Определение Свердловского областного суда
от 30 августа 2011 г. N 33-12174/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И. П.,
судей Родионовой Т. О., Волковой Я. Ю.
с участием прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Даниловой А. В.
при секретаре Плотниковой М. П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2011 г. гражданское дело
по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Камышловский муниципальный район, Муниципальному образованию Обуховское сельское поселение о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки
по кассационному представлению Камышловского межрайонного прокурора на решение Камышловского городского суда Свердловской области от 08 июля 2011 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., объяснения прокурора Даниловой А.В., поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения представителя МО Камышловский муниципальный район - Кулакова О. А. (по доверенности ( / / )), возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Камышловский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что при проверке исполнения природоохранного законодательства на территории Камышловского муниципального района прокуратурой и специалистами-экологами экспертного отдела СОГУ ... и Роспотребнадзора установлено, что на территории ... расположена свалка твердых и жидких бытовых отходов, находящаяся на балансе Камышловского муниципального района. Обращение с отходами каким-либо хозяйствующим субъектом фактически не осуществляется. При эксплуатации свалки не соблюдаются экологические и санитарные нормы и правила, не ведется учет размещаемых на свалке отходов, мониторинг состояния окружающей среды на территории свалки. Согласно экспертному заключению экспертного отдела СОГУ ... от 08 апреля 2011 г. выявлены нарушения требований ст. ст. 7, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 8, 11-13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 18 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Так, дорога ... на протяжении 200 м от свалки завалена ТБО, до территории свалки они не довозятся и размещаются вдоль подъездных путей, в результате чего придорожные полосы по обе стороны завалены отходами. Объем сброшенных на почву ТБО вне свалки составляет 100-120 куб. м, площадь захламления составляет не менее 0, 3 га. ТБО размещаются непосредственно навалом на грунт по всему периметру свалки, планировка (буртовка) отходов на свалке проводится нерегулярно, ТБО не уплотняются, изоляция отходов грунтом не осуществляется. Ограждение свалки отсутствует, свалка не обвалована, не оканавлена, шлагбаум на въезде отсутствует, дорога до свалки расчищена на протяжении 350 м ..., остальная часть дороги завалена отходами. Жидкие бытовые отходы сбрасываются непосредственно с придорожной полосы подъездных путей, в 150 метрах от жилой застройки ...
Указывая, что допущенные нарушения экологического законодательства создают угрозу загрязнения окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причинения вреда здоровью граждан, при этом органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территории поселений, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения, органы местного самоуправления несут ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях, ссылаясь на ст. ст. 13, 8 Закона об отходах производства и потребления, ст. ст. 7, 3 Закона об охране окружающей среды, ст. ст. 14, 15
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 5 Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 г. N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", прокурор просил: "обязать МО "Камышловский муниципальный район", МО "Обуховское сельское поселение" организовать ликвидацию несанкционированной свалки, на подъездном пути к свалке сброшенные на почву ТБО вне объекта размещения бытовых отходов - свалки ТБО и ЖБО ..." ...
Глава администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район ... иск не признал, в письменном возражении указал, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к вопросам местного значения сельского поселения. Во исполнение закона и в соответствии с Уставом муниципального образования Камышловский муниципальный район издано Постановление Главы муниципального образования Камышловский муниципальный район от 20 мая 2009 г. ... "О мероприятиях по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования", этим постановлением запрещена деятельность по размещению отходов потребления и производства на 18 объектах... При содействии органов местного самоуправления муниципального района создано ООО "А.", уставной деятельностью которого являются вопросы организации переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов. В 2011 г. на финансирование мероприятий по организации утилизации и переработки бытовых отходов и мусора, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок, запланировано ..., свалка ... расположена на территории муниципального образования "Обуховское сельское поселение", вывозом мусора и отходов, а также размещением данных отходов занимается ООО "Б." ..., органами местного самоуправления муниципального образования Обуховское сельское поселение не организован надлежащий контроль за деятельностью ООО "Б.", не контролируется конечный пункт доставки мусора и отходов, что влечет злоупотребления со стороны руководства ООО "Б.". Согласно муниципальной целевой программе "Охрана окружающей среды, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании Камышловский муниципальный район на 2011 год", утвержденной Постановлением Главы муниципального образования от 13 декабря 2010 г..., свалка ТБО ... будет ликвидирована в 3 квартале 2011 г. Считал иск к МО Камышловский муниципальный район не подлежащим удовлетворению ...
Глава муниципального образования "Обуховское сельское поселение" ... в письменном возражении иск не признала, указала, что ликвидированы две несанкционированные свалки у мест сбора ТБО ..., с 01 марта 2011 г. Администрацией МО Обуховское сельское поселение заключен договор с ООО "В." на вывоз ТБО от муниципального жилья ...
В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора Сидоренко Т. Г. иск о ликвидации несанкционированной свалки поддержала, представив уточненное исковое заявление с требованием: "Обязать МО "Камышловский муниципальный район" и МО "Обуховское сельское поселение" организовать ликвидацию несанкционированной свалки, находящейся по пути на дорогу к свалке, расположенной в 0, 7 км от северо-западной окраины ..., в 4 км ... (примыкающие к дороге поля 120 м кубических - площадь не менее 0, 3 га) сброшенные на почву ТБО вне объекта размещения бытовых отходов - свалки ТБО и ЖБО ...
Представитель муниципального образования Камышловский муниципальный район Кулаков О. А. и Глава муниципального образования "Обуховское сельское поселение" ... в судебном заседании иск не признали.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 8 июля 2011 г. в иске прокурору отказано.
В кассационном представлении Камышловский межрайонный прокурор ... просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права. Отказ в иске со ссылкой на проведение администрацией района мероприятий по ликвидации свалки ... считает необоснованным, поскольку предметом иска являлось требование о ликвидации несанкционированной свалки, в отношении которой никаких мер не принималось. Также указывает на отсутствие в решении суда выводов об основаниях отказа в иске к муниципальному образованию "Обуховское сельское поселение". Просит направить дело на новое рассмотрение ...
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением судом норм материального и процессуального права, недоказанностью установленных судом обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (материальный закон, процессуальные нормы - ч. 4 вышеуказанного Постановления).
Принятое по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поскольку не соответствует вышеуказанным требованиям.
Предметом иска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, являлось возложение обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки на муниципальные образования - Камышловский муниципальный район, Обуховское сельское поселение.
В соответствии со ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; а сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии ч. 1 ст. 37 ГПК Российской Федерации способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности принадлежит организациям.
Муниципальное образование не является юридическим лицом и в силу ч. 1 ст. 41 указанного Закона, а также п. 2 ст. 125 ГК Российской Федерации может осуществлять права и нести обязанности через органы местного самоуправления, структура и компетенция которых закреплены в уставе муниципального образования. С учетом изложенного, а также абз. 4 ст. 149, п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК Российской Федерации судье следовало определить, какие органы местного самоуправления муниципальных образований должны участвовать в деле в качестве ответчиков, привлечь указанные органы к участию в деле в качестве ответчиков (в исковом заявлении органы местного самоуправления в качестве ответчиков не указаны, иск предъявлен прокурором непосредственно к муниципальным образованиям). Указанные действия судьей произведены не были; органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в суде по предъявленному иску интересы муниципальных образований, к участию в деле не привлекались, Уставы муниципальных образований, в которых определена структура органов местного самоуправления, их компетенция судом не исследовались. В деле имеется отзыв от имени Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район ..., при этом администрация данного муниципального образования к участию в деле не привлекалась, в качестве ответчика в решении суда не указана. Доверенность на право представления в суде интересов муниципального образования Камышловский муниципальный район выдана от лица Администрации муниципального образования Главой администрации ..., являющимся также и Главой муниципального образования Камышловский муниципальный район. В соответствии со ст. ст. 34, 36-37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления и глава муниципального образования, и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) являются органами местного самоуправления, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Суду следовало определить, какой из органов должен представлять муниципальное образование по предъявленному иску, привлечь его к участию в деле; по этому же принципу должен был определяться второй ответчик, представляющий интересы муниципального образования Обуховское сельское поселение.
Исходя из определенной Законом об общих принципах организации местного самоуправления, уставами муниципальных образований компетенции и полномочий органов местного самоуправления муниципального района и поселения, а также с учетом установленных указанными в исковом заявлении законами обязанностей данных органов в сфере обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды, суд также должен был определить, какой орган (либо оба органа) являются надлежащими ответчиками по заявленному иску. Таких выводов решение суда не содержит.
Нельзя согласиться с выводами суда и по существу спора.
Предъявляя иск, прокурор ссылался на нарушение прав неопределенного круга лиц выявленными нарушениями законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципальных образований, в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, просил возложить на ответчиков обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14, подп. 14 п. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Соответствующие компетенция и полномочия органов местного самоуправления определены в уставах муниципальных образований - пп. 18 п. 1 ст. 6 и п. 41 ст. 29 Устава МО "Обуховское сельское поселение" (принят решением Думы МО "Обуховское сельское поселение" от 14 декабря 2005 г. N 5), п. 13 ч. 1 ст. 5 и п. 18 ст. 30 Устава МО Камышловский муниципальный район (принят Решением Думы МО Камышловский район от 24 июня 2005 г. N 131).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 18 пункта 1 статьи 30 Устава Камышловского муниципального района Свердловской области, утвержденного названным Решением
К полномочиям муниципального образования Камышловский муниципальный район области обращения с отходами относятся, в частности:
- создание экономических, социальных и правовых условий для использования отходов, уменьшения их образования, внедрения малоотходных технологий, рационального использования природных ресурсов и вторичного сырья.
- разработка и реализация муниципальных целевых программ в области обращения с отходами;
- решение иных вопросов, связанных с организацией утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. п. 3.1., 3.2., 3.9. Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Камышловский муниципальный район, утвержденного Постановлением Главы муниципального образования Камышловский муниципальный район от 1 декабря 2010 г N 784).
Судом отказано в иске со ссылкой на то, что факт бездействия Администрации МО Камышловский муниципальный район в области охраны окружающей среды не доказан, поскольку Постановлением Главы МО Камышловский муниципальный район от 31 декабря 2010 г. N 796 утверждена целевая программа "Охрана окружающей среды, утилизация и переработка отходов на 2011 г.", где в плане на 2011 г. предусмотрена утилизация и переработка отходов на свалке ..., для реализации программы из местного бюджета выделены денежные средства ..., то есть проведены мероприятия по организации ликвидации свалки ... Суд также признал недоказанным само наличие несанкционированной свалки, ссылаясь при этом на экспертное заключение от 08 апреля 2011 г... Между тем, указанным документом вывод суда об отсутствии несанкционированной свалки не подтверждается. Напротив, как видно из текстовой части заключения и фотографий ..., свалка ТБО и ЖБО ... площадью 2 га расположена на землях сельскохозяйственного назначения, находится в 0, 7 км от северо-западной окраины ..., в 4 км ... Дорога ... на протяжении 200 м от свалки завалена ТБО (фото 4), ТБО до "тела" свалки не довозятся, размещаются вдоль подъездных путей (фото 5, 6), в результате чего придорожные полосы по обе стороны завалены отходами, объем сброшенных на почву ТБО вне объекта размещения бытовых отходов составляет 100-120 куб. м, площадь захламления составляет не менее 0, 3 га. Дорога до свалки расчищена только на протяжении 350 м ..., остальная часть дороги завалена отходами. ЖБО сбрасываются непосредственно с придорожной полосы подъездных путей (фото 7) в 150 м от жилой застройки ...
Указанное экспертное заключение ... от 08 апреля 2011 г. составлено ... ведущим специалистом-экологом экспертного отдела СОГУ ..., при участии помощника Камышловского межрайонного прокурора ... на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Устава СОГУ "Центр экологического мониторинга и контроля", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 09 августа 2006 г. N 687-ПП, в соответствии с письмом Камышловской межрайонной прокуратуры от 05 апреля 2011 г..., по жалобе жителей ... В заключении содержатся выводы о нарушениях требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления по свалке ..., также отражено, что Постановлением Главы администрации МО Камышловский муниципальный район от 20 мая 2009 г. N 320 "О мероприятиях по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО КАмышловский МР" запрещена деятельность по размещению отходов на данном объекте ..., проекты рекультивации объектов отсутствуют, работы по рекультивации и ликвидации не произведены.
Участвующие в деле представители от муниципальных образований в ходе судебного разбирательства, по существу, не отрицали зафиксированные в заключении факты незаконного вывоза и размещения отходов вне объекта размещения отходов и захламления значительной части территории земельного участка за пределами свалки. В судебном заседании представитель МО Камышловский муниципальный район Кулаков О. А. пояснил, что главой района принят запретительный акт на использование свалки, администрацией района до предъявления иска приняты меры по организации ликвидации свалки: издано постановление от 13 декабря 2010 г об утверждении целевой программы, согласно плану на 2011 г. предусмотрена утилизация отходов на свалке ..., в настоящее время проводится конкурс, по итогам которого будет заключен контракт, на проведение данных мероприятий выделено ... Также пояснил, что свалка ... не является несанкционированной свалкой, это закрытая свалка, которая в настоящее время в силу объективных причин увеличилась ... Глава МО Обуховское сельское поселение ... пояснила, что не считает свалку несанкционированной, мусор расположен по пути к свалке ..., то есть образовался при ней. Ликвидацией свалки должна заниматься администрация района. Несмотря на то, что свалку официально закрыли, туда продолжают вывозить мусор население, организации, так как привыкли к этому месту, а также это обусловлено объективной необходимостью. Пока у свалки не будет хозяйствующего субъекта, она будет разрастаться и дальше ...
Доводы указанных лиц об отсутствии несанкционированной свалки и соответствующее суждение об этом в решении суда нельзя признать состоятельными. В соответствии с п. 4.13. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 N 607-ст с 1 июля 2002 г.) несанкционированные свалки отходов: территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Материалами дела не опровергаются доводы иска и выводы заключения от 8 апреля 2011 г... о размещении отходов на непредназначенной для этого территории. В соответствии с п. 4.11. ГОСТ 30772-2001, ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объект размещения отходов: полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки. Доказательств того, что отходы размещены в пределах объекта размещения отходов (код 297), представителями муниципальных образований не представлено. При таких обстоятельствах отказ в иске по основанию недоказанности наличия несанкционированной свалки отходов нельзя признать обоснованным.
Приводя суждение о недоказанности бездействия Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район в области охраны окружающей среды, суд не учел, что предметом иска не являлись требования прокурора об оспаривании бездействия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами; истцом было заявлено требование о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки на территории муниципального образования, и суд должен был установить, на ком лежит соответствующая обязанность. Представитель муниципального образования Камышловский муниципальный район, возражая против иска, ссылался на принятие целевой программы по охране окружающей среды, утилизации и переработке отходов на 2011 г., выделение из бюджета денежных средств на реализацию данной программы, однако каких-либо доказательств о фактически проведенных мероприятиях, предусмотренных указанной программой и направленных на ликвидацию несанкционированного размещения отходов ..., в суд не представлено. В соответствии с разделом 1 Муниципальной целевой программы "Охрана окружающей среды, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании Камышловский муниципальный район на 2011 год" в целях оптимизации расходов по лицензированию и содержанию полигонов ТБО принято решение о закрытии 18 муниципальных объектов размещения отходов, в 2010 г. ликвидировано 8, оставшиеся 10 объектов планируется ликвидировать в 2011 г. Согласно п. 1.1. Плана мероприятий по выполнению ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании Камышловский муниципальный район на 2011 год" (приложение ...) предусмотрено восстановление нарушенных земель, которые использовались для размещения отходов, в том числе свалка ТБО ..., 0, 5 га (код 297), срок исполнения - март-декабрь 2011 г., ответственные за исполнение мероприятия - отдел ЖКХ Администрации МО КМР ... Согласно паспорту программы реализацию и мониторинг программы осуществляет отдел ЖКХ Администрации Камышловского муниципального района, отчет о выполнении программы представляется в отдел экономического развития и торговли Администрации Камышловского муниципального района ежеквартально - до 30 числа месяца, следующего за кварталом; за год - до 1 февраля 2012 года ... Муниципальным заказчиком программы является Администрация муниципального образования Камышловский муниципальный район, которая в лице отдела ЖКХ осуществляет организацию и управление всем комплексом мероприятий по их реализации. Программа утверждена в декабре 2010 г., заключение составлено в апреле 2011 г., иск рассмотрен в июле 2011 г., на момент рассмотрения дела судом первой инстанции в деле отсутствовали доказательства реализации мер, предусмотренных программой, по ликвидации несанкционированного размещения отходов в районе свалки ..., восстановлению земель, использовавшихся для размещения отходов. Таких доказательств не представлено и в суд кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в иске о возложении на органы местного самоуправления обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки нельзя признать законным и обоснованным, указанное решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку разрешение иска по существу в суде кассационной инстанции не представляется возможным ввиду непривлечения к участию в деле в качестве ответчиков органов местного самоуправления муниципальных образований, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неопределения надлежащего ответчика по заявленному иску. При новом рассмотрении дела суд должен учесть вышеизложенное, произвести необходимую подготовку дела к судебному разбирательству, привлечь к участию в деле в качестве ответчиков органы местного самоуправления муниципальных образований, предложить истцу уточнить исковые требования в части указания места расположения несанкционированной свалки, (поскольку в случае удовлетворения иска резолютивная часть решения суда должна содержать такие сведения и не вызывать неясностей при исполнении решения), выяснить обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 361, ч. 1 ст. 362 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Камышловского городского суда Свердловской области от 08 июля 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 30 августа 2011 г. N 33-12174/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru