Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 сентября 2011 г. N А60-20862/2011
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ЗАО "Зеленый Медведь"
к ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России по пожарному надзору
с участием третьего лица: ИП Бороздиной Е.Б.
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя: А.В.Кандалов, директор, С.М. Мелекесова, адвокат;
от заинтересованного лица: С.В.Кутаев, предъявлено удостоверение, Д.Б.Афонин, предъявлено удостоверение;
от третьего лица: А.Г.Бороздин, представитель по доверенности N 66АА0804421 от 22.09.2011.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель, неоднократно уточнив требования, просит признать недействительными пункты 6, 21 предписания N 19/1/1-21 от 24.03.2011г., вынесенного ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России по пожарному надзору.
Заинтересованное лицо в удовлетворении требований просит отказать, представлен отзыв.
Третье лицо поддерживает позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Оспариваемое предписание вынесено ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России по пожарному надзору по результатам проведения внеплановой проверки ЗАО "Зелёный медведь". Проверкой выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности, которые нашли свое отражение в предписании, отдельные пункты которого оспаривает Общество.
Статья 198 АПК РФ предусматривает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре (далее - Положение о государственном пожарном надзоре). Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющихся государственными инспекторами по пожарному надзору, правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ и подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности, данными Правилами устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В пункте 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требований настоящего Закона.
Как следует из пункта 6 оспариваемого предписания, в административно- бытовой части здания по ул. Строителей, 7А, принадлежащей на праве собственности ЗАО "Зелёный Медведь", на лестничной клетке первого этажа (помещение N 2 по приложенным планам) перед спуском с лестничного марша, в отступление от проекта изменено объемно-планировочное решение, а именно- установлена металлическая дверь, в результате чего ухудшены условия безопасной эвакуации людей как из помещений, расположенных на втором этаже, так и из помещений первого этажа.
На основании требований п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей.
В соответствии с п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). В свою очередь данная дверь не была предусмотрена проектным решением, как следует из прилагаемых схем и заключений, а была установлена на пути эвакуации по лестнице в результате хозяйственной деятельности ЗАО "Зелёный Медведь".
В соответствии с требованием пункта 1 ППБ 01-03 настоящие Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Система противопожарной защиты обеспечивается устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 22 июня 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
Пои проверке установлено, что наличие дополнительной металлической двери на пути эвакуации влечет за собой возможность наступления вредных воздействий опасных факторов пожара во время эвакуации людей, создает неблагоприятные условия для безопасной эвакуации и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Что касается пункта 21 оспариваемого предписания, то им установлено, что в административно бытовой части здания II степени огнестойкости по ул. Строителей, 7А, принадлежащей на праве собственности ЗАО "Зеленый Медведь", помещения различных классов функциональной пожарной опасности: N N 8, 10, 11 класса функциональной пожарной опасности Ф4.3 - конторы, офисы, расположенные на втором этаже, не отделены от помещений класса функциональной пожарной опасности ФЗ.1 - помещения организации торговли и Ф2.2 - танцевальные залы в закрытых помещениях, ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Кроме того, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что отсутствует проектная документация на строительство несущих и ограждающих конструкций помещений N N 8, 10, 11 расположенных на втором этаже (нумерация помещений согласно кадастровому паспорту помещения от 27.09.2010 г. Инв. N 1024/01/0005/50-00. План расположения помещений на 2 этаже).
Как следует из материалов дела, в здании II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности здания СО, помещение N 8 на 2 этаже имеет перегородки, выполненные из горючих материалов (доски, обшитые листами ДВП), относящиеся к строительным конструкциям с классом пожарной опасности КЗ, что не соответствует принятому по проекту для здания II степени огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности здания СО, в котором должны применяться строительные конструкции (перегородки) с классом пожарной опасности КО. Установленное является нарушением требований ст. 1, 6 Федерального закона N 184 от 27.12.2002 года "О техническом регулировании", ст. 4, 5, 6, 151, ч. 6 ст. 87, ч. 2 ст. 36, ч 1 ст. 137 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В здании II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности здания СО, под помещениями 2-го этажа N N 10, 11, 8 (нумерация помещений согласно кадастрового паспорта помещения от 27.09.2010 г. Инв. N 1024/01/0005/50-00. План расположения помещения на 2 этаже) междуэтажные перекрытия выполнены из горючего материала (деревянных досок покрытые листами ДСП - древесно-стружечные плиты), которые не имеют нормируемого предела огнестойкости, равному не менее R.EI 45, а также строительные конструкции (деревянные перекрытия) имеют класс пожарной опасности КЗ, что не соответствует принятому по проекту для здания II степени огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности здания СО, в котором должны применяться строительные конструкции (перекрытия) с классом пожарной опасности КО нарушение требований ст. 1, 6 Федерального закона N 184 от 27.12.2002 года "О техническом регулировании", ст. 4, 5, 6, 151, ч. 2 ст. 87 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В здании II степени огнестойкости несущие элементы перекрытий под помещениями 2-го этажа N N 10, 11, 8 (нумерация помещений согласно кадастрового паспорта помещения от 27.09.2010 г. Инв. N 1024/01/0005/50-00. План расположения помещения на 2 этаже) выполнены из незащищённых металлических конструкций (балки из швеллеров, двутавров; несущие колонны из металлических труб) имеют предел огнестойкости R15, что ниже требуемого предела огнестойкости равного не менее R90 - нарушение требований ст. 1, 6 Федерального закона N 184 от 27.12.2002 года "О техническом регулировании", ст. 4, 5, 6, 151, ч. 2 ст. 87 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности выявлены в ходе проведения внеплановой выездной проверки ЗАО "Зелёный медведь".
В соответствии с п. 70 Административного регламента, государственным инспектором ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" по пожарному надзору С.В. Кутаевым выдано предписание N 19/1/21 от 24.03.2011г., при этом в соответствии с абзацем 4 п. 70 Административного регламента срок устранения выявленных нарушений - 31 мая 2011 года.
При рассмотрении заявления ЗАО "Зелёный Медведь" (вх. N 748-18/5 от 18.05.11 г.) об отмене предписания N 19/1/21 от 24.03.2011 заместителем главного государственного инспектора ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" по пожарному надзору Д.Б. Афониным принято решение N 1723-18/5 от 17.06.2011г. об оставлении предписания без изменения.
Рассмотрев доводы сторон, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Заявитель, оспаривая предписание в части пунктов 6 и 21 ссылается на то, что на проверяемый объект требования законодательных актов (в частности, Закона N 123-ФЗ) не распространяются. Между тем, данный довод отклоняется судом, поскольку согласно части 4 статьи Федерального закона N 123-ФЗ, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Суд считает, что исходя из представленных в дело материалов, дальнейшая эксплуатация спорного здания с нарушениями правил пожарной безопасности (то есть без выполнения соответствующих пунктов предписания) может привести к угрозе жизни или здоровью людей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Доводы заявителя о том, что органом государственного пожарного надзора не рассчитан уровень пожарного риска на проверяемом объекте, в связи с чем, по мнению ЗАО "Зелёный медведь", не доказано наличие угрозы жизни или здоровью людей, также отклоняется, поскольку ч. 3 ст. 6 Закона N 123-ФЗ при выполнении обязательных требований пожарной безопасности и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Заявитель также пояснил, что часть помещений в спорном здании проданы ИП Бороздиной, в материалы дела представлен договор купли-продажи от 01.05.2002г., согласно которому ИП Бороздина получила в собственность часть строения (ул. Строителей 7а) из 20 смежных помещений на 1 этаже. Заявитель полагает, что предписание в части п. 21 не распространяется на ЗАО "Зелёный медведь", так как Общество перестало быть собственником помещений. Между тем, как следует из имеющихся документов (договора купли-продажи от 01.05.2002г., выкопировки нежилого помещения N 1 из плана здания литера А А1 с экспликацией, планов помещений 1 и 2 этажей, технического паспорта помещения, технического заключения с прилагаемыми планами), помещения N 8,10,11, в отношении которых установлено нарушение норм ПБ, находятся именно в собственности заявителя. Таким образом, в этой части доводы ЗАО "Зелёный медведь" также не обоснованы.
В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований ЗАО "Зелёный медведь" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 сентября 2011 г. N А60-20862/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника