцев 16 дней, к тому же у нее отсутствует факт работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Таким образом, на период обращения Телемусовой М.В. за назначением пенсии специальный стаж ее педагогической деятельности составлял 22 года 01 месяц 11 дней, что менее требуемого 25-летнего стажа. Это обстоятельство и послужило причиной отказа истцу в назначении пенсии решением ГУ УПФР в городе Североуральске Свердловской области ... от 11.01.2011.
22.03.2011 Североуральским городским судом Свердловской области постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований Телемусовой М.В. в полном объеме.
В кассационной жалобе Телемусова М.В. выражает не согласие с принятым судом решением, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права и не произвел суммирование нормы нагрузки при выполнении ею работы на двух и более должностях с неполным рабочим временем по каждой. При этом выполняемая ею работа по этим должностям входит в Список и должна засчитываться в стаж работы как педагогическая деятельность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и постановленное судом решение, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, суд пришел к правильному убеждению об удовлетворении требований истца, постановив законное и обоснованное решение. При вынесении решения судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным обстоятельствам, мотивированы и судебная коллегия с ними согласна. При этом судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Правоотношения сторон регулируются Федеральным Законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введённым в действие с 01 января 2002 года, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Как указано в п.п.10 п.1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется- Список). Пункт 3 ст. 28 вышеназванного закона предусматривает, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 10 п.1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условием для назначения пенсии педагогическим работникам является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, выполнявшейся начиная с 01 сентября 2000 года, в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
То есть периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим, местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. При этом продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Как видно из материалов дела, не включенные в стаж работы Телемусовой М.В. периоды имели место с 01.09.2001, когда одним из условий зачета этих периодов в льготный трудовой стаж являлось выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Телемусова в этот период работала как в образовательном учреждении - Муниципальном образовательном учреждении Начальная общеобразовательная школа ... (учитель), так и в учреждениях дополнительного образования детей по совмещению - МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ...". При этом, работая в образовательном учреждении, истец не выполняла норму рабочего времени, установленную на ставку заработной платы, поскольку работала в разные периоды на ставке 0.55, 0.70, 0.80, 0.95 заработной платы.
Действительно в эти же периоды Телемусова М.В. работала и в учреждениях дополнительного образования детей по совмещению, что могло бы учитываться как норма рабочего времени, выполняемая суммарно по основному и другим местам работы.
Однако с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей учреждений дополнительного образования для детей применительно к льготному пенсионному обеспечению произошло после изменения законодательства, в соответствии с которым граждане, поступившие на работу в учреждения дополнительного образования для детей на должность преподавателя после 01.01.2001 правом на пенсионные льготы не пользуются.
То есть работа Телемусовой М.В. в должности преподавателя в МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ...", начиная с 01.01.2001 могла быть включена в специальный стаж только при условии наличия у нее выслуги продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев на дату 01.01.2001 и наличия факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 N 781 в учреждении, указанном в пункте 2 раздела "Наименование учреждений".
Судом установлено, что на 01.01.2001 продолжительность выслуги у Телемусовой М.В. составляла 15 лет 05 месяцев 16 дней, что подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, и не оспаривается самим истцом. На должность преподавателя муниципального учреждения дополнительного образования детей (МОУ ДОД "Детская музыкальная школа ...") истец впервые поступила лишь 01.09.2001, то есть после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 N79. В связи с чем работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования в оспариваемые истцом периоды не может быть суммирована для исчисления нормы рабочего времени по основному месту работы на основании п.4 Правил от 29.10.2002 N 781, а по основному месту работы, как уже отмечено выше, истец не выполняла норму рабочего времени, установленную на ставку заработной платы.
Поэтому суд правомерно отказал Телемусовой М.В. во включении оспариваемых периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Соответственно, отсутствуют основания для признания за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 27.12.2010, поскольку требуемый 25-летний педагогический стаж на указанную дату истцом не выработан.
Доводы кассационной жалобы Телемусовой М.В. основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит, поэтому во внимание не принимает. Иных доводов, имеющих юридическое значение и способных повлиять на законность и обоснованность постановленного судом решения, жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 360, абз.2 ст. 361, ст. 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Североуральского городского суда Свердловской области от 22.03.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Телемусовой М.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 1 сентября 2011 г. N 33-11849\2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru