Определение Свердловского областного суда
от 8 сентября 2011 г. N 33-12983/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зарубина В.Ю.,
судей Суханкина А.Н. и Колесниковой О.Г.,
при секретаре Хохлове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08.09.2011 гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по кассационной жалобе администрации Березовского городского округа на решение Березовского городского суда Свердловской области от 24.06.2011.
Заслушав доклад судьи Суханкина А.Н., заключение прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Привороцкой Т.М., полагавшей, что решение суда является законным, а доводы кассационной жалобы не подлежат удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Березовского Свердловской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа и территориальному отделу администрации Березовского городского округа по пос. Сарапулка и пос. Становая о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, в котором просил признать бездействие ответчиков незаконным, обязав провести мероприятия по устранению выявленных нарушений незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, а именно: выполнить опашку населенных пунктов; удалить сухую растительность; обеспечить требуемым наружным противопожарным водоснабжением; создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года; установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения пожарных водоемов, расположенных на территории поселков; установить технические средства оповещения населения о пожаре.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства с привлечением отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по Свердловской области установлено, что на территории населенных пунктов... в нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности, своевременно не выполнены первичные меры пожарной безопасности к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 года: отсутствует опашка населенных пунктов; не удалена сухая растительность; населенные пункты не обеспечены требуемым наружным противопожарным водоснабжением; в целях пожаротушения не созданы условия для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории поселков; не выполнены подъезды к естественным водоемам размерами не менее 12х12 м с твердым покрытием; отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения - пожарных водоемов; отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре; расстояние от строений до лесного массива составляет менее 15 м; допускается индивидуальное жилищное строительство непосредственно в муниципальном лесу.
В судебном заседании заместитель прокурора Рачева А.М. доводы и требования иска поддержала.
Представитель ответчика - администрации Березовского городского округа Колупаева М.М. в судебном заседании признала, что на территории поселков Становая и Сарапулка необходимо: создать наружное противопожарное водоснабжение - пожарные водоемы; обеспечить условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года; установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения, а также технические средства оповещения населения о пожаре. В остальной части требований с иском не согласилась, пояснив, что администрацией принимаются все возможные меры по обеспечению противопожарной безопасности Березовского городского округа включая территории поселков ... Вместе с тем проведение администрацией Березовского городского округа ряда мероприятий ограничено отсутствием соответствующих финансов.
Отдел администрации Березовского городского округа по пос. Сарапулка и пос. Становая в судебное заседание своего представителя не направил.
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности Березовского ГО ГУ МЧС России по Свердловской области Федяев М.А. доводы и требования иска поддержал.
Вышеприведенным решением суда на администрацию Березовского городского округа возложена обязанность на территориях населенных пунктов ... до истечения месячного срока со дня вступления решения в законную силу провести опашку, удалить сухую растительность, установить технические средства оповещения населения о пожаре. До истечения двухмесячного срока со дня вступления решения в законную силу на администрацию возложена обязанность обеспечить населенные пункты наружным противопожарным водоснабжением, создать в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года, установить указатели к источникам наружного противопожарного водоснабжения - пожарных водоемов, расположенных на территории поселков.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С таким решением ответчик не согласился и в кассационной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Статья 19 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" предусматривает перечень первичных мер пожарной безопасности, разработка и реализация которых возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Пунктами 89, 90 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Положениями ст. ст. 7, 14 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, производятся заблаговременно.
Суд установив, что в нарушение приведенных норм администрацией Березовского городского округа не предприняты меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, обоснованно удовлетворил исковые требования.
Факт бездействия администрации Березовского городского округа нашел свое подтверждение и был установлен судом в судебном заседании.
К такому выводу суд пришел всесторонне, полно, объективно и непосредственно исследовал имеющиеся в деле доказательства. Результаты оценки доказательств отражены в решении суда, в котором приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Так судом были оценены представленные истцом в материалы дела фототаблица и иные документы, которые ответчиком опровергнуты не были, указывающие на непринятие ряда мер ответчиком к обеспечению пожарной безопасности ..., которые ответчик обязан выполнять в силу возложения на него таких обязанностей законом.
Также дана оценка и представленному ответчиком письму о создании подразделения пожарной охраны, которое, как установил суд, было направлено председателю Правительства Свердловской области только после предъявления иска.
При этом доводы ответчика о выполнении необходимых мероприятий, со ссылкой на заключенные контракты на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, выполнение работ по тушению пожаров, не нашли своего подтверждения в суде, поскольку в отсутствие актов выполненных работ по ним не подтверждают указанные ответчиком обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы, которые сводятся к утверждению о выполнении всех необходимых мер, не могут быть принят во внимание, поскольку были предметом тщательного и полного исследования, о чем в решении суда содержится мотивированный и исчерпывающий ответ, основанный на проверенных судом доказательствах в их совокупности.
В свою очередь ссылка в кассационной жалобе на то, что суд необоснованно обязал произвести опашку на всей территории ..., когда опашка в местах, где угроза переброски огня отсутствует, не отвечает принципам результативности и эффективности использования бюджетных средств, не может быть принята во внимание, поскольку решение суда не содержит вывода о выполнении опашки по всей территории, а фактически является понуждением выполнить такую опашку, где это необходимо в целях обеспечения пожарной безопасности.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 24.06.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 8 сентября 2011 г. N 33-12983/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru